Эпиграф: человеческая сущность налицо только в общении, единстве человека с человеком.
Л. Фейербах
Урок 11-12. Своеобразие педагогической деятельности. Главная функция и структура методологической культуры педагога
Цель занятия: углубить знания студентов об уникальности педагогической деятельности; познакомить их с главной функцией и структурой методологической культуры педагога.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: лекция с элементами беседы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка внешнего состояния кабинета. Проверка подготовленности группы на урок, организация внимания.
2. Проверка домашнего задания.
А). Устный или письменный опрос.
Охарактеризуйте степень влияния наследственности, среды и воспитания на развитие человека.
Б). Проверка домашнего задания на выбор: 1) анализ высказывания А.Г. Асмолова и А.В. Петровского, приведенное в Российской педагогической энциклопедии: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»?
2). Суть влияния на развитие личности приведенных в таблице факторов. Что здесь самое главное?
Факторы
|
Суть влияния
|
Наследственность
|
|
Деятельность
|
|
Географическая среда
|
|
Социальная среда
|
|
Общение
|
|
3). Заполнение таблицы
Концепция развития личности
|
Суть концепции развития личности
|
1. Психоаналитическая
|
|
2.Научения (бихевиоризм)
|
|
3. Гуманистическая
|
|
4. Антропософия
|
|
5. Когнитивная
|
|
6. Интеракционная
|
|
7. Теологическая
|
|
8. Деятельностная
|
|
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке. Такая специфика профессии объективирует студента знать своеобразие педагогической деятельности, главную функцию и структуру методологической культуры педагога.
4. Изучение нового материала.
Очень многое проясняется, если поставить вопрос так, – чем отличается учитель от других людей, не учителей? Только ли дипломом педагогического вуза?
Пригласим в класс инженера. Он начнет объяснять обучающимся основы своей науки, сообразуясь со здравым смыслом. Скорее всего, он будет просто копировать своих учителей: объяснять, давать упражнения, вызывать к доске, ставить оценки и т. д. На первый взгляд создается видимость нормальной педагогической работы.
Но только на первый и только видимость. От настоящего учительского труда она отличается так же, как детская игра «в школу» от самой школы. Учитель знает, как. Это всегда на первом плане. Умение гораздо важнее знания предмета. Конечно, математике может обучить только знающий математику. Но, боже мой, сколько компетентных математиков оказались никудышными учителями.
Попытайтесь профессионально ответить на вопрос: что делает учитель, какими словами выразить его главную педагогическую функцию?
Главная функция педагога – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.
Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В Кузьмина определила структуру деятельности учителя.
В данной модели были обозначены пять функциональных компонентов: 1) гностический; 2) проектировочный; 3) конструктивный; 4) организаторский и 5) коммуникативный.
1. Гностический компонент (от греч. гнозис – познание) относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).
2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.
3. Конструктивный компонент – особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).
4. Коммуникативный компонент – особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей.
Покажем это на примере выдающегося отечественного педагога А.С. Макаренко. В одной из своих статей «О моем опыте» он утверждал: «…Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить „иди сюда" с 15–20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет или не почувствует того, что нужно».
5. Организаторский компонент – система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.
Важное значение для преподавателя играет внешний вид. Среди учащихся педклассов (около ста ребят, пришедших из разных школ города) провели анкетирование: имеет ли для вас значение внешний вид (одежда) учителя? Ответы удивительно единодушны: да, имеет. Только двое написали, что не обращают внимания на внешний вид преподавателя.
Какие требования к внешнему виду педагога предъявляют учащиеся?
1. Опрятность и вкус. 2. Чаще менять одежду, особенно преподавателям-женщинам.
Одним из важных качеств педагога является сохранение психического здоровья.
В.А. Сухомлинский в книге «Сто советов учителю» отмечал: «Учителю надо беречь сердце и нервы. Но как беречь сердце и нервы? Сделайте неприятное, раздражающее – смешным, и вы станете полным властелином мыслей и чувств коллектива.
Правильный отдых, особенно летом и зимой, развивает и укрепляет компенсаторные способности нервной системы, служит выработке выдержки, уравновешенности, умения подчинять эмоциональные порывы контролю разума».
Размышляя о предотвращении истощения нервных сил в процессе работы, рекомендовал: «Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника. Недоброжелательность – опасный недуг души, который отражается и на сердце, и на нервах.
Доброжелательность, разумная доброта – вот что должно быть атмосферой жизни детского коллектива, главным качеством взаимоотношений педагога и детей».
Среди профессиональных требований к воспитателю, важно отметить такое как сдержанность на примере А.С. Макаренко. О педагогическом гневе он писал: «Если вы мастер, то вы будете переживать негодование, но у вас это не примет никаких антипедагогических форм. Это будет искреннее проявление вашего настоящего человеческого чувства, но не вообще человека, а мастера-педагога.
... Я должен сказать, что я тут научился поневоле, и я знал, что значит сказать: «Здравствуй» – сухим, сдержанным тоном и «Здравствуй» – спокойным, добрым тоном; или: «Все. Можешь идти» – суровым, холодным тоном; или: «Все. Можешь идти» – сдержанным, но мягким тоном».
Оставаться сдержанным удается не всегда, поэтому любой учитель должен знать, как бороться с гневом. Существует множество психологических приемов сдерживания негативных эмоций. Рассмотрим некоторые из них.
Л.С. Выготский рассказывал о психологе, который подавлял припадок гнева, широко разгибая ладонь и растопыривая пальцы. «Это неизменно парализовало гнев, потому что невозможно сердиться с широко раскрытой ладонью, гнев означает сжатые кулаки и стиснутый рот».
Психологи предлагают массу вариантов (постоянного тренинга по угашению в себе агрессивных наклонностей и взрывной эмоциональной реакции в обычных житейских буднях. Но суть их примерно одинакова: моментально отвлекайте себя чем-либо (при любом подобном учебном конфликте не вступайте в пререкания. Молчите, отвлекитесь. Посмотрите в другую сторону, представьте скандалиста младенцем и начинайте мысленно его пеленать. Или представьте себя парящей чайкой и т.п.
Профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими заповедями его педагогической деятельности:
1.Уважай в ученике Человека, Личность (что является конкретизацией золотого правила древности – относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);
2. Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования, ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развить вкус к учению, «умственный аппетит» у других;
3. Передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их освоить, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
В заключении приведем мнение педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили о склонности к педагогической профессии: «Если кто не мыслит свою жизнь вне учительской деятельности, то это призвание, а если кто в разных местах работает (и там и там), значит, вы потеряли смысл своей жизни».
5. Закрепление.
6. Запись домашнего задания.
Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. М.: Изд-во Академия педагогических наук РСФСР. – 1961– 658 с.
|