Потепалов Д.В.
РГППУ, г. Екатеринбург
Обращение с детьми в античную эпоху
 Во все века люди были склонны абсолютизировать настоящее и экстраполировать свои чувства, желания, свой образ мышления и свое отношение к миру на отдаленные от нас во времени исторические эпохи. Лишь немногие способны увидеть в этом проблему, осознать изменчивость мира. Признание изменчивости жизни и общества, его ментальности требует интеллектуального усилия и воображения. Этими качествами обладает американский историк и демограф Л. Демоз. Он считает, что с детьми в прошлом обращались так, что это вызывает негодование. «История детства – это кошмар, из которого мы только недавно стали выходить. Чем дальше в историю – тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятности быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным». Так, в античности (до IV в. н.э.) младенцев топят, замуровывают в горшки, бросают в безлюдном месте. Причины: слаб, плохо кричит (так старейшины отбирали будущих граждан – воинов в Спарте: громкий голос – живи, слабый – в пропасть), нечем кормить, просто не нужен. В 347 г. по настоянию христианской церкви в Римской империи был принят закон, запрещавший детоубийство [4, с. 145, 147].  От фактов бездушного, грубого, жестокого обращения с детьми трудно уйти. Ими полна сохранившаяся с глубокой древности литература. Значительно сложнее найти примеры заботы и внимания к детям. Даже в античные времена, когда вопросу воспитания уделялось неизмеримо больше внимания, чем в Средневековье, главным средством воздействия на детей были телесные наказания. У эллинистического поэта III в. до н.э. Герода есть яркое описание общения учителя, ученика и его матери. Мать, недовольная сбившимся с пути сыном, обращается с просьбой к учителю не только продолжить обучение, но и применить меры физического воздействия: «Пори, да так пори, чтоб душонка гадкая лишь на губах висела». Учитель, в свою очередь, обещает ученику: «Я сделаю тебя скромней любой девы, и, коль на то пошло, не тронешь ты мухи! А где мой едкий бич, где бычий хвост, коим кандальников и лодырей я всех мечу? Подать, пока не вырвало меня желчью» [2, с. 225-226].  Античное общество было весьма избирательным в своей заботе о детях. Отец медицины Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.) и родоначальник гинекологии Соран Эфесский (98-138) деловито обсуждали вопрос о том, какие именно новорожденные заслуживали того, чтобы их выращивали. Аристотель (384-322 до н.э.) считал вполне справедливым и разумным закон запрещающий кормить детей-калек. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) писал, что смерть ребенка нужно переносить «со спокойной душой», а Сенека считал разумным топить слабых и уродливых младенцев. Маленькие дети не вызывали у античных авторов чувства умиления, их большей частью просто не замечали. Ребенок рассматривался как низшее существо, он в буквальном смысле принадлежал родителям, как прочая собственность [3, с. 216]. Цицерон, Сенека (4 г. до н.э. - 65 г. н.э.), Тацит (сер. 50-х - 120 г.), Плутарх (ок. 45-127) также допускали детоубийство и вытравливание плода или относились к ним очень снисходительно. Плутарх подчеркивал влияние бедности, как фактора несчастливого детства: «если бедняки не выкармливают своих детей, то поступают так потому, что не хотят видеть развращенья их дурным воспитанием, делающим их нечувствительными к голосу чести и добродетели; они поступают так потому, что считают бедность величайшим из зол и не хотят передавать потомству начальное наследие их нищеты» [1, с. 11].  Все это вместе взятое, свидетельствует о том, что обращение с детьми в античную эпоху было жестоким, безжалостным, циничным и прагматичным. Ценность жизни ребенка была ничтожна мала и в нем не видели личности.
&
Список используемых источников
1. Гернет, М.Н. Детоубийство / Антология социальной работы : в 3 т. – М. : Сварог. – 1995. – Т. 2. – 400 с. – С. 288-301. 2. Герод. Мимиамбы / Герод. – М. : «Худож. лит.». – 1964. – 318 с. 3. Кон, И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива) / И.С. Кон. – М. : Наука. – 1988. – 271 с. 4. Шкуратов, В.А. Историческая психология / В.А. Шкуратов. – М. : «Смысл», 1997. – 505 с. |