Торопить» ребенка
в его развитии – это
травмировать его психику, и, кстати сказать, самим травмироваться, переживая
«комплекс плохого родителя», Ждать от ребенка, что он прыгнет выше головы,
внутренне требовать от него того, на что он еще просто физически неспособен, – в
... Читать дальше »
Любовь надо
проявлять так, чтобы ее видели и чувствовали те, кого мы любим, а наш негатив
понятен им, к сожалению, даже без специальной демонстрации. Так уж мы
устроены...
Мы – родители –
зеркало для своих детей. И не только в наших словах, но и просто в нашем отношении
к ним, в нашем поведении, в наших реакциях они прочитывают то, какие они, наши
дети, «на самом деле».
В настоящее время
принято говорить о так называемой мобилизующей и расслабляющей тревожности.
Расслабляющая тревога парализует личность в ответственные моменты, а
мобилизующая как бы дает действиям человека дополнительный импульс. В последнем
случае человек может сделать даже то, что, казалось бы, ему совершить не под
силу. В основе этого явления лежат психологические аспекты воспитания, среди
которых особое место занимают отношения между родителями и ребенком. Если в
детстве человек постоянно убеждался в собственной беспомощности, неспособности
решать те или иные задачи, впоследствии в ответственные моменты он всегда будет
испытывать расслабляющую тревогу.
Наша педагогическая задача — как можно глубже узнать ребенка, изучить его способности, интересы и с учетом этого помочь выбрать соответствующую дорогу в жизни.
"...Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма..."
Я научность марксистскую пестовал, Даже точками в строчке не брезговал. Запятым по пятам, а не дуриком, Изучам "Капитал" с "Анти-Дюрингом". Не стесняясь мужским своим признаком, Наряжался на праздники "Призраком", И повсюду, где устно, где письменно, Утверждал я, что все это истинно.
От сих до сих, от сих до сих, от сих до сих, И пусть я псих, а кто не псих? А вы не псих?
Но недавно случилась история - Я купил радиолу "Эстония", И в свободный часок на полчасика Я прилег позабавиться классикой. Ну, гремела та самая опера, Где Кармен свово бросила опера, А когда откричал Эскамилио, Вдруг своё я услышал фамилиё.
Ну, черт-то что, ну, черт-те что, ну, черт-те что! Кому смешно, мне не смешно.
... Читать дальше »
Наиболее общей из повседневных задач является снятие психического напряжения, чем бы оно ни было вызвано или спровоцировано. Так, у детей, плохо понимающих уроки, накапливается чувство страха перед незнакомым и непостижимым, да к тому же еще и угрожающим. Они ищут эмпатийной защиты и стремятся к личному вниманию со стороны психолога.
В обычной работе учителя собственное мнение учащегося никого не интересует и обсуждению не подлежит. Учитель всегда прав, и на этом точка. В реабилитационной педагогике без диалога и даже умения поддаться ребенку в споре о нравственных ценностях, во всяком случае до того момента, пока не станет ясно, что он имеет в виду, рассчитывать на какое-либо развитие не приходится. Зато когда удается преодолеть смысловой барьер, эмоциональный и волевой барьеры преодолеваются без особых затруднений, так как дети охотно следуют за взрослыми в направлении понятной и досягаемой цели.
Ставить условно положительные оценки («тянуть за уши») можно лишь до определенного предела, за которым поблажка вызовет разрушительные последствия. Стараясь уберечь ребенка от душевной травмы, учитель попадает в сложную ситуацию, так как ему приходится объяснять родителям, почему оценки их ребенка так стремительно ухудшились после начальных классов. Родителей тоже можно понять. Ведь в семье ничего не изменилось, ребенок тот же. Значит, дело в школе. А то, что сейчас человек меняет ориентиры, у него возникают новые потребности, втолковать не просто.
Тем самым еще не родившиеся дети становятся заложниками нашего психического склада. Особенно в тех случаях, когда родитель один или их двое, но оба похожи друг на друга. Как говорится, родители-невротики воспитают ребенка невротиком, какой бы системы воспитания они ни придерживались. Дело в том, что такого склада люди, разочарованные в жизни и неуверенные в себе, рожают детей для психологической защиты.
