ПРИВЕТ, МОЙ ДРУГ!
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Пятница, 29.03.2024, 09:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Главная » Статьи » Мои статьи

Социально-культурная деятельность по преодолению и профилактике детской беспризорности в СССР

УДК 316.75-053.2 (09)

Д.В. Потепалов

ст.преп. каф. профессиональной педагогики

Российский государственный

профессионально-педагогический университет

Г. Екатеринбург, Российская Федерация

 

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ

ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ В СССР

 

    После Октябрьской революции 1917 г. начинается новый этап социально-культурной деятельности по преодолению и профилактике детской беспризорности. Создающееся новое государство – Советская Россия в условиях тяжелого материального положения, неустойчивости в области народного хозяйства страны столкнулось с огромной армией беспризорных, миллионами голодающих детей, полуразрушенной системой образования и благотворительности, огромным недостатком педагогов. Продолжающаяся мировая война, разгорающаяся гражданская, военная интервенция, эпидемии, голод, эмиграция квалифицированных кадров, не всегда продуманные и опрометчивые действия новой власти еще усугубили ситуацию, сделали ее критической [3, с. 28]. Так, в 1921-1922 гг. по разным данным было от 5,5 млн. до 7 млн. беспризорных детей [4, с. 47].  В новых социальных условиях государственная власть провозгласила новую парадигму социально-культурной деятельности по преодолению и профилактике детской беспризорности – установление монополии государства в деле социального обеспечения детей, поэтому оно кардинально изменило структуру органов, причастных к решению проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Помощь в разрешении трудностей обездоленных детей оказывали: комиссии по делам несовершеннолетних, приемники-распределители для несовершеннолетних, специальные учебно-воспитательные учреждения по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, детские комнаты милиции, постоянные комиссии (по народному образованию и социалистической законности), отделы профессионально-технического образования. Они рассматривали различные вопросы: выявляли и брали на учет детей, оставшихся без попечения родителей, родители которых не обеспечивали надлежащих условий для воспитания детей. Бросивших школу детей, устраивали вновь на учебу или на работу, в зависимости от возраста и достигнутого уровня образования. Организовывали, в случае необходимости, материальную помощь семьям (из фонда всеобуча, профсоюзных средств и т.п.). Помещали детей из неблагополучных семей в школы-интернаты или группы продленного дня. Разрабатывали мероприятия, обеспечивающие родителям возможности для воспитания детей, улучшение условий быта, совместного досуга и отдыха. Для родителей, не создающих надлежащих условий для воспитания детей, предусматривалось административное и общественное воздействие. Проводили педагогический всеобуч родителей [2, с. 26, 27, 29]. Основным звеном в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являлся детский дом, т.к. советская власть стремилась дать не только приют, но и полноценное воспитание.

     Большая роль в профилактике детской беспризорности отводилась школе, потому что сирота обучался вместе с детьми из обычных семей. Был организован досуг в форме кружковых и клубных занятий, осуществлялась физкультурно-массовая деятельность (спортивные игры, кроссы, туристические походы, спартакиады). Очень популярны у школьников были военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок».

     Однако многие проблемы детства продолжали сохраняться и постепенно становились все более острыми. К ним относились трудности, связанные с недостатками институтов социализации – семьи, учреждений образования, заведений для беспризорников (преимущественно детских домов).

     У детей, воспитывавшихся в неблагоприятной семейной обстановке, советскими учеными были выявлены новые психические новообразования, особенно в эмоционально-волевой сфере. В их числе агрессия по отношению к людям, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться, неуравновешенность, неумение сочувствовать и сопереживать.

     В школе также не все было благополучно. Советские исследователи указывали на такой недостаток как ориентация школьных программ на среднего ученика, а не на индивидуальные особенности ребенка. Часто это приводило к неудовлетворению потребностей в знаниях, деятельности, а также затрудняло развитие персональных способностей и интересов и т.д.

     Сложившаяся за десятилетия практика воспитания в стационарных заведениях для нуждающихся детей была унифицирована и не учитывала специфические потребности детей, оставшихся без родителей. Многочисленные исследования воспитанников казенных учреждений показали, что подчас несовершеннолетний недобирал необходимый социальный опыт для существования во взрослом мире, т.к. на протяжении периода взросления у ребенка, как правило, весь окружающий мир ограничен рамками социального учреждения. Воспитатели в доме ребенка и в детском доме в несколько раз реже (в 4–5 раз, а иногда и больше), чем взрослые в семье, взаимодействовали с детьми. Их обращение к ним характеризовалось сниженностью интимных, личностных или субъективно-ориентировочных проявлений, малой эмоциональной выразительностью, бедностью и однообразием содержания, сравнительно жесткой регламентацией поведения детей и т.д. На одного взрослого в доме ребенка и детском доме приходилось несколько детей (вплоть до десяти), отсюда ограниченность личных контактов педагога, отмечалась частая сменяемость взрослых в детском учреждении (текучесть кадров).

