ПРИВЕТ, МОЙ ДРУГ!
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 12.05.2024, 03:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [110]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 49-50. Формы воспитания
[ Скачать с сервера (17.4 Kb) ] 10.03.2014, 06:32

Урок 49-50. Формы воспитания

 

Цели занятия: охарактеризовать понятие «форма воспитания», познакомиться с основными формами воспитания.

 

Тип урока: традиционный (сдвоенный) урок освоения нового материала и с элементами беседы.

 

Методы урока: фронтальный опрос, словесный, частично-поисковый.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

 

– Здравствуйте, ребята! ...

 

2. Проверка домашнего задания.

 

А). Фронтальный устный или письменный опрос.

1. Дайте определение понятию «средство воспитания».

2. Назовите и охарактеризуйте средства воспитания.

На выбор: 1). Почему проблеме средств воспитания в последнее время уделяется больше внимания, чем раньше?

2). Какие другие идеи о средствах воспитания выдвигаются в отечественной педагогике?

3). Сформулируйте основные общие условия эффективности использования труда в качестве средства воспитания.

 

4). Перечислите общие условия, при которых педагог приобретает профессиональную свободу в использовании средств для организации воспитательного процесса.

5).  Приведите пример, когда одно и то же средство выполняет разные функции и когда оказывает прямо противоположное влияние при разных обстоятельствах.

6).  Как вы понимаете утверждение, что средства и формы нейтральны в своем воспитательном влиянии?

 

3. Изучение нового материала.

 

Понятие «форма» пришло в педагогику из философии. Традиционное философское понятие «форма» заключается в определении ее как структуры какого-либо содержания. Форма рассматривается как способ выражения содержания, следовательно, как его носитель. Способ выражения содержания заключается в его структурировании, расположении, соотнесении частей, дозировке, установлении связей между частями. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию.

Педагогическая форма – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Педагогической теорией и практикой создано множество форм: урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.

Рассмотрим классификацию педагогических форм организации учебной и воспитательной работы.

А) по степени сложности - простые, составные, комплексные сложные педагогические формы.

Простые формы построены на минимальном количестве методов, средств и посвящены одной теме. К ним относятся: беседа, экскурсия, консультация, инструктаж, диспут, культпоход, выпуск газеты и др.

Простые формы в количественном отношении представляют одну четверть от всех имеющихся. Из простых форм образуются составные и комплексные формы.

Составные формы строятся либо на развитии простых, либо на их разнообразном сочетании. К ним относятся урок, конкурс, субботник, праздничный вечер, конференция, КВН, митинг, собрание и др.

Часто составные формы включают в себя ряд простых форм. Например, урок может включать в себя беседу, лекцию, инструктаж, диспут и др. Простые формы в рамках составной рассматриваются как методы.

Составных форм насчитывается до половины от имеющихся.

Комплексные формы представляют собой сочетание простых и составных форм. Это дни открытых дверей, дни физкультурника, дни выбранной профессии, смеха, знаний, защиты детей, здоровья, памяти, науки и др.; недели театра, музыки, спортивные, предметные и др.; месячники, декадники и даже годы (ребенка, грамотности). Сюда относятся также лектории, операции, турпоходы, слеты, марши, движения. В состав комплексной формы входят простые и составные. Например, неделя классической музыки может включать в себя посещение концертов, культпоходы в музеи музыкальных инструментов, дома - музеи различных композиторов, встречи с композиторами, музыкантами, выпуск газеты, вечер музыкальной самодеятельности.

Б) по организации деятельностииндивидуальные, групповые, фронтальные.

В процессе обучения и воспитания по-разному может быть организована деятельность учащихся, при этом могут быть использованы индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные) формы работы. Индивидуальная форма предполагает организацию деятельности одного учащегося с учетом его индивидуальных особенностей. Существует два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальная и индивидуализированная. Первая предполагает деятельность воспитанника по выполнению общего для всего класса задания самостоятельно в едином для всех темпе работы. Вторая предусматривает выполнение воспитанниками специфических индивидуальных заданий, что позволяет реализовать индивидуальный, дифференцированный подход в обучении и воспитании. Индивидуальную форму организации деятельности воспитанников уместно использовать как при закреплении пройденного материала, совершенствовании умений и навыков, так и при их формировании.

