ПРИВЕТ, МОЙ ДРУГ!
Главная | Блог | Регистрация | Вход
 
Суббота, 27.04.2024, 11:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Мысли великих и обычных людей [257]
Главная » 2023 » Январь » 6 » Как сдавать ЕГЭ по Истории в 2023 году
10:00
Как сдавать ЕГЭ по Истории в 2023 году

№ 1, 2 и 9. Задания на знание хронологии в ЕГЭ по истории.

В этом тексте будут изложены основные тезисы о подготовке к заданиям на хронологию в ЕГЭ по истории.

Текст построен по принципу «основной тезис (заголовок) — комментарий к нему». Если вам и так очевиден основной тезис, можете пропустить комментарий и переходить к следующему.

Хронология — не главное в истории, но без нее никуда (и в ЕГЭ по истории тоже).

Начиная подготовку, многие считают, что хронология — это и есть история, что ответ на вопрос «Когда произошло это событие?» — главный при изучении истории.

Между тем, этот вопрос сугубо второстепенный, для настоящего восприятия исторических процессов куда важнее вопрос «Почему произошло это событие?». Хронология — вспомогательная историческая дисциплина, она помогает ответить на главные вопросы, проследить причинно-следственные связи, проанализировать события и т.д.

Тем не менее, системных представлений об истории России у вас не возникнет, если вы не будете постоянно работать с датами. Без знания дат вы не сможете скрепить события и процессы в единую цепочку и запомнить.

Еще раз: хронология — это не история. Она помогает вам изучать историю. Если вы выучите датировки тысячи событий русской истории, но не будете знать содержания этих событий и следственных связей между ними, вы в лучшем случае решите задания № 1, 2 и 9. Остальные задания решить вы не сможете.

В ЕГЭ по истории есть три задания, в которых проверяется только знание хронологии — это задания № 1, 2 и 9.

В ЕГЭ по истории 25 заданий, из них три заточены исключительно на хронологию, т.е. в этих трех заданиях проверяется только она и больше ничего. Вот как выглядят эти задания на примере демо-версии 2019 года (если вы уже знакомы с форматом заданий № 1, 2 и 9, пропустите этот пункт):

Русская история: как учить даты?

Если мы пришли к выводу, что даты по русской истории нужно учить (пусть и без фанатизма), то возникают два вопроса. «Как учить даты?» и «Какие именно даты необходимо учить?».

Первый вопрос («Как учить даты?») не имеет четкого ответа. Есть люди, которые используют различные мнемотехнические приемы (в которые я абсолютно не верю) и даже утверждают, что у них получается. Некоторые запоминают даты, не заучивая их (как правило, это чрезвычайно заинтересованные в предмете люди).

Есть несколько банальных, но универсальных советов для запоминания исторических дат:

1) Человек запоминает то, чему он придает значение (а значит — концентрируется на этом). Это значит, что к скучнейшему процессу запоминания дат нужно отнестись с максимальной серьезностью. Нужно убедить себя в том, что ответ на вопрос «В каком году это произошло?» — действительно важен, что это не пустая формальность.

2) Нужен постоянный проверяющий (друг, родственник, кто-то еще) или жесткая самопроверка.

3) Самое важное — учить даты нужно после глубокого погружения в тему. Ни в коем случае не зазубривайте даты по тем периодам, которые вы еще не прошли. Каждое событие, к которому вы запоминаете дату, вы должны предварительно изучить вдоль и поперек.

4) Заучивайте даты небольшими порциями, превратите это в постоянную еженедельную работу. Здесь 35 тем по истории России, предположим, вы изучаете одну тему в неделю. Последний день этой недели уделяйте хронологии. Выучить 10-25 дат (именно столько вам нужно знать по каждой теме) — работа на 20-30 минут. Главное — ее еженедельно выполнять.

Русская история: какие именно даты нужно учить?

1) Четкого, аналогичного всемирной истории списка дат по русской истории для ЕГЭ не существует. ФИПИ не публиковал такого списка. Иногда говорят о датах из ИКСа (Историко-культурного стандарта), но на практике этот перегруженный документ имеет мало общего с ЕГЭ.

2) Вся базовая хронология по русской истории выложена здесь. Обратите внимание, что список структурирован — заголовками в этом файле дается общая периодизация, а даты правления ключевых правителей обведены рамками.

Этот список рекомендую использовать при повторении всех дат в последние недели перед экзаменом.

3) Подробная, даже несколько избыточная хронология по каждой теме выложена в разделе «Хронология» здесь. Даты представлены графически, в виде лент времени (см. пример).

Эти ленты времени рекомендую использовать при повторении дат конкретной темы после ее изучения.

 

1) Число заданий увеличено с 19 в 2022 г. до 21. В работу включено задание на проверку знаний фактов истории Великой Отечественной войны (8). В работу включено задание на проверку умения сравнивать исторические события, процессы, явления (20).

