ПРИВЕТ, ДИМА!
Главная | Блог | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 02.02.2025, 08:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Мысли великих и обычных людей [389]
Главная » 2024 » Июнь » 26 » Быт царей. «Кемская волость», «отпуск» на войну и традиционные ценности
12:22
Быт царей. «Кемская волость», «отпуск» на войну и традиционные ценности

В представлениях того времени главной работой, предназначением, смыслом жизни православного царя было не организация царской администрации, ни работа правительства, ни управление территориями и даже не военные походы. Смыслом жизни православного царя было служение богу. Это идеология того времени. В каком-то смысле Русь XVII века – теократическое государство, как современный Иран. Религия занимала в государственного философии системообразующее место. Это не было закреплено юридически, а было как данность. Царское служение и служение Богу – синонимы. Царская должность – молиться, опекать подданных, нести им добро и вместе с ними идти в царствие небесное. Алексея Михайловича отличала сверхрелигиозность в участии в обрядах, личное ежедневное участие в церковных службах по несколько часов, постоянные поездки на богомолье, работа с духовенством, монахами и всякими нищими, убогими – вот этим царь был занят каждый день. Эта часть его жизни и есть его главная работа. Она значит, что царь молится за страну. Это может быть важнее административных функций, которые можно перепоручить. Религиозные функции царь перепоручить не может, т.к. он помазанник божий, богоизбранный, посредник между своим народом и господом. Следующее отличие эпохи – особое отношение к порядку или как тогда говорили – к чину. Жизнь при дворе была более регламентирована, чем в настоящее время. Царь постоянно вносил изменения в церемониалы, т.к. любил порядок и красоту (свадебный, охота с соколами и пр.). Поэтому его сын – Петр I во все вмешивался и все регламентировал. Указы, что делать подданным, как строить бани, крыть крыши, как брить бороды, какую носить одежды и какой длины, какие башмаки, какие чулки и прочее. Отсюда и Табель о рангах, поэтому не всё из Европы, но и традиция, от отца. Отец регламентировал внутри дворца, а Петр перенес на регламентирование работы государственной машины, всей империи. До 5 лет царь воспитывался на женской стороне дворца, а затем переходил на мужскую и воспитывался дядьками. Детство было активное – подвижные игры, стрельба из лука и пр.  Царь вставал в 4 утра, ему помогали постельничий и спальник умыться, одеться, потом была утренняя молитва. Царь отправлял специального человека на женскую половину узнать о здоровье царицы, затем царь сам шел здороваться с царицей.  К этому времени в передней палате собирались бояре и другие придворные и к ним выходил царь. Вся толпа падала ниц – земные поклоны (челобитье, челом били). Далее была до обеда церковная служба (обедня). Сам клал земные поклону богу (до тысячи раз, как фитнес). Затем обед (около 12 ч.), а завтрака видимо не было. До обеда, после службы еще непременное сидение с боярами – административная работа. Потом обед с приглашенными боярами, где обсуждали государственные дела, а после обеда активный отдых. Царь ехал на Девичье поле или Фили, или в Сокольники, и царь тешился соколиной охотой или мог поспать лечь после обеда. После выезда ужин вместе с семьей. Во время ужина или сразу после него могли послушать музыку, пение, сказы. Перед сном – вечерняя молитва. Спать ложились рано, после того, как стемнело. Не было принято шататься в темноте по коридорам дворца. Свечи могли вызвать пожар. Как проходило заседание правительства или сидение с боярами. Бояре по чинам рассаживались по лавкам вдоль стен палаты, где заседает Боярская дума. По сторонам стоят думные дьяки (высокий чин, замминистр) с перьями и чернильницами рядом стоят подставки и следят затем как проходит обсуждение государевых дел. Если удавалось принять решение (приговорить), то думный дьяк фиксировал это на бумаге, чтобы потом можно было оформить (припечатать). Как работал Земский Собор. Он работал постоянно, не распускался – аналог парламента. Царь туда не ходил, перед депутатами не выступал. Был специальный дьяк, который письменно озвучивал перед избранными членами Собора вопросы. Собор несколько сот человек, поэтому, чтобы не было балагана – вопрос обсуждался