Индивидуальная форма организации деятельности воспитанников дает возможность индивидуализировать процесс обучения и воспитания, учитывать особенности воспитанников, формирует опыт самостоятельной познавательной деятельности, потребность и готовность к самообразованию, способствует воспитанию самостоятельности, организованности учащихся.

Индивидуальная форма организации деятельности воспитанников имеет также свои недостатки: она ограничивает общение воспитанников и возможность участия в коллективных достижениях.

Групповая форма предполагает работу воспитанников в группах по 3-6 человек или в парах. При этом группы могут выполнять одинаковые или дифференцированные задания. Работа в группах строится под руководством лидера группы – консультанта или педагога. Роль консультанта могут выполнять разные учащиеся. Для наибольшей успешности и экономичности в работе педагог может заранее готовить учащихся-консультантов. Состав групп и их величина непостоянные, они зависят от характера выполняемой работы. В группах не должно быть негативно настроенных друг к другу воспитанников.

Групповая форма работы целесообразна при изучении литературных текстов, копий исторических документов, при подготовке тематических конференций, диспутов, докладов и др.

Достоинства такой формы организации: возможность приобретения воспитанниками навыков совместного планирования деятельности, распределения обязанностей, взаимопомощи, развитие нравственных качеств воспитанников, воспитание ответственности, взаимного уважения.

Групповая форма работы несет в себе также ряд недостатков: трудности комплектования групп и организации работы в них, сложности в планировании и осуществлении деятельности воспитанников в группах, проблемы при организации оценки деятельности членов группы.

Фронтальная форма работы представляет собой совместные действия всех воспитанников класса, при этом они одновременно выполняют одинаковую, общую для всех деятельность, педагог ведет работу со всем классом. Данная форма дает наибольший эффект при сообщении новых знаний воспитанникам.

Достоинствами фронтальной формы работы являются: возможность активного взаимодействия в группе воспитанников, создание атмосферы коллективного «думания», воспитание чувства коллективизма, умения работать в коллективе, умения вести диалог с товарищами и педагогом, экономичность по временным и энергетическим затратам.

Недостатками фронтальной формы работы являются: нацеленность на некоторого абстрактного усредненного воспитанника, недостаточность учета индивидуального темпа в деятельности, особенностей работоспособности, подготовленности воспитанников.

В) по характеру связей между воспитанниками: индивидуализированные, формы взаимодействия, кооперативные формы.

Индивидуализированные формы предполагают различные цели и пути их достижения у всех учащихся группы (консультация, беседа, доклад и др.).

Формы взаимодействия характеризуются тем, что результат деятельности достигается усилиями каждого члена группы (субботник, эстафета, соревнование, смотры и др.).

Кооперативные формы предполагают распределение функции в группе при выполнении деятельности, направленной на достижение общей цели (кооперативный труд, игры, сборы, собрания).

Требования к формам воспитательной работы:

1.           Все формы воспитательной работы должны быть ориентированы на три канала восприятия.

2.           Любая форма воспитательной деятельности должна быть изменчивой как по содержанию, так и по методике ее проведения.

3.           Каждая форма конструируется заново, а не основывается на имевшемся в прошлом положительном опыте именно данной формы и средств ее применения.

 

4. Закрепление.

 

1. Что такое педагогическая форма?

2. Какие классификации форм воспитания Вам известны?

3. В чем специфика применения таких форм воспитания как индивидуальные, групповые и фронтальные?

 

Заключительное слово преподавателя

 

Педагогу необходимо помнить, что только разумное сочетание форм организации воспитания позволит достигать наилучших результатов в учебно-воспитательной работе.

 

5. Запись домашнего задания.

Обязательное: повторить конспект.

На выбор: 1). Какие общие функции выполняют формы воспитательной работы?

2). Как создаются формы воспитательной работы?

3). Для чего необходимо изучать эффективность формы воспитательной работы?

4). Составьте схему (таблицу), отражающую классификацию форм воспитательной работы.

 

 

Используемая литература, источники

 

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. – М., 2003.

2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 299 с.

3. Педагогика: Теория и методика воспитания: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.

 

 

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 1148 | Загрузок: 22
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Интернет урок
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Фед. ин-т пед. изм-ний
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Глобус
    Наш опрос
    Основная роль школы заключается в:
    Всего ответов: 123
    АФОРИЗМЫ
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2024