ПРИВЕТ, МОЙ ДРУГ!
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Пятница, 29.03.2024, 14:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Главная » Статьи » Мои статьи

Обращение с детьми-сиротами в период Античности и Средневековья
Потепалов Д.В.

 

Обращение с детьми-сиротами в период Античности и Средневековья


 

Аннотация: В работе рассматривается отношение взрослой части населения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в период Античности и Средних веков. Отмечается, что участие государства и социума в судьбе таких детей было продиктовано не гуманизмом, а объясняется тем, что из них часто вырастали преступники и другие деклассированные элементы, а также присутствовали прагматические интересы.


 

Ключевые слова: детство, дети-сироты, приют, воспитательный дом.


 

 Во все века люди были склонны абсолютизировать настоящее и экстраполировать свои чувства, желания, свой образ мышления и свое отношение к миру на отдаленные от нас во времени исторические эпохи. Лишь немногие способны увидеть в этом проблему, осознать изменчивость мира. Признание изменчивости жизни и общества, его ментальности требует интеллектуального усилия и воображения. Этими качествами обладает американский историк и демограф Л. Демоз. Он считает, что с детьми в прошлом обращались так, что это вызывает негодование. «История детства – это кошмар, из которого мы только недавно стали выходить. Чем дальше в историю – тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятности быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным». Так, в античности (до IV в. н.э.) младенцев топят, замуровывают в горшки, бросают в безлюдном месте. Причины: слаб, плохо кричит (так старейшины отбирали будущих граждан – воинов в Спарте: громкий голос – живи, слабый – в пропасть), нечем кормить, просто не нужен. В 347 г. по настоянию христианской церкви в Римской империи был принят закон, запрещавший детоубийство [3, с. 99]. Аналогичных научных взглядов придерживался французский историк, представитель школы «Анналов», Ф. Арьес (1914-1984), который на основе анализа широкого круга источников, пришел к выводу, что до XVI в. в средневековом европейском в обществе отсутствовало понятие о ценности жизни ребенка. По его мнению, в Средние века еще не была открыта категория детства как особого качественного состояния человека. Детство считали не более чем кратким переходным этапом. Детей не воспринимали как полноценные человеческие существа и не дорожили ими. Детская смертность была столь высока, что не вызывала не только больших переживаний, но вообще эмоций. Медиевисты отмечают, что во всех мемуарах и письмах этой эпохи крайне редко встречаются упоминания о смерти детей. Высокая смертность покрывалась еще более высокой рождаемостью. Никто не думал, что ребенок уже являлся человеческой личностью. В одном из стихотворений XIII в. говорится:
… ребенок, не достигший шестилетнего возраста,
Мало чего стоит, потому что мало что умеет и знает [2, с. 66].
 От фактов бездушного, грубого, жестокого обращения с детьми-сиротами трудно уйти. Ими полна сохранившаяся с глубокой древности литература. В исторической области Древней Греции – Беотии дети бедняков передавались в распоряжение государства, которое впоследствии за известное вознаграждение отдавало их в частные руки. Тот, за кем сохранялась последняя цена, оставлял их затем в качестве рабов. В Древнем Риме дети, подбрасываемые при columna lactaria (одна из многочисленных колонн, находившихся в римских форумах), воспитывались затем за счет государства, а многие из них продавались в качестве рабов, были принуждаемы к проституции, были уродуемы с той целью, чтобы могли заниматься попрошайничеством и пр. В Пекине незадолго начала новой эры по распоряжению правительства каждое утро до солнечного восхода высылалась запряженная одним быком тележка для поднятия подкидышей, которая должна была объезжать весь город, причем ударами в металлическую доску давалось родителям знать о приближении телеги. Мертвые и живые дети с такой жестокостью были сбрасываемы в одну общую кучу, что только немногие из них оставались живыми. Эти последующие поступали затем на государственный счет в воспитательный дом [4, с. 157]. Даже известные люди поступали по отношению к своим детям весьма равнодушно и самонадеянно. Например, французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) отдал в воспитательный дом своих собственных прижитых в браке детей и сделал это с такой беспечностью, что когда позднее раскаялся, то уже не смог их разыскать [4, с. 162].
