ПРИВЕТ, МОЙ ДРУГ!
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 12.05.2024, 13:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [110]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 43-44. Содержание воспитания
[ Скачать с сервера (21.9 Kb) ] 09.03.2014, 16:13

Урок 43-44. Содержание воспитания

 

Цели занятия: изучить понятие «содержание воспитания», рассмотреть сущность различных направлений воспитания, развитие памяти, внимания, точности речи. 

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы урока: опрос, лекция с элементами беседы, частично-поисковый.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

 

Приветствие, определение отсутствующих, проверка внешнего состояния кабинета. Проверка подготовленности группы на урок, организация внимания.

 

2. Проверка домашнего задания.

 

А). Устный фронтальный опрос.

1. Что следует понимать под принципами воспитания?

2. Попытайтесь перечислить общие принципы воспитания, раскройте их сущность и психологические основы.

3. Сформулируйте принципы достойной для человека жизни и найдите им обоснование. Как они корреспондируются с принципами воспитания?

На выбор: 1.   Проанализируйте следующий эпизод школьной реальности. По окончании школы выпускники признаются учителю: «Извините нас за то, что мы ссорились с Вами. Вы были лучшим для нас учителем. Спасибо».

2. Что Вы скажете ребенку, который Вам радостно сообщает: «Наша кошка уже старая, и папа обещал принести нам ангорского котенка».

3.  Используйте один из принципов воспитания, дайте ответ юноше, обратившемуся к Вам за советом: «Я ее люблю, а она меня не любит. Что мне делать?».

4.  Что бы Вы сказали директору школы, который в сердцах заявил, что Ваш класс самый плохой. Дети слышат это. Опирайтесь, пожалуйста, в поисках решения на известные Вам принципы.

5. Оцените школьную традицию праздновать День учителя с позиции целостности воспитания: раскройте всю сумму отношенческих влияний этого праздника.

6.   Произведите самоанализ. Если Вам кажется, что Ваше воспитание имело изъяны, то определите, какие принципы игнорировались педагогами?

7. Используя литературу, выпишите пословицы и поговорки, в которых заключен педагогический смысл и соотнесите их с общеизвестными принципами воспитания. Поясните, какие факторы и каким образом влияют на выбор принципов воспитания.

 

3.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

 

Ответить на вопрос, что же составляет содержание работы педагога с детьми, нелегко, ибо этот вопрос касается нашего общего представления о содержании человеческой жизни, существующего в своих двух полярных решениях. Древнегреческое "Есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть?" отражает эти два противоположных подхода. Изучим такой аспект в педагогике как содержание воспитания.

 

4. Изучение нового материала.

 

Содержание воспитательного процесса – это то, чем наполнено организуемое педагогами взаимодействие ребенка с миром и взаимодействие педагога с ребенком, это то, что наполняет любого вида деятельность человека, будь это труд, познание, художественное творчество либо общение с детьми.[1]

В связи с разнообразием современных отечественных концепций, разными подходами к определению целей и задач воспитания сложились разные подходы к рассмотрению содержания воспитания.

Традиционный подход основан на выделении разных направлений воспитания и, соответственно, воспитательной работы, осуществление которых направлено на развитие тех или иных личностных качеств и черт. В соответствие с этим подходом выделяют несколько направлений содержания воспитания.

1. Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта учащихся (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения).

2. Трудовое воспитание – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

3. Профессиональное воспитание формирует человека-труженика, способного создавать материальные и духовные ценности для себя и общества.

4. Эстетическое воспитание заключается в развитии у человека эстетического восприятия окружающего мира и способности создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном, естественном стремлении человека к красоте.

5. Физическое воспитание заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера.

6. Гражданское воспитание – это формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.

7. Экономическое воспитание обеспечивает понимание экономической жизни общества, способствует превращению каждого работника в активного творческого участника производственного процесса.

8. Экологическое воспитание осуществляется в процессе целенаправленного освоения фактов, сведений, касающихся окружающей природной реальности как среды обитания человека и предмета природоохранной деятельности. Экологическое воспитание – это воспитание, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.

9. Правовое воспитание состоит в том, чтобы ввести будущих работников в сложные правовые общественные отношения, позволяющие гражданину правового государства осознавать свои права, обязанности и правовую ответственность.

10. Семейное воспитание – составная часть социализации человека. В семье социализация стихийна. Результаты ее определяются объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями); субъективными характеристиками: ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными); стилем жизни; взаимоотношениями членов семьи.

11. Религиозное воспитание – целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством формирования мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфессии.

12. Социальное воспитание – это взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях. Основной способ – планомерное создание условий с помощью взаимодействия конкретных людей, коллективов, воспитательных организаций и органов управления.

13. Нравственное воспитание – понимается как обучение нормам общественного приличия и нормам этикета. В этом случае речь идет о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях.

 

На второй половине пары я предлагаю студентам небольшую практическую работу.

