Разностороннее развитие предполагает включение воспитанника в различные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, художественную, физкультурно-спортивную и др. Выработку активной позиции в различных социальных группах: в семье, в ученическом коллективе, в неформальных организациях. Разнообразие бытия территориальное и временное. Разнообразие душевных состояний в зависимости от сложившихся ситуаций. Разнообразие содержания жизни. Гармоничное развитие предполагает гармонию интеллекта, тела и души; сознания, эмоций и поведения. Для обеспечения гармоничности развития сам воспитательный процесс должен быть гармоничен: гармония всех воспитательных воздействий; гармония свободы и ответственности личности; уважения и требовательности; руководства и самостоятельности; средств самовыражения и требований общества. Всесторонность и гармоничность находят выражение в самоактуализации личности, которая, по словам А.Маслоу, выражает "непрерывное стремление к возможно более полному выявлению своих внутренних возможностей. Самоактуализирующейся личности свойственны дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям; при этом они легко переносят одиночество, проявляют независимость, отстаиваю свою точку зрения, свои принципы. Это личности, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию”. Признаки самоактуализирующейся личности, по А.Маслоу: 1. Более эффективное восприятие реальности и комфортабельное отношение к ней. 2. Принятие себя, других, природы как они есть. 3. Спонтанность, простота, естественность. 4. Центрированность на задаче, а не на себе. 5. Некоторая автономность, потребность в уединении. 6. Личная автономия, относительная независимость от культуры и среды. 7. Чувство нового, постоянная свежесть оценок. 8. Мистичность и опыт высших состояний. 9. Чувство сопричастности, эмпатии, единения с другими. 10. Демократическая структура характера. 11. Различение средств и цели, добра и зла. 12. Философское, неврожденное чувство юмора. 13. Самоактуализирующееся творчество. 14. Сопротивление раскультивированию. |