ПРИВЕТ, МОЙ ДРУГ!
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Среда, 24.04.2024, 21:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Главная » Статьи » Мои статьи

Сущность и содержание социально-культурной деятельности по преодолению детской беспризорности в России

УДК 376.5 (470+571)
Д.В. Потепалов
ст.преп. каф. профессиональной педагогики
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Г. Екатеринбург, Российская Федерация


 

 

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ В РОССИИ

 

 

 

 

 

 В конце XX столетия в России появилась массовая детская беспризорность и безнадзорность, ставшие неотъемлемой чертой повседневной жизни. Увеличение числа неблагополучных детей представляет серьезную угрозу для государства, которые часто становятся социально дезадаптивными, обращаются к занятиям криминального свойства.
 Безотлагательной задачей становится создание благоприятной среды для развития детей и реализации социальной активности в различных общественных институтах общества. В нашей стране проблемами воспитания и образования безнадзорных и беспризорных детей занимается значительная группа специалистов, в первую очередь, в области психологии, медицины и педагогики, осуществляющие поиск наилучших способов их развития. Поэтому важно найти механизмы приобщения человека к культуре, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение несовершеннолетних в жизнь социума, выстроить систему качественной медико-социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
 В связи с этим особую значимость приобретает развитие научных направлений, изучающих социализацию проблемных детей и многочисленные трудности, возникающие в процессе усвоения индивидами образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков первую очередь педагогика.
 Обновление среднего и высшего профессионального образования не может осуществляться вне исторической преемственности с мировым и отечественным культурным наследием. Изучение опыта по преодолению детской беспризорности и безнадзорности указывает на то, что он имеет сравнительно большую историю. Идеи призрения и попечения детей находят отражение в работах многих авторов педагогов, философов, психологов, социологов как зарубежных, так и отечественных. Прежде всего решение современных проблем детства в нашей стране должно ориентироваться на российский опыт, т.к. без опоры на культурно-исторические особенности становления педагогической деятельности по преодолению детской беспризорности невозможно эффективное блокирование и нейтрализация пагубных влияний социальной среды.
 Содержание моделей, технологий процесса приобщения человека к культуре и педагогической реабилитации детей-сирот раскрывается в работах И.И. Бецкого, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, В.Г. Короленко, А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского и др. Образовательный опыт талантливых педагогов-мыслителей и практиков представляет богатый материал для решения педагогических проблем детей, лишившихся семьи и нормального детства. Осмысление позитивного педагогического опыта прошлого дает необходимую и разумную основу его преобразования, обогащения и творческого использования современной педагогической наукой и практикой.
 Анализ отечественного опыта генезиса призрения и попечения обездоленных детей показывает, что такая поддержка принципиально отличается от социальной работы с любыми категориями взрослого населения, а потому не может рассматриваться только как разновидность или одно из направлений социальной работы.
 Важнейшей частью социальной работы по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием несовершеннолетних, формированием их как духовно целостных личностей, созданием предпосылок для самореализации в дальнейшей жизни. То есть деятельность направленная на оказание социальной поддержки детям, это всегда социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности.
 Педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, образование и развитие обучающихся. Ее своеобразие заключается в социальном воспроизводстве подрастающих поколений.
 Социально-педагогическая деятельность как разновидность педагогической деятельности имеет как общие черты, так и отличительные особенности. Многие ученые сходятся в том, что общим, связывающим эти два понятия родовидовыми отношениями является единство основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельность выполняют в обществе, функция социального наследования, социокультурного воспроизводства и развития человека. Основной отличительной особенностью социально-педагогической деятельности от педагогической является защита ребенка и детства.
 Современное состояние наук объективировало появление помимо понятия социально-педагогическая деятельность социально-культурная деятельность. Она рассматривается исследователями в трех значениях: как общественная практика в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социальной работы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большой группы ученых и практиков. В своем исследовании мы останавливаемся на третьем значении этого понятия.
Прежде всего, постараемся показать различия понятий социально-педагогическая деятельность и социально-культурная деятельность. Они однородны, то есть очень близки друг другу, но разновидны. Родовое основание заключается в том, что потребность в различных видах деятельности возникает когда у индивида, личности или группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой. Различия между ними заключаются в том, что социально-педагогическая деятельность осуществляется преимущественно в виде воспитания или чаще перевоспитания в образовательных учреждениях, а социально-культурная деятельность в виде адаптации к социуму в различных общественных организациях [1, с. 49].
 Таким образом, являясь составной частью педагогики и имея много общего с социально-педагогической деятельностью, социально-культурная деятельность в своем развитии обретает самостоятельность. В ее теории и практике главным представляется культурная составляющая, связанная с жизнеобеспечением, социализацией, коммуникацией, анимацией и рекреацией детей. Ключевым моментом в таком понимании выступает определение культура, поскольку, как отмечается в работе Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова: Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия с социально-культурных процессах [1, с. 49].
 Поскольку нами рассматривается проблема сущности и содержания социально-культурной деятельности по преодолению детской беспризорности и безнадзорности, то необходимо уточнить понятие в данном контексте. Под социально-культурной деятельностью по преодолению детской беспризорности мы понимаем систему мер, направленных против социальной недостаточности ребенка, вызывающей интеллектуальную, эмоционально-волевую задержки в развитии, обеспечивающие социальную интеграцию (принятие индивида другими членами) или реинтеграцию (повторное включение в группы) их в социум.
 Социально-культурная деятельность по преодолению социального сиротства процесс достаточно сложный, который включает в себя ряд позитивных воздействий, влияющих на инкультурацию и социализацию детей. Рассмотрим содержание социально-культурной деятельности по отношению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей, под которыми подразумеваются установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов. 2. Коррекционно-развивающее воздействие, ориентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразумевает активное освоение богатств общественной культуры и саморазвитие самодостаточной творческой личности детей-сирот и детей, оставшихся без родителей. 3. Коррекционно-образовательное воздействие направленное на повышение образованности детей-сирот и детей, оставшихся без родителей в соответствии с нормами и требованиями современной социально-культурной среды.

 


 
Список использованной литературы:

 

 

 

1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. М.: МГУКИ. 2004. 539 с.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Платон (10.06.2014)
Просмотров: 556 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Интернет урок
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Фед. ин-т пед. изм-ний
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Глобус
    Наш опрос
    Основная роль школы заключается в:
    Всего ответов: 123
    АФОРИЗМЫ
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2024