Приложение. Раздаточный материал.

 

5. Закрепление.

 

1. Что понимают под содержанием воспитания?

2. Какое значение имеет умственное воспитание в развитии и фор­мировании личности?

3. Какую роль играет физическое воспитание во всестороннем разви­тии личности?

4. Чем обусловливается большая важность нравственного воспитания как составной части всестороннего развития личности?      

 

 Заключительное слово преподавателя

 

 Если мы примем решение, что человек существует во имя того, «чтобы есть», то жизнь, по нашим предположениям, наполняется предметной озабоченностью самого факта существования, добыванием средств жизни. Если мы избираем прямо противоположное решение, полагая, что человек «ест, чтобы жить», то за пределами средств существования («ест») раскрывается иное содержание жизни, а    предметная   деятельность    по    обеспечению средствами существования приобретает статус условия, но не цели.

 

 6. Запись домашнего задания.

 

Обязательное: повторить конспект.

 Домашнее задание каждый для себя выберет сам:

1. Разработайте мероприятие по одному из видов воспитания.

2. Оцените, какое направление воспитания в современной социально-экономической ситуации наиболее актуально.

3. В чем вы видите причины нравственной запущенности детей? Приведите примеры преодоления этих причин.

4. Раскройте особенности трудового воспитания учащихся на современном этапе.

5. В чем состоит сущность эстетической культуры учащихся? Раскройте систему работы ОУ по формированию эстетической культуры учащихся.

6.  Дайте характеристику основных средств физического воспитания учащихся.

7.  Проследите за поведением пассажиров, едущих утром на работу, и пассажиров, отправляющихся на отдых в субботний день: удастся ли вам заметить различие содержания их поездки в общественном транспорте?

8.  Очертите в общих чертах программу воспитания, отражающую содержание воспитания. Какой вариант программы вы избрали бы в роли руководителя ОУ?

9. Какого человека нужно считать нравственным? Что следует из
 этого для организации нравственного воспитания?

10. Почему нравственное воспитание необходимо понимать как про­цесс организации деятельности по формированию моральных качеств личности?

11. Какие новые моменты в трудовое воспитание учащихся вносит
рыночная экономика?

12. Какую роль играет эстетическое воспитание в развитии личности?

13. Как использовать литературу, музыку и изобразительное искус­ство для нравственного воспитания учащихся?

14. Какой должна быть система работы по физическому воспитанию
школьников в процессе учебных занятий?

15. Какую роль играет глубокое и прочное овладение изучаемым
материалом в формировании мировоззрения учащихся?

 

 

7. Итог урока.

 

Преподаватель подводит итог работы студентов на уроке, оценки.

 

Спасибо за работу!

 

Используемая литература, источники

 

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. – М., 2003.

2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 299 с.

3. Педагогика: Теория и методика воспитания: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

5. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

1. «В гражданском обществе, – писал Гегель, – каждый для себя – цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей, эти другие суть потому средства для целей особенного» (Гегель Г. Соч. – М.; Л., 1934. – Т. 7. – С. 211). Согласны ли вы с данным высказыванием? Если да, каким должно быть содержание воспитания в таком случае? Если нет, то почему?

2. «… Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, не законно и не возможно. Права воспитания не существует. Я не признаю его…» (Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. – М., 1989. – С. 208-209). Разделяете ли вы мнение Л.Н. Толстого? Приведите аргументы в поддержку своего мнения.

1. «В гражданском обществе, – писал Гегель, – каждый для себя – цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей, эти другие суть потому средства для целей особенного» (Гегель Г. Соч. – М.; Л., 1934. – Т. 7. – С. 211). Согласны ли вы с данным высказыванием? Если да, каким должно быть содержание воспитания в таком случае? Если нет, то почему?

2. «… Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, не законно и не возможно. Права воспитания не существует. Я не признаю его…» (Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. – М., 1989. – С. 208-209). Разделяете ли вы мнение Л.Н. Толстого? Приведите аргументы в поддержку своего мнения.

1. «В гражданском обществе, – писал Гегель, – каждый для себя – цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей, эти другие суть потому средства для целей особенного» (Гегель Г. Соч. – М.; Л., 1934. – Т. 7. – С. 211). Согласны ли вы с данным высказыванием? Если да, каким должно быть содержание воспитания в таком случае? Если нет, то почему?

2. «… Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, не законно и не возможно. Права воспитания не существует. Я не признаю его…» (Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. – М., 1989. – С. 208-209). Разделяете ли вы мнение Л.Н. Толстого? Приведите аргументы в поддержку своего мнения.


{C}[1] Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Ред. П.И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с. С. 423.

 

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 1144 | Загрузок: 20
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Интернет урок
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Фед. ин-т пед. изм-ний
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Глобус
    Наш опрос
    Я испытываю плохое состояние, когда:
    Всего ответов: 128
    АФОРИЗМЫ
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2024