Эпиграф к уроку:
«Человек явился на свет не за тем, чтобы уныло
влачить свою жизнь в праздности, а для того,
чтобы стремиться к славным и великим делам». Леон Батиста Альберти.
Урок 9-10. Человек и личность: источники и факторы развития
Цель занятия: сформировать целостное представление о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание»; выработать умение оперировать этими и другими понятиями темы; провести анализ движущих сил и концепций развития человека.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Методы урока: лекция с элементами беседы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Вы готовы начать урок?
2. Проверка домашнего задания.
А). Фронтальный устный или письменный опрос по вопросам:
1. Дайте определения основным педагогическим категориям?
2. Как соотносятся между собой основные педагогические категории?
Б). Проверка домашнего задания на выбор: 1). Терминологический словарь по теме «Основные термины педагогики». 2). Схема «Соотношение основных категорий педагогики», используя понятия: «образование», «обучение», «воспитание», «развитие личности» и др.
3. Изучение нового материала.
ПЛАН УРОКА:
1. Факторы развития человека.
2. Концепции развития человека.
3. Движущая сила развития человека.
(1). Ключевая категория педагогики – развитие человека – процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории, и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях.
Педагогика понимает под развитием следующее:
Развитие – процесс количественно-качественных изменений свойств, черт и качеств личности человека в физическом, психическом, эмоционально-чувственном, интеллектуальном аспектах объективно положительной значимости, который происходит под влиянием факторов различного характера, ведущих к совершенствованию личности в целом.
Традиционно в психологии господствует «теория двух факторов» (В.П. Зинченко), соответственно которой выделяются два ведущих фактора развития человека – наследственность и среда. Под наследственностью психологи понимают «свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду подобных». В учебниках по психологии и педагогике перечисляются составляющие наследственной информации: анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, волос, глаз, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки речи, прямохождение, мышления и способности к труду. Среда – все тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Составляющие социальной среды: материальные условия жизни общества, социальный и государственный строй, система производственных и общественных отношений, функционирование различных учреждений и т.д.
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту – от самой незначительной до максимально возможной.
Влиянием среды, наследственности и воспитания процесс развития личности не ограничивается. Несомненно, эти три фактора являются важными процессами, влияющими на становление и формирования личности ребенка, но дальнейшее развитие личности человека уже включает процесс самовоспитания как итог влияния этих трех факторов, который и определяет в конечном счете наличие индивидуальных социально значимых черт человека.
(2). Представители различных научных течений по-разному объясняют этот во многом еще не познанный процесс. Рассмотрим концепции развития человека.
А). Биологизаторская концепция считает главным фактором развития человека его биологические задатки, наследуемые от родителей через гены, и сводит развитие к биологическому созреванию, в процессе которого, по мнению сторонников, формируются как телесная конституция, так и духовные качества человека. (Гезел).
Б). Психологизаторская концепция в основу развития человека кладет определенные психические структуры, изначально заложенные в человеке. Так, в гештальтпсихологии получила признание идея самодвижения психических структур к уравновешенному состоянию: целостные образы гештальты – возникают вследствие стремления психического поля сознания индивида образовывать «хорошие», простые, симметричные, уравновешенные структуры, что и выражает, по мнению гештальтпсихологов, процесс развития психики.
В). Эпигенетические концепции признают в качестве главных факторов развития человека воздействие внешней окружающей среды, в первую очередь – социальной (Локк, Лентьев).
Г). Конвергентные подходы основаны на признании равнозначности влияния на развитие человека внешних и внутренних факторов. «Равным образом любой наследственный фактор будет действовать различно при различных условиях среды» (Анастази).
(3). Движущая сила развития – это борьба противоречий. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Они возникают на каждом шагу как диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием. Различают противоречия внутренние и внешние. К первым относятся противоречия между возможностями личности и ее потребностями («хочу» – «могу», «знаю» – «не знаю», «можно» – «нельзя», «есть» – «нет»), а ко вторым – между возможностями личности и требованиями общества (между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов).
4. Закрепление.
1. В чем состоит сущность научных идей о роли среды, наследственности и воспитания в развитии личности?
2. Охарактеризуйте сущность концепций, объясняющих, под влиянием каких факторов развивается человек.
3. Каковы движущие силы развития личности?
Если остается свободное время, то можно провести самостоятельную работу (7-10 мин.)
Повесть Р. Киплинга «Маугли» завершается сценой ухода Маугли к людям. Он уходит к ним с тяжелым сердцем. Что ждет его среди людей? Увидят ли они в нем личность? Сможет ли он свободно развиваться среди них? Напишите продолжение сказки с точки зрения сторонников различных концепций развития личности: биологизаторской, психологизаторской, эпигенетической.
5. Запись домашнего задания.
Обязательное: повторить конспект.
На выбор:
1). Как вы понимаете высказывание А.Г. Асмолова и А.В. Петровского, приведенное в Российской педагогической энциклопедии: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»?
2). Раскройте суть влияния на развитие личности приведенных в таблице факторов. Что здесь самое главное?
Факторы
|
Суть влияния
|
Наследственность
|
|
Деятельность
|
|
Географическая среда
|
|
Социальная среда
|
|
Общение
|
|
3). Заполните таблицу
Концепция развития личности
|
Суть концепции развития личности
|
1. Психоаналитическая
|
|
2. Научения (бихевиоризм)
|
|
3. Гуманистическая
|
|
4. Антропософия
|
|
5. Когнитивная
|
|
6. Интеракционная
|
|
7. Теологическая
|
|
8. Деятельностная
|
|
6. Итог урока.
Используемая литература, источники
1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. – М., 2003.
2. Педагогика: Общие основы педагогики: Учеб. -метод. комплекс / Авт.-сост. Л.Д. Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. 170 с.
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Вт 2-х кн. М., 2002. Кн. 1.
5. Чапаев Н.К. Введение в курс «Философия и история образования». Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та. – 1998.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Ч. 1. 2002. С. 87-88.
|