В свое время Г. Гегель заметил, что подростку кажется, будто окружающий его мир распался, и он приводит его в порядок в своем воображении, так что нужно известное время, чтобы понять – мир в своих основных чертах закончен, причем, вполне разумно. Во всяком случае, с тем, что несколько лет воображение будет доминировать над впечатлениями, обыденное становится таинственным, а поведение неординарным, мир полон скрытых смыслов (как у шизоида), приходится мириться.
Возникает своеобразная деперсонализация (по Т. Шибутани) с замещением эмоционально окрашенного единения со средой рационально обусловленным конформизмом и социально-психологической мистикой. Людям, оказавшимся в таком разобщении с социумом, присуще дрейфовать по жизни, меняя одну среду обитания на другую, подчас диаметрально противоположно отличающуюся от предыдущей по своим моральным и этическим качествам, без внутреннего конфликта. Если же люди с несформированными контурами личности все-таки решаются на сближение с окружающими, их поведение отличается сочетанием рассудочного побуждения и инфантильно-эмпатийного переживания, что ставит в тупик нормально развитых людей, которые идут им навстречу. Неадекватная экзальтация, пустая обидчивость, эгоцентризм в ожиданиях и неловкость в обращении зачастую производят впечатление психопатизации и фиксируются в виде диагноза патохарактерологического развития.
Разумный и умелый педагог старается обеспечить каждому ученику ситуацию успеха, заметить и подчеркнуть личные рекорды, дать возможность проявиться сильным сторонам натуры, не обязательно в форме достижений в учебе. Когда ребенок утверждает свои позиции собственными усилиями и растет как личность, страх когнитивного диссонанса не довлеет над ним. Учитель неразумный, но умелый, формирует у детей привычку пребывать во власти, когда взрослый прав при любых обстоятельствах, а любой индивидуализм пресекается как недостойный эгоизм. Он поддерживает страх когнитивного диссонанса в постоянном напряжении, делая детей, по выражению А. Фрейд, «несчастными жертвами блестящего воспитания, в нравственном отношении мало чем отличающимися от своих запущенных в социальном отношении сверстников». Неразумный и неумелый учитель допускает сегрегацию по успеваемости и социальному статусу, закладывая в фундамент личности неприветствуемого ученика гото
... Читать дальше »
"История - это философия, которая учит нас с помощью примеров". Г.Болингброк, мыслитель. "История - наука будущего". Константин Кушнер. "История - это наука о том, чего уже нет и не будет".Поль Валерии."Всемирная история есть история побед людей над людьми". Стефан Жеромский. "История начинается тогда, когда уже ничего невозможно проверить". Вячеслав Верховский. "История повторяется". Перефразированный Фукидид. "Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым". Джордж Оруэлл. "Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение". Александр Бенкендорф, шеф корпуса жандармов. "У каждого века есть свое средневековье". Станислав Ежи Лец. "Государственное образование, именовавшееся Священной Римской империей, не было ни священной, ни римской, ни империей". Вольтер. "У кажд
... Читать дальше »
- Стресс (англ. напряжение) – общая реакция организма на ситуацию, требующая перестройки, адаптации, которая переживается как горе, несчастье, истощение сил, сопровождается нарушением контроля и приспособления к окружающему. - Фрустрация (лат. обман, тщеславное ожидание, расстройство) – состояние, вызванное двумя моментами: сильная мотивация достичь цели и преграда, препятствующая этому. Физические – ограничение свободы, биологические – болезнь, психологические – страх, застенчивость, нехватка знаний, моральные – нормы, правила поведения, запреты. Следствие – от небольшой дезорганизации до полной потери надежды и терпения. - Конфликт (лат. столкновение) – ситуация выбора, которую личность не может разрешить. Конфликт дезорганизует поведение человека. - Кризис (решение, поворотный пункт) – состояние, порождаемое вставшей перед личностью проблемой, от которой она не может уйти (болезнь, изменение внешности, другие условия жизни,
... Читать дальше »
Сопротивление воспитанию – такое состояние ребенка, которое выражается в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса. 1. Инфантилизм - сохранение свойств психики, поведения, свойственных детству, незрелость эмоционально-волевой сферы. 2. Регрессивное поведение – возвращение к примитивному поведению: грызет ногти, сосет палец, теребит одежду, боится темноты, уколов. 3. Эффект ореола – эффект первичной информации. 4. Эффект МЫ и ОНИ – бессознательная консолидация с определенной социальной общностью, отделение себя от другой: дети и родители, учителя и родители и др. 5. Эффект БЫТЬ КАК ВСЕ или НЕ БЫТЬ КАК ВСЕ – вызывающая демонстративная форма поведения. 6. Конформность – подверженность групповому влиянию. Особенно срабатывает чувство конформизма в критических ситуациях – все побежали, и я побежал… 7. Психическая атака – устрашение, подавление воли, морально-психического состояния любимчиков,
... Читать дальше »
1. Непослушание – форма сопротивления советам, требованиям, просьбам со стороны взрослого, установленным нормам поведения. Шалость – эпизодическое непослушание, для шалости характерно положительный эмоциональный тон, удовольствие от сделанного, доброжелательное отношение к окружающим. Озорство – имеет эпизодический характер, цель такого поведения – досадить, отомстить, получить выгоду. Проступок – социально опасное поведение, имеет продуманный, повторяющийся характер. 2. Негативизм – немотивированное, неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих. Негативизм пассивный – нежелание выполнять просьбу, требование; негативизм активный – действует противоположным образом. Преодолеть негативизм помогает чуткое, доброжелательное отношение к ребенку, устранение случаев несправедливости по отношению к ребенку, разумная требовательность, уважительное отношение к ребенку. 3. Упрямство – необоснованное, нерациональное противод
