Есть несколько способов разбивать сады:
лучший из них – поручить это дело садовнику.
Карел Чапек.
Урок 53-54. Отечественные классические системы воспитания XX века
Цель занятия: познакомить с основными системами воспитания в историческом аспекте, выделить единство и многообразие систем воспитания, а также развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: опрос, лекция с элементами беседы, частично-поисковый, практический.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка внешнего состояния кабинета. Проверка подготовленности группы на урок, организация внимания.
2. Проверка домашнего задания.
Устный фронтальный опрос.
1. Что такое общение и каковы его основные функции?
2. В чем своеобразие педагогического общения?
3. Каковы требования к говорящему и аудитории?
4. Что такое конфликт?
5. В чем специфика педагогического конфликта?
6. Охарактеризуйте педагогические стратегии управления конфликтом.
7. Когда конфликт разрешается конструктивно?
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость, поэтому она имеет конкретно-исторический характер. В чем специфика систем воспитания, наиболее известных в нашей стране? Изучим тему: «Отечественные классические системы воспитания XX века».
4. Изучение нового материала.
Приведем краткий обзор существовавших в нашей стране некоторых воспитательных систем.
Система С.Т. Шацкого. Выдающийся педагог, работая в созданной им колонии «Сетлемент» в Марьиной Роще Москвы, поставил цель создать для детей условия для их всестороннего развития. В течение 1905–1910 гг. он занимался образованием детей, считая, что из различных видов деятельности (трудовая, умственная, эстетическая, гигиеническая, социальная) ведущей является труд. Природная и социальная среда рассматривались как стимул для развития ребенка. Влияние ребенка на среду не исследовались.
Совершенно иначе С.Т. Шацкий сформулировал цель воспитательной работы в 1919–1931 гг. на созданной им в Калужской губернии на базе школы-колонии «Бодрость» Первой опытной станции по народному образованию. Теперь он считал важным не только учитывать и использовать в воспитании явления и факты окружающей среды, но и непосредственно включать учащихся в ее преобразование на основе знаний, полученных в школе. Им был выдвинут лозунг «Изучение жизни и участие в ней с целью ее преобразования». Школа должна была стать центром воспитания в окружающей среде».
В состав Первой опытной станции входили все типы образовательных учреждений: детские ясли и сады, начальная и средняя школа, интернат и клубные учреждения.
На последнем этапе деятельности этой опытной станции (1929–1931) больше внимания стало уделяться участию школы в преобразовании общественных отношений, в частности в колхозном строительстве. Идея создания детских колхозов не только вызывала протесты со стороны крестьян, но и была нереальной. Теоретически надуманные цели воспитания деформировали средства и привели к краху воспитательной системы.
Система воспитания человека в коллективе и через коллектив
А.С. Макаренко реализована в России в период с 1930 по 1980 гг., получила известность в мире как система коммунистического воспитания. Цель – воспитание человека-коллективиста, для которого общественные интересы всегда выше собственных. В то же время – это система авансированного доверия к человеку. Даже самый «никчемный человечек», если видит перед собой пусть не радужную, но перспективу, начинает по-новому строить свою жизнь. Человеку всегда должны светить радость и счастье. Важно, утверждал Макаренко, воспитывать не только человека-творца, но и счастливого человека. Воспитывать человека – значит воспитывать у него перспективу пути, по которому располагается его завтрашняя радость.
В наши дни у теории А.С. Макаренко находятся немало противников и сторонников. Но если учесть, что его система формировалась в специфических условиях детских трудовых колоний, приходится в любом случае признать ее значимость.
Система В.А. Сухомлинского сформировалась в конце 50-х – начале 60-х гг. прошлого века в Павлышевской сельской школе на Украине. В своей педагогической практике Сухомлинский применял индивидуальное воспитание, в котором учитывалось соотношение общественных, коллективных и личных интересов. В его воспитательной системе категория личности занимает центральное место. Ребенок активный и самостоятельный индивид, который должен жить полнокровной и интересной жизнью.
Для Сухомлинского было характерно воспитание у учащихся общечеловеческих ценностей и гуманистических идеалов. Учение должно быть напряженным, но радостным трудом.
Видное место в педагогической системе Сухомлинского занимали категории красоты, творчества. Существенную часть системы Павлышевской школы составляли народные традиции.
В своей воспитательной системе В.А. Сухомлинский отводил важную роль личности педагога и семье, их взаимодействию с учащимися.
Интерес к внутреннему миру ребенка, его личностному своеобразию не заслонил от педагога проблемы общественного значения. Более того, в его воспитательной системе гражданственность и патриотизм были одной из доминирующих ценностей.
На второй половине пары я предлагаю Вам практическую работу.