по куриям (группам). Их было 4. Первая, самая маленькая, но и влиятельная – бояре. Далее – духовенство, потом служилые (дворянство), четвертая – купеческая. Каждая курия письменно готовила ответы, на заседании правительство мнение Земли озвучивалось. Особые вопросы (местнические споры, земельные пожалования) царь обсуждал на правительстве с ближними боярами. Особая традиция – проводы на войны (царский отпуск). Начиналось с боярского челобитья, потом били челом воеводы и командиры, далее процедура целования рук царю командирами (кланяются до земли, затем прикладываются к руке государевой и отходят, и опять кланяются уже в пояс). Потом царь звал командиров к себе хлеба есть, т.е. на царский обед. После обеда царь непосредственно выходил к войску, к тем командирам, которые шли на фронт. Потом царь мог обратиться с речью к ратникам («сам в поход пойду и с радостью раны приму», в ответ обещали «сами головы положим»). Это своего рода – обоюдная присяга. Прием посольств. Принимали с особой пышностью. Встречало более 4 тыс. стрельцов на конях в парадных одеждах, везли на посольский двор, где они ночевали, привозили им много еды и напитков. Прием послов. Возле трона четыре молодых князя – рынды в белых кафтанах и белых шапках из рысьего меха и в белых сапогах, у каждого на плече серебряный топорик – символическая охрана государя. Вдоль стен сидят бояре в высоких черных меховых шапках.  Послы входили в помещение, выстраивались перед царем, царь подавал знак, что он жалует послов, позволяет подойти и поцеловать руку государю (только послам из христианских стран). После процедуры целования царь сразу мыл руки в серебряной чаше. Разговор был короткий. «Пусть господа послы сообщат, что им полагается». Далее речь посла. После ему объявляли, что всё мол спасибо, всё понятно, давались грамоты с письменным изложением предложений, грамоты принимали, отвечали, спасибо, мы грамоты эти переведем, изучим. Никогда ответ на послания сразу не давался, принимали и обещали дать ответ в скором времени, «по рассуждению». За всё время царь произносил только одну фразу: «Как ваш герцог, король, как проживает? Здоров ли?». Принято было царственно взирать. Царю послами также озвучивался список подарков, а сами подарки красиво в сундуках вносились. Подарки принесли и послам объявляли: «до свиданья, всем спасибо, все свободны, «царь вас жалует блюдами со своего царского стола». Послы шли обратно на посольский двор к себе, а там был приготовлен был пир за здоровье царя. Как царь одевался. Наряд – форма одежды в соответствии с чином церемонии. Главный элемент – царские регалии: венец (шапкой Мономаха только короновали) – специально отороченная соболем шапка, далее держава, скипетр, крест православный на золотой цепи – главные элементы главного облачения. Венец сделан кремлевскими мастерами по заказу Михаила Федоровича в 1627 г. Скипетр и державу подарил еще император Священной Римской империи Борису Годунову. Алексей Михайлович заказал себе в Константинополе новый скипетр и державу, которые делали греческие мастера («Москва – третий Рим»). Специальная одежда для церемоний – царская платно (платье). Оно одевалось поверх кафтана (полупеджака), который одевался на полуисподние (рубаха поверх голого тела). Летом на рубаху царь одевал кафтан (куртку, полужилет, пиджак-куртка), зипун, если холодно (жилет или куртка, но длинная до колен), летом мог одевать опашень. Шуба – главный ритуальный вид одежды зимней и летней. Они были другие до XIX века, мехом вовнутрь, а сверху обшивалась материей, украшалась вышивкой, серебром, золотом, драгоценными камнями.  Носили соболиные меха с брюшка, они не сохранились. Их было у царей несколько десятков. Царь их дарил как звезду героя, достойному – система награждений. Так было до появления орденов.

Категория: Мысли великих и обычных людей | Просмотров: 21 | Добавил: Историк
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Календарь
«  Июнь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Интернет урок
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Фед. ин-т пед. изм-ний
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Глобус
    Наш опрос
    Основная роль школы заключается в:
    Всего ответов: 128
    АФОРИЗМЫ
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика
    Архив записей

    Copyright MyCorp © 2025