Деятельность Московского воспитательного дома по преодолению детской беспризорности в России
Крупнейшим государственным учреждением России XVIII-начала XX веков был Московский воспитательный дом для сирот и внебрачных детей. Созданный по инициативе известного деятеля просвещения И.И. Бецкого, Дом выполнял следующую цель: через воспитание и обучение вывести новую «породу людей – новых отцов и матерей – и таким образом создать в России новое сословие. Содержалось это заведение за счет пожертвований благотворителей.
В 1764 г. Воспитательный дом в Москве был открыт. В день открытия было принесено 19 младенцев. Это гуманное мероприятие приветствовали передовые люди России. М.В.Ломоносов писал по этому поводу: «Блаженство общества вседевно возрастает…». [1, с. 204]. В нем предполагалось воспитывать «детей-граждан», способных служить отечеству «делами своих рук в различных ремеслах и искусствах». Воспитанники этого заведения имели особые привилегии. Они и их потомки оставались вольными и не могли быть закрепощены.
Круг деятельности Воспитательного дома был широк. Руководство в лице благотворителей, называвших себя попечителями, помогало собирать подкидышей в разных городах и направлять их для дальнейшего воспитания в данное учреждение. Воспитательный дом заботился о сиротах, детях нищих родителей. Его важным делом была социальная поддержка бедных беременных женщин независимо от их положения в обществе.
Но благие намерения были почти сразу развеяны жестокой действительностью. Принос детей в Воспитательный дом начал быстро возрастать. Росли расходы заведения, а средств не хватало. Идеи новой светской благотворительности с трудом приживались даже в Москве. Печальным итогом стал недостаток в кормилицах, теснота и духота в грудных отделениях. Результат был ужасным: из принятых в 1764 г. 523 детей умерло 424; в 1765 г. умерло 597 детей из 793 принесенных; в 1766 г. соответственно 494 из 742; в 1767 г. умерли почти все (1073 из 1089 или 98,5%).
Тогда опекунский совет признал наилучшей мерой раздачу детей на вскармливание в деревни за плату. После этого смертность в самом Доме пошла вниз. Однако, значительно ослабев в самом Доме, смертность, последовала за детьми в деревню. Условия кормления и ухода в деревнях были едва-ли лучше. Брали детей исключительно из денежных соображений. Вскармливание и воспитание питомцев стало почти таким же промыслом, как извоз, пилка дров и т.п. Крестьянки, не окрепшие после родов, ради заработка устраивались в Воспитательный дом кормилицами и нередко хоронили своего и чужого ребенка. За 10 лет умерло 64% розданных [2, с. 193].
Прогрессивное для своего времени начинание И.И. Бецкого имело противоречивое значение. С одной стороны, изучение источников по истории Московского воспитательного дома указывает на множество недостатков: отсутствие необходимых помещений, квалифицированных воспитателей, соответствующего финансирования. Смертность детей достигала 60-80% от числа принятых. С другой стороны, благодаря его функционированию стали складываться система попечения, воспитания обездоленных детей независимо от их происхождения и институт замещающей семьи (патронат).
Библиографический список
1. Потепалов Д.В. Решение проблемы беспризорности в России в дореволюционный период // РГППУ. «Социальная работа на Урале: исторический опыт и современность». Межвуз, сборник научных трудов. Вып. 3. – Екатеринбург, 2003. С. 201-213.
2. Потепалов Д.В. Попечение о беспризорных и безнадзорных детях в период правления Екатерины II // Вестник Томского государственного университета. – № 343. – Февраль 2011. – С. 191-194.
|