ПРИВЕТ, МОЙ ДРУГ!
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Пятница, 29.03.2024, 10:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Главная » Статьи » Мои статьи

Преодоление детской беспризорности в царской России

 

Потепалов Д.В.
РГППУ, г. Екатеринбург
pedagog1977@yandex.ru
 
Преодоление детской беспризорности в царской России

 

Во времена существования Киевской и Московской Руси асоциальность самой жизни общества была очень высока, поэтому проблема детской беспризорности, вероятно, имела место. Основными причинами, вызывающими развитие детской беспризорности, были эпидемии, войны, пожары, стихийные бедствия и практически постоянный спутник жизни людей – голод.

Можно предположить, что в это время: 1. Не существовало массовой детской беспризорности; 2. Отсутствовали сами понятия о ценности жизни ребенка и необходимости его опеки.

Оба предположения только на первый взгляд кажутся маловероятными. Известно, что основной семейной моделью на Руси и в России до XX в. была так называемая большая семья, состоящая из 3–4 поколений. При такой семейной модели общества, осиротевшие дети могли найти приют у ближних или дальних родственников, поочередно кормиться у односельчан, получать милостыню, стать усыновленными и т.п. После принятия христианства с конца X в. определенную помощь обездоленным людям оказывала церковь. В X–XVII вв. церковная практика помощи развивалась через монастыри и приходы (т.н. приходская помощь).

Кроме вышеназванных форм социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Древней Руси и России существовало явление минимизирующее детскую беспризорность – крепостное состояние общества.  В обществе, страдавшем отсутствием свободных рабочих рук, ребенок-сирота и беспризорный ценился в хозяйстве как будущий работник, а частные лица охотно брали его на воспитание с тем, чтобы закабалить его затем навсегда на своей службе.

Но, очевидно, не только сравнительно небольшая численность беспризорников стала причиной того, что данная проблема не нашла отражения в письменных источниках. Упоминание о детях вообще крайне редки. Возникает целый ряд вопросов: «Почему? Каков был общественный статус детей в этот период отечественной истории? Каким было отношение взрослой части общества, в том числе и родителей, к ребенку?»

Анализ источников указывает на бездушное, грубое, жестокое обращение с детьми в средневековой Руси. Такие классики отечественной исторической науки как С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров отмечали жестокость русской системы воспитания, распространённость телесных наказаний. Обращает на себя внимание очень высокая детская смертность. Распространенным явлением было детоубийство. К названному выше следует добавить широко практикуемое на Руси «выметывание» плода (аборты). Еще одним негативным моментом жизни были ранние браки. Все это вместе взятое, свидетельствует о том, что в Древней Руси и Московском государстве ценность жизни ребенка была ничтожна мала и, за редким исключением детей знати, в нем не видели личности. Несмотря на грубость и жестокость тех времен, нельзя отрицать наличие своеобразных форм защиты и определенной степени социальной поддержки детей, лишившихся попечения родителей: монастырская, приходская и общинная помощь (подача милостыни, поочередное кормление ребенка семьями общинников), обычай усыновления, направление правительством или церковью детей-сирот в ремесленные мастерские в качестве учеников, составлявшие совокупность государственно-общественных сил. В преодолении детской беспризорности в Древней Руси и Московском государстве до XVIII в. прослеживается тенденция к зарождению потребности в помощи детям, лишившимся попечения родителей.

XVIII в. отмечен значительными социально-культурными изменениями в российском государстве. В эпоху формирования абсолютизма на смену средневековой концепции человека, строившейся исходя из отрицания ценности жизни человека, пришла новая, где ценность человека, рассматривается с позиции его трудовой стоимости. Происходит смена ориентаций мотивов помощи и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: от подаяния милостыни и простейших форм благотворительности (монастыри, общины), до строительства учреждений социального призрения, образования приемных семей.

Насколько позволяют судить документы, первым в России учреждением, созданным специально для беспризорников, был приют, построенный в 1706 г. митрополитом Иовом в Холмово-Успенском монастыре близ Новгорода. По имеющимся сведениям, в период правления Петра I, было открыто 10 подобных учреждений в разных городах страны. Какие-либо документы, говорящие об их деятельности, отсутствуют. Многие из них существовали, очевидно, только на бумаге. Однако предпринимаемые Петром I меры не приносили ожидаемого результата. Число «незаконнорожденных» детей, а вместе с ними и беспризорных постоянно возрастало.

