Педагогическое творчество П.Ф. Каптерева - Мои статьи - Каталог статей - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 11.12.2016, 16:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [25]
Главная » Статьи » Мои статьи

Педагогическое творчество П.Ф. Каптерева

 

Потепалов Д.В.

Старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики, Российский государственный профессионально-педагогический университет

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО П.Ф. КАПТЕРЕВА

Аннотация

В работе рассматриваются педагогические взгляды великого российского ученого П.Ф. Каптерева на сущность педагогического процесса, который он исследовал наиболее полно и многосторонне, выявив причины его самодвижения, а также его мнение об истинно образованном человеке.

Ключевые слова: педагогический процесс, идея саморазвития, обучение, воспитание.

 

Potepalov D.V.

Senior lecturer in professional pedagogy, Russian State Vocational Pedagogical University

PEDAGOGICAL CREATIVITY P.F. KAPTEREVA

Аbstract

We consider pedagogical views of the great Russian scientist P.F. Kaptereva on the essence of the educational process, which he explored the most complete and versatile, identifying the reasons for his self-motion, as well as his opinion of the educated man.

Keywords: pedagogical process, the idea of self-development, education and upbringing.

Педагогическое творчество Петра Федоровича является вершиной педагогической мысли России конца XIX-начала XX века. Разносторонне образованный и эрудированный, человек-философ, психолог и педагог, – он отличался глубиной и смелостью мысли в постановке и решении актуальных научных проблем.

Каптерев принадлежит к числу ученых, которые по праву могут быть названы основоположниками российской педагогической науки. Он внес фундаментальный вклад в развитие истории российского образования, дошкольного и семейного воспитания, педагогической психологии.

Всю свою жизнь Петр Федорович уделял большое внимание не только теоретическим проблемам российской школы, но и образовательной практике. Он был организатором многих общественных инициатив. Его кипучая энергия и многогранное творчество способствовали проведению Всероссийских съездов по педагогической психологии (1906, 1909), экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916), семейному воспитанию (1912-1913).

Мы восхищаемся Каптеревым не только как ученым, но и как замечательным человеком, простым и смелым, гордым и благородным, преисполненным высокого чувства человеческого достоинства. Он близок нам своими идеями, своим отношением к целому ряду теоретических и практических проблем российской школы. Творчество великого педагога, просветителя, гражданина может быть использовано в современной педагогике, при организации психологических и педагогических исследований.

В настоящей работе на основе различных источников делается попытка исследовать педагогическую систему Каптерева.

Остановимся на педагогических взглядах великого сына Отечества, изложенных в капитальных произведениях «Педагогический процесс», «Дидактические очерки» и др.

В работе «Педагогический процесс» исследователь раскрыл сущность педагогического процесса, вскрыл внутренние процессы обучения и воспитания, положив в основу творческое саморазвитие школьника. «Педагогический процесс, – определяет Петр Федорович, – есть всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в меру ее сил, сообразно социальному идеалу» [2, с. 51]. Введя в педагогику категорию «педагогический процесс», он акцентировал внимание научной мысли на внутренней стороне взаимодействия педагога и воспитанника, связанной с саморазвитием личности как спонтанным процессом, педагогически стимулированным и направляемым, обосновал с этих позиций объективность принципа «идеалосообразности воспитания» (Л.А. Степашко).

Более углубленно и всесторонне процесс обучения и воспитания подрастающего поколения просветитель изложил в своем педагогическом труде под названием «Дидактические очерки», вышедшем в свет в 1915 г., где был заложен фундамент прикладной науки, которую по праву можно назвать психологической дидактикой.

Сердцевиной педагогического процесса ученый считал формирование личности свободного гражданина. Сама организация обучения должна строиться таким образом, чтобы содержание уроков можно было приспособить к психическим типам детей, а начиная с определенного класса учебные предметы делились бы по склонностям учащихся, причем дифференцированное общее образование осуществлялось бы в школах разных типов. Для ликвидации второгодничества как «педагогического абсурда» Каптерев предлагал использовать предметные классы по изучению детьми дисциплин до уровня, достигаемого ими в меру своих способностей [4, с. 71]. 

С учетом особенностей детской психологии он разработал и проблему педагогического метода. Его усложняющаяся постепенно структура исподволь ведет ученика к укреплению приемов и способов самостоятельной работы, одновременному упражнению ума и воли, развитию познавательного интереса при широком использовании эвристики как основного компонента педагогического метода [3, с. 211].