Приложение. Раздаточный материал.
5. Закрепление.
1. Как вы понимаете выражение «Человек не средство, а цель?»
2. Какова цель воспитательных систем советского периода?
3. Каковы особенности изученных систем воспитания?
Заключительное слово преподавателя
Даже более чем скромный обзор существовавших воспитательных систем позволяет убедиться в том, что каждая система – феномен, вытекающий из природных, социальных, исторических и других условий. Видно и то, что более долговечной становится та воспитательная система, которая опирается на общекультурные, гуманистические идеалы.
6. Запись домашнего задания.
Обязательное. Повторить конспект.
На выбор: 1) опишите известную вам авторскую воспитательную систему; 2) дайте характеристику воспитательной системе известного вам образовательного учреждения.
Используемая литература, источники
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 299 с.
2. Педагогика: Теория и методика воспитания: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.
3. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.
Система обучения С.Т. Шацкого.
Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934) – педагог, руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР, которая была создана в 1919 г. Одна из целей станции – реализация принципа связи обучения с жизнью и окружающей средой. Данный принцип получил свое отражение в различных формax и видах деятельности детей: электрификации деревни, культурно-просветительной работе среди местного населения, кампании по уничтожению малярийного комара и т. п. С.Т. Шацкий считал необходимым ликвидировать «детскую безработицу», предоставив ученикам возможность реального труда, интересного и значимого для них, развивающего их способности и партнерские отношения. Учителю предлагалось уделять внимание следующему:
-
тщательно готовиться к каждому уроку, анализировать его и корректировать;
-
разнообразить структуру урока, вносить в него элементы неожиданности;
-
ставить перед учениками вопросы, искать варианты их переформулировки для наилучшего понимания;
-
стимулировать желания и интересы детей для преодоления ими затруднений;
-
не уделять всем вопросам одинаковую глубину изучения, помнить о мировоззренческих вопросах, о ступенях и глубине познания;
-
использовать соревновательность, поощрять самостоятельность, самодеятельность и инициативу учеников;
-
формировать понятия, применять законы на практике.
Созвучным направлением советской дидактики 1920–1930-х г. явилось широкое внедрение в школах бригадно-лабораторного метода обучения. Данный метод возник под влиянием американской системы индивидуализированного обучения, разработанной Хелен Паркхерст (г. Долтон, США) под названием Дальтон-план, сочетающегося с коллективными формами обучения и методом проектов.
В данной системе обучения учащиеся в группах под руководством бригадиров работали над общим заданием от 2 недель до 1 месяца. После выполнения заданий бригады отчитывались перед всем классом, в результате оценивалась их работа в целом. Индивидуальный учет труда отсутствовал, что порождало обезличивание, безответственность и проблемы усвоения знаний слабыми учениками. В 1932 г. ЦК ВКП(б) осудил практику бригадно-лабораторного метода обучения, изъяв его из практики школ вместе с присущими данному методу эффективными чертами.
1.В чем плюсы и минусы понимания системы обучения как школы реального труда по преобразованию окружающей действительности?
2.Каковы могут быть причины негативного отношения к деятельности школы со стороны социума?
3.В каких случаях более целесообразной является открытая система обучения, подобно школе С.Т. Шацкого, а в каких – закрытая, ограничивающая влияние социума на детей во время обучения?
Система обучения А.С. Макаренко.
Антон Семенович Макаренко (1888–1934) – автор теории ученического коллектива, основатель коммунарской методики. Педагогические находки А.С. Макаренко получили дидактическое развитие и применение в современной школе. Среди них:
-
ученическое самоуправление: разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание;
-
метод параллельного педагогического действия, когда кроме взаимодействия «учитель–ученик» присутствует взаимодействие «коллектив–ученик»;
-
метод коллективной оценки действий ученика;
-
метод «педагогического взрыва», бойкота;
-
организация воспитательных ситуаций и событий, их планирование и развитие в направлении предполагаемого результата;
-
метод «перспективных линий» в жизни ученика, поиск путей, на которых ученика ждет «завтрашняя радость»;
-
переход от требований педагога к общественной требовательности, а затем к требованию личности к себе.
Подходы и методы А. С. Макаренко позднее легли в основу дидактических систем, опирающихся на коллективную и групповую работу школьников, взаимообучение и взаимоконтроль, деловые игры, демократические формы планирования и организации обучения.
В частности, широко известной стала «коммунарская методика» ленинградского педагога и ученого И. П. Иванова, основанная на идее коллективных творческих дел.
1.Как влияет на учебный процесс перенос в него воспитательных методов?
2.Возможна ли (если да, то каким образом) индивидуальная самореализация учащихся в условиях самоуправляющего коллектив?
|