     Проблема социально-педагогической запущенности детей и подростков, трудновоспитуемости, правонарушений, преступности, являвшихся следствиями издержек стационарного образования, недостатков семейного воспитания и школьного обучения, требовали от педагогов и психологов разработки новых направлений социально-культурной деятельности по преодолению и профилактике детской беспризорности. Это – помощь семье, защита материнства, борьба с алкоголизмом, меры по преодолению девиантных форм поведения, совершенствование работы казенных учреждений для детей. Многочисленные проблемы обездоленных детей определили участие ученых из разных областей науки в их разрешении. Для успешной социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникла необходимость и в междисциплинарном сотрудничестве специалистов научной сферы. Среди них можно отметить комплексные исследования В.А. Сухомлинского, А.И. Селецкого, С.А. Тарухина, А.И. Кочетова, Н.Н. Верцинской, Э.Г. Костяшкина, И.А. Невского, Ю.В. Гербеева, А.И. Островского, Л.M. Зюбина, М.И. Буянова.

     Одним из первых о них писал В.А. Сухомлинский. Педагог-критик, директор школы, гуманист и знаток детских душ.  «Трудный ребенок – это маленький человек, у которого в силу самых разнообразных причин мы видим ненормальности, какие-то отклонения в умственном развитии. …

     Не заставлять сидеть как можно больше над книгой, а воспитывать разум, развивать мозг, учить видению мира, развивать умственные способности ребенка – об этом никогда нельзя забывать ни учителю, ни директору школы. … На каждом уроке трудный ребенок должен делать какой-то, пусть самый незначительный, шаг на пути познания, достигать какого-то успеха. … Пусть выполняет специально подобранные для него задания – оценивайте их результат. … Душевная чуткость, знание психики ребенка, терпеливость и настойчивость – все это способствует тому, что умственное развитие трудного ребенка постепенно выровняется, он перестанет быть трудным…» [6, с. 375-378].

     А.И. Селецкий настаивал на дифференцированном подходе при выборе способов коррекционного воздействия по отношению к трудным детям в связи с их многообразием [5].

    Э.Г. Костяшкин универсальным способом влияния на детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, считал организацию для них положительно направленной деятельности [1].

     В 1991 г. Советский Союз прекратил свое существование. Практически все бывшие союзные республики прежнего СССР сегодня находятся в состоянии экономического кризиса, политической и социальной нестабильности. Происходящие процессы не обошли сферу детства, она снова переживает трудные времена и большие перемены.

     Итак, в советский период на основе соблюдения базовых прав ребенка, создается система взаимосвязанных и взаимообусловленных учреждений, и служб разного профиля, реализующих социально-культурную деятельность. Складывается тенденция к созданию комплексных научных исследований специалистов, осуществляющих поиск наилучших способов развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Список использованной литературы:

1. Костяшкин, Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками / Э.Г. Костяшкин. – М.: Об-во «Знание». – 1971. – 45 с.

2. Островский, А.И. Педагогические основы комплексного подхода к профилактике правонарушений несовершеннолетних / А.И. Островский. –Ташкент : «ФАН» Узбекской ССР, 1983. – 140 с.

3. Потепалов, Д.В. Детская беспризорность в первые годы Советской власти: историографический очерк / Д.В. Потепалов // Гуманизация образования. Научно-практический журнал. – 2012. – № 1. – 127 с.

4. Реутова, А.Д. Ликвидация массовой детской беспризорности в 1921-1935 годах (на материалах Верхневолжья) :дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : защищена : утв. / Реутова Анна Дмитриевна. – Иваново, 2004. – 246 с.

5. Селецкий, А.И. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением / А.И. Селецкий, С.А. Тарухин. – Киев, Высшая школа. – 1981. – 238 с.

6. Сухомлинский, В.А. Трудные дети / В.А. Сухомлинский // Отечественная социальная педагогика. Хрестоматия / сост. Л.В. Мардахаев. – М. : Академия, 2003. – 384 с.

© Потепалов Д.В., 2014

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Платон (10.06.2014)
Просмотров: 612 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Интернет урок
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Фед. ин-т пед. изм-ний
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Глобус
    Наш опрос
    Я испытываю плохое состояние, когда:
    Всего ответов: 128
    АФОРИЗМЫ
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2024