Ведущей идеей, определяющей оба труда исследователя, стала мысль о саморазвитии. Человек начинается с саморазвития, а не с воспитания. Воспитание присоединяется к саморазвитию и может действовать только по его образу и подобию.

В этом случае школа есть не что иное, как применение к детям начал саморазвития. Вся сущность образования и воспитания заключается в самообразовании, самовоспитании. Внешняя природа, люди и вся окружающая жизнь дают организму лишь побуждения и материал для деятельности растущего человека. Все, что есть в душе, – это результат ее самодеятельности. Школа своим учением окажет на него наиболее глубокое влияние лишь в том случае, если будет следовать природным предрасположениям учащихся, их склонностям, способностям, вкусам, предоставлять возможно широкую свободу в занятиях любыми предметами [5, с. 79].

 На основании сказанного Петр Федорович делает вывод о том, что обучение и воспитание в педагогическом процессе «есть систематическая помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности в меру ее сил и сообразно социальному идеалу» [1, с. 179].

  Каптерев сформулировал свой педагогический идеал – воспитание «доброго общественника», осознающего обязанность и охоту «работать с другими», такими же как «я» [2, с. 69]. Совместная работа не означает отказа от своего «я» и личных интересов, а требует лишь их согласования, «гармонии стремлений отдельных личностей» [4, с. 72].

Для достижения этого педагогического идеала, по мнению Петра Федоровича, необходимо развивать качества личности средствами школьного образования. Прежде всего это творческие способности. Однако российская действительность свидетельствует о том, что развитой ум и даже обширные разносторонние знания могут уживаться с вялыми чувствами, безволием и апатией. «Школа, не закладывающая основ стройного мировоззрения, не пробуждающая самодеятельности и энергии человека, не образующая прочных умственных стремлений и склонностей, не создающая потребности служить развитию культуры, осуществлению идеалов, благу человечества, такая школа, – по заключению П.Ф. Каптерева, – не выполняет своего назначения и, оставляя ум и чувства учащихся сонными и вялыми, способствует развитию в обществе лени и апатии».

Каптерев уделял большое внимание понятию об истинно образованном человеке: 1. Это такой человек, который владеет не только разносторонним знанием, но и умением им распоряжаться, который не только знающ, но и сообразителен, у которого есть единство в мыслях; который умеет не только думать, действовать, но и работать физически, и наслаждаться красотой в природе и искусстве. 2. Это такой человек, который чувствует себя живым и деятельным членом современного культурного общества, понимает тесную связь своей личности с человечеством, со своим родным народом, со всеми прежними работниками на поприще культуры, который по мере сил двигает человеческую культуру вперед. 3. Это такой человек, который чувствует раскрытыми в себе все свои способности и свойства и не страдает от внутренней дисгармонии своих стремлений. 4. Это человек физически развитый, с здоровыми органами тела, с живым интересом к физическим упражнениям, чувствительный и к радостям тела [6, с. 87-88].

Среди славных имен в области педагогической деятельности на рубеже XIX-XX веков особое место принадлежит П.Ф. Каптереву. Самый крупный после К.Д. Ушинского российский педагог творчески переработал идейное наследие своих предшественников и современников по важным вопросам воспитания и обучения, по проблемам педагогической науки и сформулировал свою стройную педагогическую систему в основе которой находится саморазвитие как исходное начало всего педагогического процесса, всех его проявлений – воспитания, образования, обучения.

Широта его мышления, преданность демократическим и гуманистическим идеалам, опыт литературно-преподавательской деятельности, блестящая образованность, подлинная интеллигентность помогают лучше понять прошлое и настоящее российской педагогической культуры.

Литература

1. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1982. – 704 с. –  С. 179.

2. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. – СПб: Типо-Литографiя Б. М. Вольфа, 1905. С. 51.

3. Лебедев П. Вклад П.Ф. Каптерева в педагогическую науку // Народное образование. – 2000. – № 1. – С. 209-213. – С. 211.

4. Лебедев П.А. Психолого-педагогическое наследие П.Ф. Каптерева // Педагогика. – 2000. – С. 70-75. С. 71.

5. Сластенин В.А. Педагогическое наследие П.Ф. Каптерева и современность // Педагогика. – 1999. – № 5. – С. 76-81. – С. 79.

6. Скаткин М. П.Ф. Каптерев – видный педагог России // Народное образование. – 1985. – № 3. – С. 86-89. – С. 87-88.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Платон (19.04.2013)
Просмотров: 2695
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Я испытываю плохое состояние, когда:
    Всего ответов: 100
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016