ПРИВЕТ, МОЙ ДРУГ!
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 12.05.2024, 00:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [110]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 59-60. Семейное воспитание
[ Скачать с сервера (20.2 Kb) ] 28.03.2014, 16:09

Урок 59-60. Семейное воспитание

 

Цель занятия: сформировать понятие о семье и семейном воспитании; изучить правила и особенности семейного воспитания, рассмотреть условия эффективности семейного обучения.

 

Тип урока: комбинированный урок.

Данный урок рассчитан на два академических часа.

 

Методы урока: опрос, лекция с элементами беседы, практический.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

 

 - Здравствуйте, ребята! ...

 

2. Проверка домашнего задания.

 

А). Фронтальный устный или письменный опрос.

1. Чем управление отличается от руководства?

2. Охарактеризуйте подходы в управлении и руководстве.

 

Б). На выбор: 1. Каковы основные функциональные обязанности руководителей ОУ?

2. В каких документах определены обязанности должностных лиц?

3. Дайте характеристику деятельности педагогического совета ОУ, совещания при руководителе ОУ, ученического (студенческого) комитета.

4. Какова структура управленческих органов в ОУ и какие прин­ципы лежат в основе их руководящей деятельности?

5. Какой должна быть работа руководителя ОУ и его заместителей
по осуществлению контроля за качеством обучения и воспитания?

 

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

 

Семейное воспитание осуществляется тем успешней, чем лучше будут подготовлены к его осуществлению будущие родители. Этим объясняется значимость темы «Семейное воспитание».

 

4. Изучение нового материала.

 

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

«Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша» (А.В. Мудрик).

Мы недостаточно хорошо понимаем, насколько серьезная вещь – семейное воспитание. Нам кажется, что воспитание – это формирование у ребенка хороших манер, обучения его правилам поведения в обществе, его образование. Но на самом деле, это дело второе, если не десятое. Первое же, самое главное – это то, как мы учим нашего ребенка относиться к самому себе. Если он живет в среде, которая его постоянно оценивает как неумного, некрасивого, бездарного, завистливого, агрессивного плаксу, – то поверьте, он именно таким и становится.

Мы – родители – зеркало для своих детей. В наших словах, поступках, поведении и реакциях дети прочитывают то, какие они, на самом деле, есть.

Должна быть позитивная установка на воспитание ребенка. В соответствии с ней нужно воспитывать так:

  • Позвольте ребенку думать самостоятельно. Уважайте его личность.

  • Оставляйте инициативу за ребенком.

  • Прежде чем прийти на помощь, выдерживайте паузу. Старайтесь наводящими вопросами, подсказками, параллелями, ассоциациями и др. подвести его к правильному решению.

  • Принимайте участие в игре, когда ребенок приглашает; предлагайте игры сами, но так, чтобы выбор оставался за ребенком.

  • Трафареты и готовые схемы мешают развивать гибкость мышления. Побуждайте ребенка искать и самостоятельно открытия.

Несколько простых условий для эффективности обучения:

  • Обходитесь без морали и длинных наставлений.

  • Не старайтесь обучить всему сразу, делайте это часто, но понемногу.

  • Никогда не заставляйте ребенка, лучше создавайте условия для игры.

  • Делайте это по-разному, чтобы интерес ребенка не ослабевал.

  • Повторяйте и закрепляйте.

  • Обязательно проверяйте, хорошо ли усвоен пройденный материал.

  • Чуть меньше контроля, чуть больше доверия и веры в ребенка – и все будет в порядке.

Растить это так просто.

  • Это умение ждать.

  • Это умение делать все своевременно.

  • Это умение деятельно наблюдать. Не вмешиваться без нужды и не пропустить момент, когда ваше вмешательство необходимо.

  • Это умение быть снисходительным.

  • Это любить ребенка с положительным и отрицательным настроением; и грубым, и неугомонным, и когда устали, и когда завтра на работу.

  • Это любить всегда без условий.

  • Это умение не ругать за ошибки, а исправлять их.

  • Это желание совершенствовать свое мастерство.

Важно воспитать у ребенка ответственность. Ответственность – это искренне и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.

Как воспитывать ответственность?

1. Ребенок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нем. Надо дать посильное задание для малыша.

2. Не надо торопить. Пусть делает в удобном для него темпе.

