Реформы: 1) укрепление вертикали власти; 2) расширение полномочий полиции; 3) введение цензуры административного контроля за СМИ.
В литературе цензура на Л. Толстого, Н. Леского, В. Гюго, в театре снимаются произведения, в правительстве часть либералов увольняют, часть уходит сама (Д.А. Милютин, М.Т Лорис-Меликов и др.). Реформа суда. Оправдания революционеров-террористов кажутся Александру III неоправданными, поэтому следует контрреформа. Снижается состязательность суда. Земская контрреформа. Земства, по-мнению, Александра III не готовы к самостоятельности, кадры слабые, крестьяне, которых много не могли навести порядок (пусть займутся своим хозяйством). Община, которая отправляет крестьянина на выборную должность в земстве перестает за него платить налог, поэтому она старается отправить ненужного. Поэтому идея Александра III надо отправлять в земства людей толковых, образованных, лучше дворян, а крестьян поменьше. Но это приведет к трагическим последствиям, т.к. крестьяне перестанут доверять земствам, перестанут воспринимать их как свою власть. Их там мало, их там не слушают, поэтому, если ты хочешь что-то решить, то надо создать другие альтернативные органы власти – крестьянские советы народных депутатов. Оттуда будут расти Советы. И в городе также. Повысили имущественный ценз, поэтому места в думе для рабочих, мелких лавочников, подмастерьев становятся закрытыми, недоступными. Следовательно – не наша власть, а власть буржуев, богатых. Нам нужна своя власть – Советы рабочих депутатов. Но рабочее и трудовое законодательство прогрессивные: появляются фабрично-заводские инспекции, ограничения на детский и женский труд. Пытался построить капитализм с человеческим лицом. Реформа образования. На момент правления Александра III университеты, гимназии полны представителей низших сословий, разночинцев. Но они несут дух бунтарства и заразы. Это касается не только студенчества, но и преподавательского состава, профессуры и руководства гимназий и университетов. Поэтому жёсткий контроль над ними, прекращается автономия, выборность ректоров, выборность высшего университетского состава. Министерство образования отныне и по сей день назначает ректоров, может уволить преподавателей и студентов, вводится новый университетский устав. До этого были массовые волнения, поэтому такие нововведения. Были плюсы и минусы. Повышены зарплаты преподавателям, больше уважения университетам, увеличилась материальная поддержка, но были и странные нововведения – запрет на студенческие кружки. Оно были не только политические, но и научные. Выросло низовой образование (стало больше церковно-приходских школ). Миф об указе «О кухаркиных детях». Это инструкция Министерства Просвещения, разосланная директорам гимназий, и носила рекомендательный характер. Решение было за администрацией гимназий. Хотели изменить пропорцию обучаемых. Увеличение доли детей непривилегированных сословий вело к большим проблемам. У этих детей не хватало денег на обучение, поэтому они были вынуждены подрабатывать, а не учиться, т.е. снижалось качество образования. У них не хватало средств на учебники, съемное жилье, жили плохо, учились не важно, поэтому власть считала, что должны жить по достатку. Давалась рекомендация повысить стоимость обучения, закрыть подготовительные классы (они нужны были детям из простых семей для подготовки к сдаче экзаменам, т.к. не было средств на репетиторов). Сократилась квота на детей евреев (их много обучалось в сравнении с другими этносами). Эти нововведения не исполнялись, как у нас принято! А дети низов пошли в церковно-приходские школы. Однако доля низших сословий в университетах за годы правления Александра III и в последующие несколько лет выросла в два раза: с 25 % до 50 %, доля в мужских гимназиях с 38 % до 43 %, а в женских гимназиях выросла до 50 %.
Темпы развития экономики были самыми высокими при Александре III. При этом свободный труд свободных людей. Консерватор в политике и либерал в экономике. По экспорту на первом месте не только по лесу и зерну, но и по льну, сахару, маслу. В топливно-энергетической сфере Россия на первом месте по экспорту угля и керосина (сейчас был бы бензин). Торговля по телеграфу оптово-торговые компании. Что касается розницы – современный шоппинг моллы – ГУМ, пассажи в разных городах – произведения архитектурного искусства. В Европе практически ничего подобного не было. Сейчас мы завидуем Дубай моллам, а тогда лучшие были в России. Развиваются банки, Путиловские синдикаты. Джон Хьюз – человек создавший металлургическую промышленность Донбасса, построил город (Юзовка-Донецк) и полный производственный цикл от добычи до готовых изделий – железнодорожных рельс. Промышленность к концу правления императора росла в 7 раз (первое место в мире). Строится 1 тысяча железных дорог в год. В условиях нашего климата железная дорога связывала всю страну, начинается строится транссибирская железная дорога (между Челябинском и Владивостоком). Стяжка нашей страны, это подъем экономики, самая дешевая в содержании дорога – увеличилась протяженность на 50%. Создается единая мощная железнодорожная сеть – единые нормативы, точность движения. На Западе и сегодня поезда постоянно нарушают расписание в среднем на 1-2 часа. К окончанию царствования Александра III помещикам принадлежало 15 % всех пахотных земель, а 85 % было у крестьянства (мелкие и средние собственники). Первые фермеры изучали удобрения, сельхозтехнику на симпозиумах. Начался активный ввоз иностранного капитала от Хьюза до Нобиля. Главный инвестор Франция. Французские инвесторы ссужали наших предпринимателей деньгами. Вместо вывоза сырья начинает преобладать вывоз промышленных товаров. Растет золотой запас. Госбюджет удваивается. Были мягкие законы – смертная казнь де-факто была отмена (для общих судов), оставалась только для военных преступников и высших государственных преступлений (последних казнили убийц Александра II – первомартовцев). Русский суд был самый гуманный и справедливый суд в мире. Он проводил политику русификации, хотел спаять общество. Политика русификации в Финляндии была не самой лучшей и в отношении евреев (черта оседлости). Но ограничения были только для иудеев и в образовании также, если переходили в православие, то снимались ограничения. Поэтому они находили себя в бизнесе и мигрировали в США или входили в революционные движения. В Прибалтике тоже были перегибы – навязывали богословское образование младшим школьникам (зубрежка богословских книг) в ущерб математике, языку и пр. никакой пользы для страны не имело. Несмотря на ограничения автономии университетов образование и наука успешно развивались. Открылось два технических института в Харькове и Томске, увеличилось финансирование академии наук, число академиков, строились новые лаборатории, успешно развивалась экспериментальная медицина (победили бешенство), работали научные сообщества (физическое, химическое, техническое, астрономическое, географическое), их сотни. Внешняя политика. Был признанный авторитет по решению споров между государствами. Считал, что в европейские дела вмешиваться глупо, не рыцарь. Главное направление – постепенное сближение с Францией. Заинтересовано своим франком чтобы в России все было хорошо. Нет потенциальных конфликтов с Францией. С соперниками – Англией и Германией были мирные отношения. Вернулись кадетские корпуса. Далее поступали в юнкерские училища, а затем в академию Генерального штаба. Были традиции, которые мы одномоментно потеряли и потом мучительно восстанавливали. Появляется современное вооружение – винтовка Мосина, артиллерия. Разрешили военные дуэли. Их запретил Петр I, но они проводилась, несмотря на запреты. Делалось это для восстановления офицерского духа, уважения в обращении друг друга. Но при контроле офицерского собрания. Дуэль – лучший способ воспитания вежливости и чести благородства. Подумаешь прежде, чем говорить! |