ПРИВЕТ, МОЙ ДРУГ!
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Четверг, 25.04.2024, 11:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Главная » Статьи » Мои статьи

Проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Потепалов Д.В. 

Старший преподаватель, Российский государственный профессионально-педагогический университет

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация

В работе рассмотрено – формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их специфика и перспективы.

Ключевые слова: дети-сироты, детские дома, усыновление.

 

Potepalov D.V.

Starshy teacher, Russian State Vocational Pedagogical University

PROBLEM OF SOCIAL ADAPTATION OF ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE

Abstract

Considered in this work - the forms of orphans and children left without parental care, their specifics and prospects.

Keywords: orphans, orphanages, adoption.

 

Современная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высокой нестабильностью, что определяет рост масштабов детской беспризорности и безнадзорности.  Увеличение числа неблагополучных детей представляет серьезную угрозу для государства, которые часто становятся социально дезадаптивными, обращаются к занятиям криминального свойства.

В условиях риска для ребенка стать жертвой физического, психического и сексуального насилия, значительных отклонений в развитии, возникает необходимость более глубокого изучения проблемы социальной адаптации беспризорных и безнадзорных детей.

К сожалению, в целом реальная эффективность проводимой в стране политики в области профилактики детской беспризорности и безнадзорности остается недостаточной. Об этом свидетельствуют статистические данные. На сегодняшний день, по разным оценкам экспертов, численность беспризорных и безнадзорных детей в России составляет не менее 500 тысяч. Они имеют серьезные отклонения в развитии, в основном – психоневрологического характера. Как показывает практика, такие дети отстают от обычных школьников по уровню здоровья и нервно-психического развития. Им сложно адаптироваться в социуме. Для них характерны грубость, неуравновешенность, агрессивность, неумение сочувствовать и сопереживать.

Большинство из них – дети из несчастных семей. Неблагополучие, бедность семей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие.

Сложившаяся система жизнеустройства таких детей, обеспечения их реабилитации и социальной поддержки включает: институт опеки и попечительства; приемную и патронажную (замещающую) семью; учреждения интернатного типа для детей-сирот; специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной  реабилитации; специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних с девиантным поведением. На уровне органов местного самоуправления необходимые условия для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, призван обеспечивать институт опеки и попечительства [2, 6].

Важной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются государственные интернатные учреждения (детские дома, школы-интернаты). По утверждению Генеральной прокуратуры, 40% выпускников сиротских заведений становятся алкоголиками и наркоманами, 40% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством, и только оставшиеся 10% живут относительно нормально, сумев совладать со сложностями самостоятельной жизни [1, 124]. Почему так происходит? В чем причина?

Мы вынуждены признать, что существующая ныне система воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не справляется с возложенными на нее функциями подготовки детей к самостоятельной жизни. Чрезмерная закрытость детских домов приводит к раннему отторжению ребенка от социума, формирует у него психологию «мы» (те, кто в детском доме) и «они» (весь остальной мир). Но ему все равно придется жить в большом мире, чужом и непонятном в силу того, что с детства он был от него изолирован (непродолжительные экскурсии не могут решить проблемы). Получается, что ребенок до совершеннолетия находится вне социума, а затем выходит в чужую и малознакомую для него среду [3, 50].

Следовательно, необходимо развивать альтернативные формы призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время развиваются такие формы попечения, как усыновление, патронат, приемная семья, сиротские приюты при монастырях, кадетские корпуса, российская модель детской деревни «SOS» и др.

Рассмотрим самую распространенную в современной России форму как усыновление. В семьи передают на основе договоров с органами опеки и попечительства. Замещающие семьи являются формой постоянного устройства и обеспечивают условия жизнедеятельности детей с передачей этим семьям родительской ответственности. В хорошем домашнем окружении лучше. Но сколько наберется взрослых, готовых взять на себя дополнительные заботы, по всей стране? И правильно ли сваливать на рядовых граждан все тяготы столь нелегкого дела? Ведь эти ребята имеют множество проблем, которые грамотно решать сможет далеко не каждая замещающая семья.