В период императорской России к уже имеющимся факторам, провоцирующим распространение детской беспризорности, добавляются новые. Они были связаны с реформами Петра I и последующих правителей. Среди них следует отметить, прежде всего, создание регулярной армии и введение Петром I пожизненной рекрутчины. Самым пагубным образом на положение детей сказалось обнищание крестьян, налоги на которых за время реформ выросли в три раза. Не имея возможности прокормить детей, а также из-за введения подушной подати, крестьяне нередко отдавали детей, особенно мальчиков, случайным людям, выгоняли из дома. Голод нарушал семейные и родственные связи. Мужья бросали своих жен и детей, зажиточные люди выгоняли не только своих холопов, но и родственников на улицу, на верную смерть. Важно отметить и растущую армию молодых чиновников, не состоявших в браке, появившуюся ввиду реформы государственного управления, и постоянно приезжающих в Россию на службу иностранцев, способствовавших увеличению внебрачных детей. Результатом всех этих социальных потрясений, переживаемых обществом, стало то, что с начала XVIII в. детская беспризорность превратилась в общегосударственную проблему.

В годы правления Петра I правительство обратилось к разработке основ государственной политики в области социального призрения и стало создавать разветвленную систему социальной помощи. Пытаясь справиться с проблемой, император использовал практически весь арсенал возможных средств, поручая решение вопроса то органам государственной власти, то церкви, то городскому самоуправлению, то отцам «незаконнорожденных» детей, то опекунам. Видя безуспешность своих действий Петр I, очевидно, рассуждая прагматически, пытается решить проблему беспризорности карательными мерами («бив батоги, посылать на суконный двор…», отдавать 10-ти лет в матросы). В конце царствования он лихорадочно ищет средства для решения проблемы [1, с. 34].

Иначе попытались решить проблему детской беспризорности правительница Екатерина II (1762–1796 гг.) и ее приближенные. Намечаемые ими мероприятия далеко выходили за рамки борьбы с беспризорностью и заботы о несчастных детях. Они представляли собой грандиозный план социально-педагогической реформы.

В 1763 г., ссылаясь на пример Голландии, Франции и Италии, Бецкой и профессор Московского университета А.А. Барсов представили Екатерине II план школьной реформы – «Генеральное утверждение о воспитании обоего пола юношества», в котором использовали идеи Дж. Локка и Я.А. Коменского. В проекте, продуманным Бецким до мелочей, предполагалось вырастить человека идеального, совершенного во всех смыслах. В числе прочего, план предусматривал открытие в обеих столицах двух больших заведений для воспитания и надзора за незаконнорожденными детьми. В апреле 1764 г. в Москве был открыт Воспитательный дом (другое название – Сиропитательный дом), а в 1770 г. – Петербургский Воспитательный дом [2, с. 193].

Прогрессивное для своего времени начинание И.И. Бецкого имело противоречивое значение. С одной стороны, изучение источников по истории Московского воспитательного дома указывает на множество недостатков: отсутствие необходимых помещений, квалифицированных воспитателей, соответствующего финансирования. Смертность детей достигала 60–80% от числа принятых. С другой стороны, благодаря его функционированию стали складываться система попечения, воспитания обездоленных детей независимо от их происхождения и институт замещающей семьи (патронат).

Дело социальной поддержки в государстве нуждалось в систематической организации и управлении, основы чего были заложены указом Екатерины II «Учреждение для управления губерний» от 7 ноября 1775 г. Согласно ему в губерниях создавались особые органы – приказы общественного призрения, т.е. власть санкционировала организацию системы государственной помощи, аналогов которой не знала Европа. Приказам общественного призрения предписывалось: создавать воспитательные дома, отдавать за плату в патронат ремесленникам и торговцам неимущих сирот с целью получения ими профессиональных навыков, осуществлять опеку над детьми различных сословий (дворянская опека и сиротский суд).

После ухода из жизни И.И. Бецкого и Екатерины II, ведущая роль в деле участия благотворительных учреждений перешла ко второй супруге императора Павла I – Марии Федоровне назначенной им в 1797 г. «главной начальницей» над заведениями социальной поддержки. В Воспитательные дома кроме незаконнорожденных детей стали приниматься и дети родителей неспособных их содержать по причине бедности или болезни.