 Значительно сложнее найти примеры заботы и внимания к детям, но они имеют место. Например, в Древнем Риме практиковалась раздача припасов, а иногда и денег бедным людям, а при императорах Нерве и Траяне это право было распространено на сирот и детей, так называемых pueri et puellae alimentaire (мальчики и девочки, получающие пособия) [1, с. 21]. В Милане в 787 г. был учрежден приют для подкидышей, где они содержались до восьмилетнего возраста. Германия имела в XIV в. «дом для найденышей» во Фрейбурге. В XV в. возникают воспитательные дома в Аугсбурге, Эсслингене, Бреславле. Цельтес отзывался с большой похвалой о двух домах Нюрнберга, «в которых воспитываются дети, покинутые своими матерями вследствие бедности, позора, из страха или стыда». В них осуществлялось не только вскармливание, но и образование.  Окончившие воспитательные дома мальчики поступали в торговцы или в рабочие, девочки получали приданое и всем предоставлялось гражданство. Во Франции дом для призрения подкидышей был основан в первой половине XVI в.  Французский государственный деятель, глава правительства Людовика XIV Ж.-Б. Кольбер (1619-1693) в 1670 г. создал образцовое заведение руководствуясь принципом: «христианская любовь требует призрения подкидышей, которые некогда могут принести пользу государству» [4, с. 158-160]. Как правило, западные и отечественные исследователи связывают это с милосердием взрослой части населения, с практикой всеобщей заботы об оставшихся без родительского попечения детях в прежние времена.
 Однако объяснять это заботой и любовью к детям – значит быть не объективным. Неравнодушное отношение к детям-сиротам со стороны государственной власти и общества в Древнем мире и в Средних веках не было продиктовано гуманизмом (несмотря на пропаганду христианства), а основными мотивами сохранения жизни несовершеннолетних, восприятия их как полноценных человеческих существ были другие. Связано это с тем, что очень часто беспризорные дети плохо воспитывались, их воспитывала улица. В чрезвычайно большом количестве из них вырастали бродяги, проститутки, преступники и пр., поэтому для государства повзрослев они представляли серьезную угрозу. Известно, что из 1200 преступников в городе Людвигсбурге 310 было незаконнорожденных; 126 вовсе не пользовались родительским воспитанием, выросши на попечении чужих родителей; 352 происходили от плохих, отчасти уже отбывавших наказание родителей… [4, с. 6]. Осознание опасности вынуждало правителей страны и инициативных общественных деятелей организовывать опеку над неблагополучными детьми. Присутствовал и прагматический расчет, так как повзрослев, ребенка можно было, по сути, выгодно продать частному лицу, или он мог работать на государство. Подтверждается это многочисленными примерами очень сурового обращения с ними, о чем говорилось выше. Кроме того, раздавая еду и пр., руководители страны зарабатывали для себя политические дивиденды, позволявшие им в дальнейшем пользоваться популярностью среди народа как добрых и милосердных политиков. Единственным субъектом не пренебрегавшим интересами детей-сирот, заботившимся о них, стремившимся воспитать их на основе гуманистической (религия Иисуса Христа) морали была христианская церковь, но и у нее были свои прагматические интересы – усиление роли христианской религии в обществе, увеличение слоя духовенства и др.


 

 

 

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


 

 

 

1. Лафарг. Благотворительность [Текст] / Лафарг. – Одесса, 1905. – 40 с.
2. Потепалов, Д.В. Педагогический анализ детства в книге Ф. Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» [Текст] / Д.В. Потепалов // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: Материалы VI Всерос. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, 11-14 ноября 2013 г. / Науч. ред. д-р пед. наук, проф. Е.М. Дорожкин и др. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. –Том I. – С. 66-68.
3. Потепалов, Д.В. Обращение с детьми в античную эпоху [Текст] / Д.В. Потепалов // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., г. Тамбов, 28 нояб. 2014 г. Тамбов: ООО Консалтинговая компания Юком, 2014. – Ч. 2. – С. 99-101.
4. Рошер, В. Система призрения бедных и мероприятия против бедности [Текст] / Рошер В. – Черкасы,1899. – 350 с.


 
Категория: Мои статьи | Добавил: Платон (20.03.2015)
Просмотров: 1861 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Интернет урок
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Фед. ин-т пед. изм-ний
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Глобус
    Наш опрос
    Основная роль школы заключается в:
    Всего ответов: 123
    АФОРИЗМЫ
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2024