1. по содержанию воспитания, определяющему место воспитанника в обществе: - гражданское воспитание – воспитание гражданина, человека, отвечающего требованиям определенного общества, его принципам, нормам, правилам; - светское воспитание – отвечает требованиям изысканного этикета, требования светского общества; - элитарное воспитание (элита – от фр. elite – наиболее видные представители какой-либо части общества) – воспитание сложившееся в элитном обществе; - маргинальное воспитание (от лат. marginalis – находящийся на краю) – воспитание человека, который по своему уровню культуры находится вне рамок (на краю, на обочине) основных структурных социальных образований данного общества, господствующих в нем социокультурных норм и традиций, нравственных устоев; 2. по социальному назначению: - национальное воспитание – воспитание, основанное на национальномопыте, традициях, обычаях и направленное на формирование представителя определенной нации; - религиозное воспитание – сложившееся в соответствии с канонами конфессионального учения и опыта, сложившегося в определенной религиозной среде; - интегральное воспитание – основано на межличностном опыте, носящее интегральный характер, сложившийся под воздействием многочисленных факторов среды; - классовое воспитание – воспитание человека с учетом принадлежности его к определенному классу; - партийное воспитание – воспитание в среде с определенными партийными установками, взглядами, отношениями, идеями; 3. по стилю семейного воспитания, способствующему формированию своеобразия характерологических черт воспитанника, способу взаимодействия между родителями и детьми, выражающемуся в степени взаимопонимания, причастности к решению общих проблем, общности мировоззрения и в содержании испытываемых друг к другу чувств: - авторитарное воспитание (от фран. avtoritarie – властный) – воспитание властного человека, не признающего и не прислушивающегося к чужому мнению, с непререкаемым авторитетом; - анархическое воспитание (от греч. anarhia – безначалие, безвластие) - воспитание человека без ограничений, на основе полной свободы, вседозволенности. Анархическое воспитание способствует формированию человека недисциплинированного, не признающего авторитетов, власти, своевольного, хаотичного; - гуманистическое воспитание (от лат. humanus – человеческий) – воспитание просвещенной, свободомыслящей, человеколюбивой личности; - демократическое воспитание (от греч. demos – народ, kratos - власть) – воспитание человека, приверженного к общественному, способного отождествлять свою позицию с требованиями общества, активно участвующего в общественной жизни; - инфернальное воспитание (от лат. infernalis – находящийся в аду) – воспитание человека, одержимого страстями, демонического; - либеральное воспитание – воспитание провозглашающее абсолютную свободу ребенка в выборе ценностных ориентаций, поступков, действий; - плюралистическое воспитание (плюрализм – проявление в деятельности, в общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок) – воспитание человека, способного проявлять себя в деятельности и общении, с позиций широкой эрудиции и гибкости, терпимо относиться к проявлениям других мнений; - прагматическое воспитание (от греч. pragma – действие) – воспитание, основанное на практической деятельности, направлено на развитие у человека того, что может пригодиться ему в жизни. Результат воспитания – человек – прагматик: практико-ориентированный, деловой человек, придерживающийся в общении и деятельности того, что является полезным для него; - творческое воспитание (или интеллектуальное, или инновационное воспитание) – воспитание, осуществляемое с учетом индивидуальности воспитанника, основанное на инициативе и творчестве, способствующее саморазвитию; 4. по направленности содержания воспитания: - духовное – воспитание души, духовной культуры, часто отождествляется с религиозным воспитанием; - нравственное воспитание; - политическое воспитание; - половое воспитание (рестриктивная модель (от франц. restriction – ограничение) – репрессивная модель, характеризуемая минимальной информацией, практикуется, например в Италии; пермиссивная модель –максимальное информирование, практикуется, например в Дании; демократическая модель – умеренная подача информации, практикуется, например, в Польше); - трудовое воспитание; - умственное воспитание; - физическое воспитание; - художественное воспитание; - экологическое воспитание; - экономическое воспитание; - этическое воспитание. |