Анализ результатов, прошедшего ЕГЭ, всегда наталкивает учителя или репетитора на поиск новых путей и методов подготовки. Для этого многие детально пересматривают те задания в которых ученики "потеряли" баллы.
Поэтому сегодня предлагаю ещё раз поговорить о задании № 27.
Так как это задание высокого уровня сложности, то и процент его выполнения всегда низкий. Это массовое явление на ЕГЭ повторяется из года в год...
В чём причины?
Во-первых, данный тип задания предполагает настолько разнообразное содержание, что предугадать и "натаскать" невозможно.
Рисунок 1. Схема составлена автором на основе методических материалов ФИПИ
Во-вторых, подобные задания выпускник в ходе подготовки должен проверить сам (по предлагаемым клише, например на платформе "Решу ЕГЭ: обществознание", что без глубоких знаний сделать достаточно сложно) или предоставить его для анализа своему преподавателю. Обсуждение на уроке занимает много времени, поэтому школьные учителя не часто разбирают № 27. Репетиторы предпочитают (для поддержания ситуации успешности) подбирать задания попроще.
В-третьих, задание-задача требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы, а этот навык во время обучения в школе формируется только у тех учеников с которыми работают творческие учителя и практикуют с шестого класса проблемное обучение.
Развёрнутую характеристику задания можно найти в статье "Что важно знать о задании № 27" .
Как проверяет задание № 27 эксперт?
Всегда есть примерный (эталонный) ответ. Справедливости ради следует отметить, что
"допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла"...
ФИПИ предлагает экспертам ДВА подхода критериального оценивания:
Рисунок 2. Схема составлена автором на основе методических материалов ФИПИ
Понятно, что раз типы (по содержанию и характеру вопросов в заданиях) разные, то и подходы к оценке будут различные.
Вывод:
итоговый балл во многом зависит от профессионализма эксперта, который будет проверять Вашу работу на ЕГЭ.
Все ли критерии проверки прозрачны?
Часто слышу вопросы от коллег:
– Почему в статьях есть расхождения с критериями, которые описаны в демоверсии?
– Откуда Вы берёте эту информацию?
Отвечаю на такие вопросы всегда подробно. Объясняю, ссылаясь на информацию, которую по крупицам нахожу в разных документах ФИПИ. Сегодня решила дать наглядный ответ:
Рисунок 3. Материал собран автором из материалов с сайта ФИПИ
Как набрать максимальный балл?
1) Детально ознакомься с критериями оценки, которые опубликованы в методических рекомендациях для экспертов. Рассмотри все примеры, приведённые в этом документе.
2) Обрати особое внимание на оформление готового ответа.