3. Вместо ругани за невыполненное или плохо выполненное задание, лучше покажите последствия поступка. Не купил хлеба и все обедают без него.

4. Поручение должно быть посильным.

5. Если ребенок не справился с работой, то постарайтесь его понять и помочь ему.

6. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребенка забота о других и о себе связывалась с положительными эмоциями.

В процессе воспитания в рамках семьи ребенок имеет возможность нормально развиваться: своевременно усваивать правила общения с окружающим миром, учиться распознавать положительные и отрицательные нормы поведения, формировать личные идеалы. Испортить свою родительскую жизнь можно двумя способами: сложив с себя ответственность или взяв всю ответственность за рост и развитие ребенка. В первом случае вы, понятно, придерживаетесь политики невмешательства. Во втором – активно вмешиваетесь в те сферы, которые определяем не мы.

Регулярно навязывая детям то, до чего они еще внутренне не способны дотянуться, мы одновременно совершаем две вредные вещи: сбиваем их биологические часы, а заодно и лишаем уверенности в себе и в силах.

Что будет, за чем будет, в какой последовательности – решила Природа.

Наша задача – прислушиваться к ней и придерживаться ее законов.

Формула успешного роста. На развитие ребенка влияют: биологическая программа + индивидуальные особенности + среда, в которой растет ребенок, и наше отношение к нему.

Или, другими словами: мудрость природы + то, что заложено в природе + вы родители и воспитатели + окружающий мир = то, каким вырастит ребенок.

Для того, чтобы быть хорошим садовником, надо:

  • Знать этапы созревания и роста ребенка и как он проходит через них;

  • Знать особенности темперамента и характера;

  • Учитывать возрастные особенности малыша. Создавать нужные условия;

  • Всегда искать и находить с ним контакт.

На второй половине пары я предлагаю Вам групповую работу.

 

Приложение. Раздаточный материал.

 

5. Закрепление.

1. Дайте определение понятиям «семья» и  «семейное воспитание»?

2. В чем проявляется специфика семьи как воспитательного коллектива и педагогической системы?

3. Задумались ли Вы над сложностью педагогической профессии «родитель»? Что необходимо знать, чему научиться, чтобы ею овладеть?

 

Заключительное слово преподавателя

 

Семья как субъект педагогического воспитания несет большую ответственность за воспитание будущих полноценных членов общества. Ребенок перенимает поведение и мировоззрение своих родителей (воспитателей), но только разностороннее общение делает процесс воспитания полноценным.

 

6. Запись домашнего задания.

 

Обязательное. Повторить конспект.

На выбор: 1. Проанализируйте в своей работе следующие функции семьи: биологическая репродукция, социализация молодого поколения, воспроизводство культуры, поддержка физического здоровья, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, моральная регламентация поведения, развитие личности членов семьи, предоставление определенного социального статуса и воспроизводство социальной структуры, организация рационального досуга, эмоциональная стабилизация индивидов, сексуальный контроль.2. Охарактеризуйте современное состояние семейного воспитания. Назовите условия успешного воспитания в семье. Составьте советы родителям по созданию благоприятной атмосферы в семье.

 

Используемая литература

 

1. Амонашвили Ш.А. Видеолекции.

2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 299 с.  

3. Васютин А.М., Васютина Н.С. Самая лучшая книга по воспитанию детей. Ростов-на-Дону. Феникс, 2011. – 235 с.

4. Курпатов А. Счастье вашего ребёнка. (Руководство для Фрекен Бок). М.: Издательство: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 288 с.

5. Некрасова 3., Некрасова Н. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: ООО Изд. дом «София», 2006. – 416 с. 

6. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности: Пер. с венг. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с.

7. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. –  560 с.

 

Приложение.

 

Группа 1. Можно ли утверждать, что в современной семье влияние СМИ и компьютера на ребенка больше, чем влияние родителей? 

Группа 2. Многие знают афоризм В.О. Ключевского: «Привычки родителей превращаются в пороки детей». Всегда ли это так? А у вас есть какие-либо черты, которые передались вам от родителей? Можно ли их назвать пороками?

 

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 1556 | Загрузок: 46
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Интернет урок
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Фед. ин-т пед. изм-ний
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Глобус
    Наш опрос
    Основная роль школы заключается в:
    Всего ответов: 123
    АФОРИЗМЫ
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2024