После скоропостижной кончины Петра II в 1730 году наследники первого императора Российской империи закончились. Более того – пресеклась ветвь Романовых по мужской линии, линия наследников по старым правилам. Но правящая семья во всех государствах имеет множество ветвей. Алексей Михайлович Тишайший имел 16 детей, трое из них были коронованы. Федор Алексеевич почил в 1682 году, двое младших – Петр и Иван, – одно время правили совместно. Они от разных матерей, из семей Милославских и Нарышникиных. Милославские проиграли борьбу за власть, когда царевна Софья, подмявшая под себя и брата Ивана, и подростка Петра I, оказалась низложена петровскими «потешными» полками. Сам же Иван, соправитель и наследник, вскоре умер, но у него остались дочери. И они, условно, все же имели больше прав, чем сомнительные дети Екатерины I.
Анна Иоанновна, дочь того самого Ивана V, жила в Курляндии. Петр хотел восстановить систему династических союзов и разослал многочисленных потомков Романовых по всей Европе, чтобы породниться с европейской знатью, благо там всегда в избытке знатных людей и маленьких герцогств. Муж ее, Фридрих-Вильшельм, герцог Курляндский, но племянник самого прусского короля, умер рано, и она вела образ жизни «веселой» вдовы. Курляндия находилась на дотациях России, и Анна Иоанновна выросла женщиной скромной и дружелюбной, к чему располагала постоянная нужда в финансах, которые приходилось выпрашивать из Петербурга. Личной жизнью Анны также управлял Петербург: вопросы престолонаследия не позволяли ей снова выйти замуж за влиятельного человека, вдовствовала вынуждено. Но это помогло Анне Иоанновне впоследствии взойти на престол – отсутствовали претензии третьих сторон. Долгорукие, Голицыны, Остерманы полагали, что управлять бедной и уже не молодой вдовой будет весьма удобно.
Анну Иоанновну пригласил Верховный тайный совет, на определенных условиях. Составили специальный документ, вошедший в историю как «Кондиции». Новая императрица без согласия совета не имела прав объявлять войну, заключать мир, вводить какие-либо налоги и подати, в принципе расходовать казенные средства по своему усмотрению. Анне Иоанновне запретили давать чины и звания выше полковника, жаловать вотчины, лишать дворянина жизни или имущества без суда, а точнее без решения Верховного тайного совета, и даже вступать в брак без такового разрешения она не могла. «Кондиции» были настолько подробными и жесткими, что регламентировали даже то, кого можно было привезти из Курляндии – никого. Верховный совет, по сути, мыслил себя неким аналогом парламента, верхней его палаты, как мы могли сказать – Палатой пэров.
Такая ситуация случалась в истории не раз, но не всегда это заканчивалось установлением конституционной монархии. Анна Иоанновна быстро согласилась на все условия, а по приезду в Москву, где заседал совет, от них отказалась. Власть абсолютного монарха исходит от Бога и не только лишь все способны это изменить.
Приглашение на престол племянницы Петра, Анны Иоанновны – одна из первых попыток в истории России установить конституционную монархию. Она показала полную неспособность российского дворянства к управлению государством. Знатные роды, заседавшие в Верховном тайном совете – Голицыны, Долгорукие, – вообще не озаботились мнением общества по поводу тех, условий, которые они выдвинули новой императрице. Они оказались настолько оторваны от реальной жизни, что сначала короновали Анну Иоанновну, а лишь потом огласили «Кондиции» широкой публике, и публика высказалась, что это подлог, императрицу обманули самозванцы. А Анна и рада была с этим согласится. Кондиции она прилюдно порвала. И лишь за упоминание о кондициях стали бить кнутом и ссылать в Сибирь.
Анна Иоанновна никогда не готовилась к управлению государством и не имела к этому склонностей, а ее правление прозвали «бироновщиной», из-за ее любовника, всесильного немца Бирона. Сохранилось много ее портретов – это дама страшного вида, некрасивость ее отмечали все. Однако характер ее, сформировавшийся еще в Курляндии, был неплох, императрица могла расположить к себе людей. Анна высокого роста, «мужского» телосложения, любила стрельбу и охоту. Стреляла во все, что движется, кроме людей. Ее телосложение не благоволило к верховой езде, охотилась с повозки, полной заряженных ружей. Однако не стоит видеть в этом ненависть ко всему живому, скорее это такой грубый нрав, так как императрица любила и всяких шутов и уродцев, низкие придворные развлечения того времени. Шуты всегда были при европейских дворах, но Анна возвела это в культ.
Грубость Анны Иоанновны нередко переходила в жестокость, по репрессиям она догоняла Петра, но сосредоточилась на расправах над дворянством. Очень жестоко она обошлась с родом Долгоруких, который пытался захватить власть при помощи подложного завещания Петра II. Их пытали, ссылали, колесовали. Анна очень боялась государственного переворота, что неудивительно, учитывая историю этого периода. Пытки и казни по ложным доносам приобрели широкий масштаб, историки насчитают до 20 тысяч жертв.
Из Курляндии императрица привезла с собой Эрнста Иоганна Бирона, и он стал ее всесильным фаворитом. «Бироновщина» – собирательное название этого периода, так как от имени Бирона проводились эти репрессии. Считается, что бироновщина – это засилие немцев при русском дворе, но фактически немцев было немного, а Бирон - исключение. Однако Бирон оказался бытовым русофобом и всячески это подчеркивал. По воспоминаниям это человек небольшого ума, которым пользовались все, кто мог, а после свалили на него все ужасы царствования Анны Иоанновны. Он пережил и Анну, и Екатерину I, стал герцогом Курляндским, где и почил. |