В более общей форме причины социального отчуждения можно классифицировать по тем признакам, которые подсказывает сама жизнь. В аутсайдеры человека гонят педагогические толчки к недосягаемым целям, установленным системой и примкнувшей к ней семьей. Примитивно мыслящие скрываются в мире, созданном их простенькой фантазией (который порой влечет своей загадочной пустотой более совершенные натуры). Невропатичные уходят в невроз, как в монастырь (по З. Фрейду). Инфантильные оставляют за собой игровое отношение к ответственности, связанной с успехами в жизни. Органики дожидаются времени, когда можно вырваться на волю, с облегчением топча навязанные им привычки. Астенизированные упаковывают свой внутренний мир во внешне податливую, но непроницаемую оболочку. В отщепенцы человека готовят в семье, где ложные представления о мире становятся причиной неконструктивного выбора смыслов поведения. Примитивные становятся заложниками «наведенной
... Читать дальше »
Иначе сочувствующие (психопатически предрасположенные).
Одни предпочитают спокойную жизнь и прячут слабое ядро личности с недоразвитой Я-концепцией под конформной прочностью слоя ролей-функций. Хорошие манеры достаточно надежны, но время от времени «моральная дефективность» (как это индивидуальное отличие называли предки) обнаруживает себя. Стоит зазеваться и мимовольная бестактность шокирует окружающих. Равно как неожиданная асоциальность. Знакомые и даже близкие люди, привыкшие считать такого человека надежным и внимательным (хорошее воспитание как бы само собой подразумевает известную душевную тонкость и принципиальность), вдруг наталкиваются на полное отсутствие сострадания, грубость, анэтичность… Четвертые, чувствуя себя не в силах двигаться сквозь ролевые структуры личности, остаются «вечно эмансипированными». Внутренние смыслы их поведения как бы отворачиваются от н
... Читать дальше »
В общении с такого склада детьми нужен интуитивный такт, чего и недостает педагогически ограниченным родителям и формалистам-воспитателям. Начальная школа лишь добавляет неуверенности в себе. Постепенно гаснущая надежда на понимание со стороны близких и окружающих неуклонно смещает жизненную активность в сферу воображения. Субъективная значимость избранных фантазией предметов и отношений отрывается от их общепринятых смыслов. Игрушки, а затем книги и животные занимают все больше места в мироощущении взрослеющего ребенка. Ведущий паттерн - ожидание от мира нечуткости и бестактности (которые пришли на смену страха наказания) доминирует в личностном строительстве. Он формирует стремление к идеальному в воображаемом мире (под аккомпанемент упреков в непонятливости и упрямстве). Побуждает создавать и закреплять смысловые барьеры, а драйв к
... Читать дальше »
Как заметил П.Б. Ганнушкин, «элементарно простые, примитивные люди, лишенные духовных запросов, но хорошо справляющиеся с несложными требованиями, без больших недоразумений работают в ремесле, торговле и даже в администрации»… Хорошо, если кроме формалистов родителей и педагогов в окружении ребенка найдутся взрослые, умеющие работать с воображением вне установленных шаблонов. Дети охотно и прочно «прилепляются» к ним (нередко вызывая вполне понятную ревность родителей), что позволяет развиваться как бы по двум направлениям (для формы в школе и для души вне школы). Если такой возможности нет, вероятность появления защитной позиции аутсайдера, готового формально признать свою никчемность, заметно увеличивается… С ним нужно общаться эмоционально. Он не готов слушаться на когнитивном уровне. Тем более что именно способность оторваться от чувств в пользу мыс
... Читать дальше »
Умение деликатно подтолкнуть другого человека к желательной тебе цели редко встречается среди людей. Гораздо чаще мы предпочитаем нажать, заставить, приказать, не особо церемонясь с самолюбием того, с кем можем позволить себя вести таким образом. Особенно с детьми. Поэтому привычка к тому, что с тобой могут говорить раздраженным тоном, не скрывать разочарования, принуждать к тому, что неинтересно - вечный спутник того, кто с детства попал в условия педагогической депривации. Их актуальное переживание (паттерн) будет ожиданием унижения, окрашенным чувствами, которые сопровождают фрустрацию неудачника. С вполне понятным стремлением снискать расположение к себе обходным путем (пресловутая сердечная привязанность примитивных умом натур вдохновляла романтическую натуру художников слова во все времена). Психологическая защита компенсаторно-уступчивым способом, усвоенна
... Читать дальше »