- исключение физических наказаний; - запрет читать чужие письма и дневники; - запрет на морализирование; - не говорить слишком много; - не требовать немедленного повиновения; - не потакать и др. Все принципы и правила сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие и с ними легко, а дети хорошие и с ними легко потому, что им рады.
- гуманность и милосердие; - вовлеченность детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных членов; - открытость и доверительность в отношениях; - оптимистичность взаимоотношений; - последовательность в своих требованиях; - оказание помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Семейное воспитание – это воспитание детей родителями или лицами их заменяющими. Задачи семьи: 1. Создать максимальные условия для роста и развития ребенка. 2. Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка. 3. Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и опыт семейных взаимоотношений. 4. Научить детей полезным умениям и навыкам, направленным на самообслуживание и помощь близким. 5. Воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.
Разностороннее развитие предполагает включение воспитанника в различные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, художественную, физкультурно-спортивную и др. Выработку активной позиции в различных социальных группах: в семье, в ученическом коллективе, в неформальных организациях. Разнообразие бытия территориальное и временное. Разнообразие душевных состояний в зависимости от сложившихся ситуаций. Разнообразие содержания жизни. Гармоничное развитие предполагает гармонию интеллекта, тела и души; сознания, эмоций и поведения. Для обеспечения гармоничности развития сам воспитательный процесс должен быть гармоничен: гармония всех воспитательных воздействий; гармония свободы и ответственности личности; уважения и требовательности; руководства и самостоятельности; средств самовыражения и требований общества. Всесторонность и гармоничность находят выражение в самоактуализации личности, которая, по словам А.Маслоу,
... Читать дальше »
Платон – воспитание ума, воли и чувств. Аристотель – воспитание мужества и выносливости, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты. Я.А.Коменский – познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание). Дж.Локк – воспитание джентльмена – человека умного, предусмотрительного, деятельного, инициативного. Гельвеций – воспитание гуманизма, гражданственности и патриотизма. Ж.Ж.Руссо – воспитание осознания общечеловеческих ценностей. Песталоцци – развитие способностей и дарований. Кант – подготовка к будущей самостоятельной жизни. Гербарт – всестороннее развитие интересов, гармоничное развитие человека. В.Г.Белинский – воспитание борца с крепостничеством и царизмом. А.И.Герцен – воспитание свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом. Н.Г. Чернышевский – воспита
... Читать дальше »
Одна из главных характеристик воспитания – его целенаправленность. Цель воспитания, по словам В.И.Смирнова: "в глобальном выражении – идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание; в локальном плане – предвосхищаемый результат воспитательной деятельности”. Цель выступает как идеальный образ будущего человека, группы, общества.
Критерии оценки воспитанности человека: 1. Н.В. Бордовская, А.А. Реан - добро как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества); - истина как руководство при оценке действий и поступков; - красота во всех формах проявления и созидания. Мера воспитанности определяется широтой и высотой восхождения человека к вышеизложенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях и мерой руководства ими в действиях и поступках; личностными качествами. 2. И.П. Подласый - критерии жесткие (количество правонарушений, отказных детей, наркоманов, алкоголиков, проституток) и мягкие; - общие (конечный результат – общий уровень воспитанности) и частные (промежуточные результаты); - внешние (слова, действия и поступки)и внутренние (мотивы, убеждения, направленность личности).
Отщепенцы – те, кого, по словам Ф. Ницше, «всякая общность принижает», и они «не желают принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях» (по Ю. Клейбергу). При этом далеко не всегда, а чаще и вовсе без того, чтобы быть сильно угнетаемыми, обиженными или брошенными на произвол судьбы. Алмазов Б. Н. Психология проблемного детства (пособие школьному психологу и педагогу) . Екатеринбург 2008. 249 с. С. 56.
Жизнь пренеприятная штука, но сделать ее прекрасной очень нетрудно. Для этого недостаточно выиграть 200 000, получить Белого Орла, жениться на хорошенькой, прослыть благонамеренным — все эти блага тленны и поддаются привычке. Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что «могло бы быть и хуже». А это нетрудно: Когда у тебя в кармане загораются спички, то радуйся и благодари небо, что у тебя в кармане не пороховой погреб. Когда к тебе на дачу приезжают бедные родственники, то не бледней, а торжествуя восклицай: «Хорошо, что это не городовые!» Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: «Хорошо, что не в глаз!» Если твоя жена или свояченица играет гаммы, то не выходи из себя, а не находи себе места от радости, что ты слушаешь игру, а не вой шакалов или кошачий концерт. Радуйся, что ты не лошадь конножелезки, не ко
... Читать дальше »
Карл Маркс был не слишком прилежным студентом. Вырвавшись из-под родительской опеки он запустил учебу и развлекался в сомнительных компаниях. От отчисления его спасло только письмо, которое квартирная хозяйка написала отцу будущего теоретика коммунизма. Благодаря родительским воспитательным мерам Маркс всё же окончил университет.
Идет экскурсия по аду. На одном котле очень много крышек и он завален камнями. Экскурсанты спрашивают экскурсовода, почему. - Здесь варятся евреи. Если хотя бы один сумеет выбраться, обязательно перетащит всех остальных. Дальше экскурсанты видят котел, который не прикрыт ничем. Экскурсовод: - Здесь русские. Мы за них не боимся. Даже если один сумеет выбраться, другие все равно затащат обратно. Дальше наблюдается третий котел, на котором тоже ничего нет. - Здесь немцы. С ними все просто. Мы начертили линию и написали "Не перелезать".
Будучи ещё молодым дипломатом, Отто Бисмарк был направлен посланником в Санкт-Петербург, откуда постарался как можно быстрее улизнуть. Став канцлером, Бисмарк отговаривал короля Вильгельма от нападения на Россию. «Русские медленно запрягают, но быстро едут», - предупреждал он. Уже будучи в отставке он признавался: «Эта страна всегда пугала меня своей непредсказуемостью».
Король Фридрих Второй, правивший Пруссией в XVIII веке, однажды посетил городскую тюрьму Берлина. Заключенные один за другим припадали к королевским стопам, сетовали на злую судьбу и клялись в своей невиновности. Лишь один скромно стоял в стороне, не прося короля о помиловании. "Ну а ты, обратился к нему король, - ты тоже попал сюда по по ошибке?" - "Нет, ваше величество, я несу заслуженное наказание. Я осужден за вооруженное ограбление". Монарх немедленно приказал выпустить заключенного со словами: "Выгоните этого бандита, чтобы он не портил своим присутствием общество честных людей".