В период заведования Московским и Санкт-Петербургским Воспитательными домами императрицей Марией Федоровной была изменена первоначальная цель воспитания питомцев. Глядя на вещи гораздо практичнее своих предшественников, императрица заботилась не столько о создании нового сословия, сколько о необходимости дать конкретным воспитанникам духовное воспитание и профессию, соответствующую их интересам и материально обеспечивающая их в дальнейшем. С этой целью при обоих воспитательных домах было организовано ряд классов, отделений и школ.

При Марии Федоровне складывается, так называемая, приютско-патронажная система попечения над неблагополучными детьми. Приют и патронаж были призваны дополнять друг друга: призреваемый ребенок сначала поступал на временное содержание в приют, а затем передавался в патронаж на воспитание в деревню или на обучение мастеру в городе. Созданный первоначально для борьбы с переполнением Воспитательных домов патронаж сыграл очень благотворную роль, так как детская смертность снизилась со 100% до 30%, а в отдельных случаях и до 20%. Однако, как единое целое приют и патронаж породили ряд неустранимых недостатков. Если приют выполнял функцию сохранения жизни детей путем приема и распределения среди крестьянских семей, то патронаж не обеспечивал необходимых условий для воспитания и обучения несчастных детей, что приводило к высокой смертности.

В этой связи огромное значение в деле дальнейшего развития социальной поддержки имело учреждение в 1864 г. земских, а в 1870 г. городских органов местного самоуправления. На земства возлагались местные хозяйственно-административные функции: устройство и содержание школ, больниц, приютов и т.п. Таким образом, в России возникает два типа государственной поддержки детей: земский и приказный.

Используя западноевропейский опыт, российские организации, отстаивали и совершенствовали национальные социально-культурные традиции, вырабатывали на практике формы, методы и средства по преодолению детской беспризорности. С XVIII в. забота о воспитании детей, устройстве, будущем переходит отчасти в разряд важных государственных задач. В условиях зарождения потребности в помощи детям, лишившимся попечения родителей, фиксируется тенденция к воплощению социозащитной перспективы для детей.

Итак, в средневековой Руси и императорской России основными причинами детской беспризорности являлись различного рода катаклизмы: эпидемии, войны, голод, смены правящей династии, политика царской власти, находящейся под сильным влиянием самодержавной идеологии. Рост детской беспризорности в России определялся этими причинами, но главная из них, – это губительные условия, в которых находились дети.      

В обозначенный период оформляется система призрения нуждающихся, которая включала в себя определенные институты помощи и поддержки, функционировавшие как вне зависимости от сферы детства – крестьянские общины, ремесленные и купеческие мастерские, церкви, земские и городские органы местного самоуправления, так и специально созданные в целях удовлетворения потребностей детей – большие семьи, приказы общественного призрения, благотворительные общества, воспитательные и сиротские дома, приюты. Однако система организованного попечения над беспризорными детьми, складывавшаяся, начиная с времен Петра I, так и не была реализована. Незавершенность оформления целостной системы учреждений сиротского призрения в России затрудняла решение проблемы детской беспризорности.

Функционирование российских организаций по преодолению детской беспризорности осуществлялось в условиях эволюции образа мыслей на детей, лишившихся попечения родителей: от бездушного и жестокого отношения (огромная смертность, детоубийства, телесные наказания – как главный метод воспитания и др.) до признания автономной ценности их личности. Жизненная перспектива детей представлялась в предоставлении им общего и профессионального образования. 

 
 

Используемые источники

 

1. Чернышков В.В., Потепалов Д.В. Детская беспризорность в России в период Средних веков и начале Нового времени. // Качество. Инновации. Образование. № 7 (98). 2013. 72 с. С. 28–35.

2. Потепалов Д.В. Попечение о беспризорных и безнадзорных детях в период правления Екатерины II. // Вестник Томского государственного университета. № 343. Февраль 2011. С. 191–195. 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Платон (23.03.2014)
Просмотров: 1277 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Интернет урок
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Фед. ин-т пед. изм-ний
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Глобус
    Наш опрос
    Основная роль школы заключается в:
    Всего ответов: 123
    АФОРИЗМЫ
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2024