2) При формировании экзаменационных вариантов история Великой Отечественной войны будет проверяться не только заданиями 8 и 17 (по нумерации 2023 г.), но и широко представлена в других заданиях. Не менее 20% заданий экзаменационной работы будут включать в себя факты истории Великой Отечественной войны.

3) Максимальный первичный балл увеличен с 38 в 2022 г. до 42.

4) Уточнены критерии оценивания ответов на задания 18 и 19 (по нумерации 2023 г.).

5) Время на выполнение экзаменационной работы увеличено со 180 до 210 минут.

 

 

8. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Заполните пропуск в предложении: «Данный плакат посвящён событиям

тысяча девятьсот ___________________ года». Ответ запишите словом

(сочетанием слов).

Ответ: ___________________________.

 

Ответ: Сорок пятого

 

20. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении дворянства в периоды правлений Петра I и Екатерины II по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два

исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов).

При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис:_____________________________________________________________

Обоснования тезиса:

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) тезис, например: в период правления Екатерины II дворянство

стало более привилегированным сословием по сравнению

с периодом правления Петра I;

(Может быть сформулирован другой тезис.)

2) обоснования, например (для приведённого выше тезиса):

− в период правления Петра I дворянство было обязано служить,

а в период правления Екатерины II дворянство было освобождено

от обязательной службы;

− в период правления Петра I организации дворянского

самоуправления отсутствовали, а в период правления

Екатерины II были учреждены дворянские собрания.

Могут быть приведены другие исторически корректные

обоснования.

При оценивании засчитываются только обоснования, содержащие

два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых

объектов). В качестве исторических фактов не принимаются

указания на совокупность событий (например: «было одержано

несколько побед»)

 

В условно "тестовую" первую часть добавили довольно примитивное задание с плакатом (вероятно, помимо плакатов там могут быть карикатуры и прочие изображения). В новой нумерации это задание № 8.
2) В "открытой" второй части появилось задание № 20, в котором абитуриентам предстоит показать сразу два основных умения - сравнивать (правителей и эпохи) и обосновывать (аргументировать) тезис. Таким образом, мы получаем аж два задания на аргументацию в ЕГЭ-2023 (помимо № 20 это появившееся в прошлом году задание с использованием всемирной истории - в новой нумерации оно под 21 позицией).
Первая оценка изменений. Задание № 8 проходное, от него не хуже и не лучше. Но мне очень нравится увеличение заданий на аргументацию. И задание № 20 выглядит и как творческое, и (что особенно важно) легко проверяемое. Здесь ФИПИ стоит похвалить.

Жаль, что в связи с изменениями "съезжает" нумерация старых заданий. Задание на причины и следствия теперь 18-е (было 17-м), задание на терминологию 19-е (было 18-м), ну и так далее. В банке заданий, который собран в сообществе, я буду потихоньку убирать номера актуальных заданий, т.к. переименовывать все это каждый сентябрь очень неудобно.

Не сразу обратил внимание на ключевое изменение в новых КИМах.
Теперь в заданиях № 18 (причины и следствия) и № 19 (определение + факты к термину) карают за "ошибки в дополнительных положениях".

Более того, разработчики пошли дальше - при выполнении задания № 18 по формуле 3 "верных" причины + 2 "неверных" причины вам поставят ноль баллов.
Вывод тут простой - задания № 18-19 отныне нельзя перевыполнять. Раньше это было лазейкой для тех, кто много знает. Они обыгрывали за счет перевыполнения "злую" проверку. Поясняю: злая проверка - это когда эксперты снимают баллы ни за что. Ну или за то, что правильный по сути ответ не укладывается в ключи / в их картину мира и. т.д.

Почему разработчики экзамена ввели это изменение, ясно. Чтобы было проще проверять. Экспертные комиссии любят проверять "по ключам". Думать и анализировать работу каждого выпускника они не любят.
Мотивация ФИПИ хорошо просматривается вот на каком примере. Если человек напишет 20 причин верно, а две дополнительные неверно - дорогая экспертная комиссия ему влепит баранку. Ноль получит. Так выглядит поощрение творческого начала в выпускниках:) Чертовски справедливо, да?

Увы, задание с причинами и следствиями испортили. Я бы сказал "обобществили" = т.е. привели в соответствие с экзаменом по обществознанию, где за дополнительные знания штрафуют уже не первый год.

Есть и хорошие новости - в заданиях 20 и 21 можно разгуляться - снимать баллы за дополнительные положения в них не будут. И на том спасибо.

 

 

Категория: Мысли великих и обычных людей | Просмотров: 87 | Добавил: Платон
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Календарь
«  Январь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Интернет урок
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Фед. ин-т пед. изм-ний
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Глобус
    Наш опрос
    Любимый день недели?
    Всего ответов: 187
    АФОРИЗМЫ
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика
    Архив записей

    Copyright MyCorp © 2024