Эпиграф к уроку:
«Человек явился на свет не за тем, чтобы уныло
влачить свою жизнь в праздности, а для того,
чтобы стремиться к славным и великим делам». Леон Батиста Альберти.
Урок 9-10. Методология педагогической науки
Цель занятия: сформировать представление о методологии как «знании о знании», о специфике методологического знания в педагогике; рассмотреть методологические принципы педагогических исследований.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Методы урока: лекция с элементами беседы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Вы готовы начать урок?
2. Проверка домашнего задания.
А). Фронтальный устный или письменный опрос по вопросам:
1. Дайте определения основным педагогическим категориям?
2. Как соотносятся между собой основные педагогические категории?
Б). Проверка домашнего задания на выбор: 1). Терминологический словарь по теме «Основные термины педагогики». 2). Схема «Соотношение основных категорий педагогики», используя понятия: «образование», «обучение», «воспитание», «развитие личности» и др.
3. Изучение нового материала.
ПЛАН УРОКА:
1.Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.
2.Философские основания педагогики.
3.Методологические принципы педагогических исследований
(1). Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования.
Методы исследования зависят от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.
Методология – учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Методология науки дает характеристику компонентов исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач. Исходя из этого, методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.
Методология педагогики – система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлениях и методах их исследования, а также о путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
(2). В качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики, в настоящее время существуют различные философские учения (направления): экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм и др.
Экзистенциализм, или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Объективный мир для экзистенциалистов существует лишь благодаря бытию субъекта. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. Экзистенциалисты отмечают деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход они видят в том, что человек должен творить себя сам.
Представители прагматизма (Дж.Дьюи, Т.Брамельд, А.Маслоу, Э.Келли и др.) познание действительности сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания: всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.
Основные положения диалектического материализма: материя первична, сознание вторично; оно возникает в результате развития материи и является его продуктом; явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы; все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются.
Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.
(3). Методы исследования зависят от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.
Рассмотрим общие и конкретно-методологические принципы (подходы) педагогических исследований.
Системный подход ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.
Системный подход предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-процессов в развитии личности как системного целого. В этом отношении он тесно связан с личностным подходом. Личностный подход подразумевает ориентацию педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Он предполагает признание уникальности личности, опору на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого условий.
Основой, средством и решающим условием развития личности является деятельность, что обусловливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.
Деятельностный подход требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, требует реализации полисубъектного (диалогического подхода), который вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее, чем его деятельность. Полисубъектный подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования, которые развиваются только во взаимоотношениях, построенных по принципу диалога, с другими людьми.
Реализация вышеназванных методологических принципов осуществляется во взаимосвязи с культурологическим подходом, культура при этом понимается как специфический способ человеческой деятельности. Освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности.
Человек живет, учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопедагогический. В такой трансформации проявляется единство интернационального (общепедагогического), национального и индивидуального.
Одним из возрождающихся является антропологический подход, который впервые разработал К.Д. Ушинский. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - это положение является неизменной истиной педагогики.
В современных условиях, когда информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития, обоснованным является выделение принципа информационного подхода. Процесс воспитания и обучения является прежде всего особым, закрепленным в культуре способом оперирования информацией.
4. Закрепление.
1. Раскройте сущность понятия «методология».
2. Дайте определение методологии педагогической науки.
3. Дайте характеристику основных современных учений, выступающих в качестве философского уровня методологии педагогики.
4. Раскройте сущность системного подхода как общенаучной методологии педагогики.
5. Запись домашнего задания.
Назовите конкретно-методологические принципы педагогических исследований и проиллюстрируйте их конкретными примерами.
6. Итог урока.
Спасибо за работу!
Используемая литература, источники
1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. – М., 2003.
2. Педагогика: Общие основы педагогики: Учеб. -метод. комплекс / Авт.-сост. Л.Д. Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. 170 с.
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
4. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.
|