... Читать дальше »
1. Следует помнить, что именно родители могут сделать своего ребенка счастливым, так как установка ближайшего круга общения для человека имеет более важную роль. 2. Важно строить свои отношения с ребенком на любви – "власть любимого”, то есть те, кого мы любим, имеют над нами власть и могут значительно повлиять на нас. 3. Выдвигать положительные гипотезы, общаясь с ребенком. Вольфган Гете "Если мы принимаем людей такими, как они есть, мы делаем их хуже. Если мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать”. 4. Усиление просительного желания уменьшает вероятность отклонений от просьбы. "Делай со мной что хочешь, Братец Лис, только, пожалуйста, не вздумай бросать меня в терновый куст”. 5. Прием вызывания кризиса, сознательное обострение отношений. Применяется в случае, когда родителя не устраивает характер отношений с ребенком. 6. Требуйте от детей то
... Читать дальше »
1. невысокий экономический уровень семьи 2. низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза безработицы, приводящие человека в состояние повышенного нервного напряжения 3. двойная нагрузка на женщину (трудовая нагрузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 часов в неделю, средний рабочий день женщины –матери, включая выходные составляет 11 часов) 4. высокий процент разводов 5. бытующее мнение о том, что муж лишь помогает жене в воспитании детей увеличение разрыва между семьей и школой (школа должна стремиться гуманизировать отношения с семьей, объединение усилий школы и церкви, координация педагогических усилий с гуманитарными фондами, обществами, организациями Красного Креста, разработки совместных благотворительно – воспитательных программ).
- семьи уважающие детей. Родители любят детей, знают об их жизни многое. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают стойкую потребность во взаимном общении. Их отношения строятся на порядочности, откровенности, взаимном доверии, равенстве; - отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую стараются не нарушать взрослые и дети. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными, часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Дети и родители общаются, но их отношения не столь глубоки. Иногда имеют место недостаточная чуткость, душевная тонкость и такт; - материально – ориентированные семьи. Главное внимание уделяется материальному благополучию. Ребенка приучают смотреть на жизнь прагматически. Детей принуждают хорошо учиться дл
... Читать дальше »
- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий, с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью; - в семье формируются те качества личности, которые нигде как в семье сформированы быть не могут; - в семье осуществляется социализация личности; - семья обеспечивает преемственность традиций; - важнейшей функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества; - существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
При решении конфликта наиболее часто встречаются две ситуации – А) родители подавляют ребенка, то вынужден отступить, подчиниться, затаив обиду; Б) родители уступают ребенку, испытывая чувство возмущения, бессилия, обиды. Оба эти варианта ведут к тому, что кто-то остается в проигрыше. Возможен и беспроигрышный вариант решения конфликта между ребенком и взрослым. Первый шаг. Определение проблемы. При этом важно выяснить причины поведения ребенка и взрослого. При этом полезно выслушать ребенка, а потом изложить свою позицию, используя Я-высказывания. Первый шаг надо завершить формулировкой проблемы (например, как можно пообщаться с друзьями, не побеспокоив маму). Второй шаг. Совместный поиск возможных вариантов решения, проводится по типу "мозгового штурма”, то есть предлагается любая, даже самая абсурдная идея, при этом отсутствует критика предлагаемого. Третий шаг. Обсуждение и оценка предложенных вариантов. Критерий – наскольк
... Читать дальше »
1. низкая педагогическая культура родителей – психолого-педагогическое просвещение, разъяснительная педагогическая работа с родителями. 2. отклонения характера и психопатии у самих родителей – при неустойчивой акцентуации характера – пониженный уровень требовательности к ребенку, эпилептоидная акцентуация характера – жесткое воспитание, доминирование родителя, истероидная акцентуация характера – противоречивый стиль воспитания (демонстративная забота и отвержение ребенка при отсутствии зрителей). Стиль доминирования может складываться при сензитивном или конформном типе характера характера. В указанных случаях необходима помощь психолога или психотерапевта. Родителя достаточно легко убедить в неправильности его отношений с ребенком, он легко соглашается заниматься с психологом и психотерапевтом. 3. личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. В этом случае в основе нарушений воспитания лежит неосознаваемая потребнос
... Читать дальше »
1. по содержанию воспитания, определяющему место воспитанника в обществе: - гражданское воспитание – воспитание гражданина, человека, отвечающего требованиям определенного общества, его принципам, нормам, правилам; - светское воспитание – отвечает требованиям изысканного этикета, требования светского общества; - элитарное воспитание (элита – от фр. elite – наиболее видные представители какой-либо части общества) – воспитание сложившееся в элитном обществе; - маргинальное воспитание (от лат. marginalis – находящийся на краю) – воспитание человека, который по своему уровню культуры находится вне рамок (на краю, на обочине) основных структурных социальных образований данного общества, господствующих в нем социокультурных норм и традиций, нравственных устоев; 2. по социальному назначению: - национальное воспитание – воспитание, основанное на национальномопыте, традициях, обычаях и направленное на формирование представителя определе
... Читать дальше »