Для несовершеннолетних, утративших семейные связи, оставшихся без попечения и постоянного места жительства, отказавшихся жить в интернатных образовательных учреждениях, функционируют специализированные социально-реабилитационные учреждения (центры, приюты). Сюда, как правило, поступают дети из приемников-распределителей и больниц. В структуре социально-реабилитационного центра предусмотрены приемное отделения, отделение социально-правовой помощи, а также социально-реабилитационное. Здесь ежегодно обслуживаются несколько сот тысяч детей. Особое значение этих учреждений состоит в том, что они оперативно принимают детей, оставшихся без попечения родителей, изолируют их от неблагоприятной среды, подготавливают к проживанию в приемной семье или интернатном учреждении [2, 6].

В связи с вышесказанным необходимо, на наш взгляд, пересмотреть некоторые подходы в работе системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.Необходимо преодоление межведомственной разобщенности в работе с детьми. В настоящее время в России их проблемы находятся в ведении Министерства здравоохранения и социальной защиты (оно занимается домами ребенка, в которых воспитывается малыши с рождения до трех лет, и социальными приютами) и Министерства образования и науки РФ (курирует работу детских домов и школ-интернатов). В первом случае основное внимание уделяется медицинскому сопровождению детского развития и часто недооценивается значение педагогической работы с детьми. В результате искусственно провоцируется отставание в развитии и увеличивается процент детей, которые в будущем пополнят контингент спецшкол и интернатов для детей с патологиями разного рода. Кроме того, вопросами сиротства занимаются различные органы и комитеты на всех уровнях власти, в работе которых также нет слаженности.

2. Система государственного призрения несовершеннолетних в детских домах и интернатах требует серьезного реформирования. Детский дом должен обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, комфорт, но и также вооружить его такими навыками, которые позволят ему в дальнейшем самостоятельно строить свою семейную жизнь по типу благополучной семьи. Необходимо, чтобы дети ходили в общеобразовательные учреждения для обычных детей и возвращались в детский дом, как все дети возвращаются в семью.

3. Ключевым моментом в работе детских домов должен стать подбор кадров. Во-первых, специализированные учреждения хронически не укомплектованы специалистами по социальной работе, юристами. Во-вторых, профессиональный уровень работников часто не соответствует решаемым ими задачами. Учитывая массовый характер сиротства, захлестнувшего нашу страну в 1990-е гг., и специфику требований к специалиста, работающим в этой сфере, нам представляется целесообразной постановка вопроса об открытии специальных отделений или факультетов, готовящих специалистов данного профиля.

4. Серьезного пересмотра требуют вопросы финансирования учреждений для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В основном оно направляется на питание воспитанников и зарплату персонала. Остро не хватает средств на материально-техническое обеспечение реабилитационных учреждений (одежда, инвентарь, оборудование, ремонт и др.), профилактические мероприятия.

5. Нерешенной остается проблема послеинтернатного сопровождения ребенка-сироты. Отмечаются многочисленные факты несоблюдения трудового законодательства по отношению к несовершеннолетним. Несмотря на предусмотренные государством квоты, им часто отказывают в приеме на работу, нередко незаконно увольняют [3, 50–51].

Литература

1. Байер Е.А. Дети вне семьи // Педагогика. – 2008. – №4 . – С. 123–124.

2. Дармодехин С.В. Безнадзорность детей в России // Педагогика. – 2001. –№5. – С. 3–7.

3. Шахманова А.Ш. Социально-педагогические проблемы воспитания сирот в России // Педагогика. – 2009. – №5. – С. 47–51.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Платон (27.10.2013)
Просмотров: 1494 | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Интернет урок
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Фед. ин-т пед. изм-ний
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Глобус
    Наш опрос
    Любимый день недели?
    Всего ответов: 187
    АФОРИЗМЫ
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2024