К вопросу о попечении беспризорных детей в
средневековой Руси и России
Масштабное развертывание в последние десятилетия социальной работы в России привлекло внимание исследователей к ее различным аспектам. Появилось значительное число публикаций, посвященных истории вопроса, где, наряду с другими проблемами, рассматриваются вопросы детства и беспризорности. Отмечая безусловную значимость и достоинство данных публикаций, нельзя не отметить, что их авторы для подтверждения своих выводов, часто используют одни и те же весьма немногочисленные факты, ссылаясь при этом не на первоисточник, а на ранее опубликованные работы. Так, в курсе лекций по социальной педагогике Ю.В. и Т.А. Васильковых, без ссылок на источник, читаем: «Традиция родовой общины славян дохристианской Руси — заботиться о сиротах всем миром — преобразовалась в дома при скудельницах, могильниках, где строилась сторожка и всем миром кормили брошенных малюток. В скудельницах (божедомках) собирались бездомные старики и старухи, которые были воспитателями брошенных детей… В VIII—IX вв. на Руси происходит переход к малой семье состоящей из супругов и детей» (1, с. 86—87). Отождествление, как в данном случае, скудельниц и божедомок (богаделен) неправомерно, т.к. скудельницами назывались места захоронения (вне пределов кладбищ) самоубийц, утопленников, умерших во время эпидемий, случайно найденных трупов. Люди всегда держались в стороне от этих мест. Большое удивление вызывает столь детальное описание нравов и семейных отношений на Руси в VIII—IX вв. Известно, что дохристианские письменные источники восточных славян не сохранились, а свидетельства зарубежных авторов данный вопрос не освящают.
В качестве аргумента используется иногда известная историческая фальшивка — «Влесова книга». Имеет место расширительное толкование имеющихся архивных данных. В результате возникает идиллическая картина детства в средневековой России («В IX в. семья была многодетной, дети желанными…», «В XVI в. высоко ценились родительская любовь и почитание старших» и т.п.) и всеобщей заботы об оставшихся без родительского попечения детях («История развития детского попечения началась со времен Великого князя Владимира…», «Статья 99 Русской Правды вменяла в обязанности опекунам «печаловаться» о сиротах», «Ярослав Мудрый учредил сиротское училище…» (4, с. 52) и др. Однако изучение первоисточников показывает, что до второй половины XVII в. отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о проявлении заботы о беспризорных детях. Например, такой факт, как открытие Ярославом Мудрым училища для сирот не подтверждается. Н.М. Карамзин, ссылаясь на Никоновскую и Новгородские летописи писал: «Летописцы средних веков говорят, что сей Великий Князь завел в Новгороде первое народное училище, где 300 отроков, дети Пресвитеров и Старейшин, приобретали сведения, нужные для Священного сана и гражданских чиновников» («и собрав от Старост и от Пресвитеров детей 300, и повеле учити книгам») (3, с. 114). Пожалуй, наиболее часто цитируемым документом на основании которого делаются выводы о проявляемой, о детях-сиротах заботе, является «Поучение» Владимира Мономаха своим детям («насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте» (2, с. 55). Вместе с тем, следует помнить, что даже в XIX в. слово «сирота» имело более широкий смысл, чем сейчас. Под сиротой понимали не только ребенка, но и любого человека, оказавшегося без средств к существованию. Под сиротой в древней Руси часто подразумевали крестьянина. С.М. Соловьев писал, что в XVII в. «все тяглые, неслужилые люди называют себя сиротами государевыми» (4, с. 52). Практически полное отсутствие письменных свидетельств не позволяет делать выводы о какой-либо деятельности, направленной на заботу о беспризорных детях. Имеющиеся в современных публикациях по истории социальной работы описания такой деятельности являются, скорее всего, механическим перенесением опеки над нищими, калеками, больными, ранеными и т.п. на сферу детского попечения, экстраполяцией современных представлений о ценности жизни детей на период Средних веков.
Такого рода беспроблемное, лубочное толкование прошлого не столь безобидны для науки, как это кажется на первый взгляд. Всевозможного рода натяжки кардинальным образом переворачивают наши представления не только о беспризорности в прошлом, но и о детстве в целом.
Список литературы
1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. — М.: Владос, 2000. —284 с.
2. Владимир Мономах. Поучение или духовная князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим. — М.: Фонд им. Д.И. Сытина, 1996. — 236 с.
4. Потепалов Д.В. Проблема беспризорности в Древней Руси и допетровской России // «Проблемы модернизации педагогического образования». — Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. — Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 2004. — 189 с. — С. 51—54.