Урок 47-48. Средства воспитания
Цели занятия: охарактеризовать понятие «средство воспитания», познакомиться с основными средствами воспитания.
Тип урока: традиционный (сдвоенный) урок освоения нового материала и с элементами беседы.
Методы урока: фронтальный опрос, словесный, частично-поисковый.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! ...
2. Проверка домашнего задания.
А). Фронтальный устный или письменный опрос.
1. Что такое метод воспитания?
2. Что понимается под формированием разумных потребностей?
3. Дайте определение методам «поощрение», «наказание» и «соревнование».
4. В чем сущность методов «разъяснение» и «объяснение»?
5. В чем смысл метода «примера»?
6. Общее и различное в методах «требование», «приучение» и «упражнение».
7. Опишите метод «этической беседы».
На выбор: 1). Поощрения и наказания: «за» и «против». Попробуйте вывести собственные правила.
2). Учитель намеревается повесить таблицу на стену, обращается к детям: «Нам так нужна эта таблица, а я боюсь, что у меня не получится ее повесить». Оцените обращение учителя с точки зрения метода воздействия.
3). В школе принято собираться раз в месяц на Большой Круг, когда идет обсуждение наиболее важных вопросов школьной жизни. Что Вы сказали бы о методах воспитания, отраженных в этом традиционном акте?
4). Замечали ли Вы, что матери обычно говорят ребенку одно и то же несколько раз, а тот не исполняет просьбы. Отцы обращаются один раз, и этого оказывается довольно для ребенка. В чем тут педагогический секрет? Отыщите его с точки зрения методов воздействия.
5). Представьте мысленно педагогически запущенного школьника, воспитанием которого никто не занимался. Как Вы считаете, будет ли специфика в использовании методов воспитания в данной неблагоприятной ситуации?
6). Какие методы необходимо использовать для формирования у
учащихся навыков и привычек дисциплины, и культуры поведения?
7). Представьте мысленно педагогически запущенного учащегося, воспитанием которого никто не занимался. Как Вы считаете, будет ли специфика в использовании методов воспитания в данной неблагоприятной ситуации?
3. Изучение нового материала.
С философской точки зрения средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, заимствуются и извне для реализации деятельности, получения ее наиболее предпочитаемого результата, для усиления и повышения качества деятельности и отдельных ее элементов.
Средства воспитания в современной педагогике трактуются по-разному, оттеняя различные аспекты их понимания. Рассмотрим традиционное понимание средств воспитания.
Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся (Н.В. Бордовская, А.А. Реан): знаковые символы; материальные средства; способы коммуникации; мир жизнедеятельности воспитанника; коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания; технические средства; культурные ценности; природа (живая и неживая).
«Средства воспитания, считает Т.А. Стефановская, – виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности».
Исходя из вышесказанного, «средства воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс» (В.И. Журавлев). Любой предмет материальной и духовной культуры выполняет функцию средств воспитания, если (А.Ф. Меняев):
1. Если с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности.
2. Если она выделена в образной или наглядной (устной или письменной) форме.
3. Если объект информации включен в соответствующую деятельность воспитателя и воспитанников.
Чем богаче набор средств воспитания, тем лучше результат.
Зависимость уровня воспитания от системы средств воспитания один – из фундаментальных законов педагогики.
Система средств воспитания разрабатывается воспитателями соответственно цели воспитания.
Средства воспитания можно разделить на две группы.
1. Средства материальной культуры: игрушки, одежда, посуда – развивают практический интеллект и служат для воспитания убеждений, навыков, привычек культурного поведения.
2. Средства духовной культуры: речь, книги, газеты, живопись – являются основными в воспитании сознания (нравственного, эстетического, бытового), а также в развитии теоретического мышления и других высших психических функций.
Существуют различные трактовки средств воспитания. С одной стороны, «средства воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс»
(В.И. Журавлев); с другой точки зрения, в воспитании средством является деятельность воспитанника (В.С. Селиванов).
4. Закрепление.
1. Что такое «средство воспитания».
2. Назовите «средства воспитания».
3. Оглянитесь вокруг здесь и теперь: какие воспитательные средства вы видите?
Заключительное слово преподавателя.
Методы и средства воспитания неразрывно связаны с формами и соответствуют одно другому и часто объединены в названии, например: экскурсия (форма) в музей (средство).
5. Запись домашнего задания.
Обязательное: повторить конспект.
На выбор: 1). Почему проблеме средств воспитания в последнее время уделяется больше внимания, чем раньше?
2). Какие другие идеи о средствах воспитания выдвигаются в отечественной педагогике?
3). Сформулируйте основные общие условия эффективности использования труда в качестве средства воспитания.
4). Перечислите общие условия, при которых педагог приобретает профессиональную свободу в использовании средств для организации воспитательного процесса.
5). Приведите пример, когда одно и то же средство выполняет разные функции и когда оказывает прямо противоположное влияние при разных обстоятельствах.
6). Как вы понимаете утверждение, что средства и формы нейтральны в своем воспитательном влиянии?
Используемая литература, источники
1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. – М., 2003.
2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 299 с.
3. Педагогика: Теория и методика воспитания: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.
4. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.