ПРИВЕТ, МОЙ ДРУГ!
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 12.05.2024, 01:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [110]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 61-62. Инновационные образовательные процессы. Основные направления инноваций. Авторские школы
[ Скачать с сервера (18.9 Kb) ] 19.04.2014, 15:21

Критериум педагогики только один – свобода.

Л.Н. Толстой

 

Урок 61-62. Инновационные образовательные процессы. Основные направления инноваций. Авторские школы

 

Цель занятия: познакомить с понятием «инновационные процессы в образовании», направлениями инновационных процессов в современном российском образовании; рассмотреть авторские школы.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы урока: опрос, лекция с элементами беседы.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

 

Приветствие, определение отсутствующих, проверка внешнего состояния кабинета. Проверка подготовленности группы на урок, организация внимания.

 

2. Проверка домашнего задания.

 

А). Устный фронтальный опрос.

1. Дайте определение понятиям «семья» и «семейное воспитание»?

2. Каковы правила семейного воспитания?

3. Охарактеризуйте условия эффективности семейного обучения.

4. Задумались ли Вы над сложностью педагогической профессии «родитель»? Что необходимо знать, чему научиться, чтобы ею овладеть?

На выбор: 1. Проанализируйте в своей работе следующие функции семьи: биологическая репродукция, социализация молодого поколения, воспроизводство культуры, поддержка физического здоровья, экономическая поддержка несовершеннолетних, моральная регламентация поведения, развитие личности членов семьи, предоставление определенного социального статуса и воспроизводство социальной структуры, организация рационального досуга, эмоциональная стабилизация индивидов, сексуальный контроль.

2. Охарактеризуйте современное состояние семейного воспитания. Назовите условия успешного воспитания в семье. Составьте советы родителям по созданию благоприятной атмосферы в семье.

 

3.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

 

Создание и применение новых знаний становится основным источником роста национальных экономик и качества жизни большого числа людей. Долговременная устойчивость мирового развития напрямую зависит от качества человеческого капитала, от тех людей, которые обладают знаниями и квалификациями, востребованными в современном мире. Этим объясняется значимость темы: «Инновационные образовательные процессы. Основные направления инноваций. Авторские школы». Рассмотрим ее.

 

4. Изучение нового материала.

 

ПЛАН УРОКА:

 

1. Инновационные образовательные процессы. Основные направления инноваций.

2. Авторские школы.

 

(1). В педагогической теории и практике в 1970–80-х гг. появилось понятие «новация» (от лат. novatio – обновление, изменение, что-либо новое, только что вошедшее в обиход, новшество).

В качестве синонима употребляется термин «инновация» (нововведение, новшество).

Под инновационными процессами в системе образования понимаются управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и «применения педагогических новшеств».

Среди инновационных педагогических процессов следует выделить следующие:

появление авторских концепций и новых моделей школ, лицеев, колледжей и гимназий;

осуществление перехода массовой школы на вариативные программы, методики обучения и воспитания;

разработка региональных программ развития образования, учитывающих социально-экономические и культурно-этнические особенности субъектов Российской Федерации;

активное обновление содержания общего среднего и профессионального образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации;

перестройка  организационных форм, методов обучения и воспитания с учетом личностно ориентированного и личностно центрирированного подхода;

переход образовательных учреждений из режима функционирования в режим устойчивого развития;

создание в образовательных учреждениях диагностической службы (валеологической, психологической, социологической и др.);

управление качеством образования на диагностической основе;

осуществление непрерывного процесса повышения квалификации педагогических кадров;

развитие творческой инициативы, профессиональной компетентности и педагогической культуры работников системы образования.

Большинство нововведений посвящены разработке технологий обучения, далее следуют проблемы: управления качеством подготовки специалистов, дистанционного образования, внедрения государственных стандартов, повышения уровня воспитанности обучающихся и их личностных качеств, совершенствования содержания обучения, организации и проведения экспериментальной и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, влияния социального партнерства, организации внеучебной деятельности учащихся и др.

(2). Авторские школы. С инновациями связано понятие «авторство», которое обозначает принадлежность какой-либо идеи конкретному лицу или группе лиц. Смысл авторской школы не в том, что она отражает по-другому устроенный учебный план или процесс обучения, – это другое мировоззрение, другой (собственный, самобытный) дух и уклад школы, другое содержание образования. Авторские школы – важнейший тип инноваций в образовании.

Можно выделить несколько типов авторских школ в зависимости от проработанности инновационного процесса (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк).

Если инновационный процесс прошел путь от «идеи до внедрения», достиг этапа стабильности – академические авторские школы:

Проблемное обучение М.И. Махмутова;

Укрупнение дидактических единиц П.М. Эрдниева;

Гуманно-личностное обучение младших школьников Ш.А.Амонашвили;

Система развивающего обучения Л.В. Занкова:

Система развивающего обучения  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Если инновационный процесс достаточно проработан, новые идеи нашли отклик у педагогической общественности, но сам процесс их применения в массовой школе еще не стал традиционным, то такие школы можно отнести к творческим:

Обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова;

Преподавание литературы как предмета, формирующего человека (Е.Н.Ильина);

Индивидуализация обучения (Границкая, Кирсанов, Щадриков и др);

Коллективный способ обучения (А.Г.Ривин, В.К. Дьяченко и др.).

Если инновационный процесс не завершен, теоретически достаточно не осмыслен, находится в стадии выдвижения новых идей или экспериментирования, то такие авторские школы можно обозначить как эмпирические:

Вероятностное образование (А.М. Лобок);

Коммуникативное обучение иноязычной культуре (Е.И. Пассов).

Общее во всех авторских школах – это условия протекания процесса обучения: отношения школьников к самим себе, друг к другу, к учителю, учителя к самому себе и к учащимся.

 

5. Закрепление.

 

1. Что означает понятие «инновационные процессы» в образовании?

2. Каковы основные направления педагогических инноваций?

3. Какие авторские школы Вам известны?

 

Заключительное слово преподавателя

 

Потребность в создании инновационных учебных заведений в России связана с серьезным технологическим отставанием ее от передовых стран мира, насущной необходимостью в сжатые сроки максимально сократить данный разрыв.

 

5. Запись домашнего задания.

 

Обязательное: повторить конспект.

На выбор: 1). Заполните таблицу. Воспользуйтесь изданием: Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. – Кн. 1. – М., 2002. С. 210-212.

Некоторые отличия традиционного обучения от инновационного

Параметры

 

Обучение

 

 

Традиционное

Инновационное

Цель

 

 

Характер учебной деятельности

 

 

Преобладающие формы учебной деятельности

 

 

Характер взаимодействия «учитель–ученик»

 

 

Результат

 

 

 

2. «<…> Возможности инновационных процессов в образовании вовсе не сводятся к созданию лицеев и гимназий, нововведе­ния должны быть (и могут быть) присущи каждой российской школе».

Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташ­ника, В. С.Лазарева. -М., 1995. – С. 127.

Выскажите свое мнение по поводу этого утверждения.

 

Используемая литература, источники

 

1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 299 с.

2. Педагогика: Теория обучения: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Л.Д.Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. 223 с.

3.Сумина Т.Г. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие для вузов/ Т.Г. Сумина, И.В. Рублева. Рос гос. проф.-пед. ун-т, Урал. от-ние Рос. акад. образования. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2008. - 126 с.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.

 

 

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 1383 | Загрузок: 37
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Интернет урок
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Фед. ин-т пед. изм-ний
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Глобус
    Наш опрос
    Любимый день недели?
    Всего ответов: 187
    АФОРИЗМЫ
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2024