Педагогический анализ детства в книге Ф.Арьеса "Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке" - Мои статьи - Каталог статей - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Вторник, 17.01.2017, 22:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [25]
Главная » Статьи » Мои статьи

Педагогический анализ детства в книге Ф.Арьеса "Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке"

 

 УДК 316.75-053.2 (09)

Потепалов Д.В.
ФГАОУ ВПО РГППУ
г. Екатеринбург

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСТВА В КНИГЕ Ф.АРЬЕСА «РЕБЕНОК И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ ПРИ СТАРОМ ПОРЯДКЕ»

 

 Аннотация: в материале представлена точка зрения выдающегося французского историка, представителя школы «Анналов», Филиппа Арьеса на проблему эволюции детства в средневековой Европе.

 


Ключевые слова: детство, детоубийство, семья.

 

 

Западная Европа располагает значительным количеством архивных и других материалов по истории своих стран и народов. Источниковая база включает в себя законодательные акты и деловые документы, письма, мемуары, эпитафии, художественную литературу, живопись, графику, скульптуру, детскую одежду и обувь, игрушки и др. На основе нее западноевропейскими исследователями были написаны работы не только обобщающие историю детства, но и по многим узкоспециальным вопросам: история семьи и семейной жизни, детские игры и игрушки, история детского костюма, история школьного образования и др.

Настоящей сенсацией для историков, педагогов, демографов, социологов, психологов стала вышедшая в 1960 г. книга выдающегося французского историка, представителя школы «Анналов», Филиппа Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» [2]. На основе анализа широкого круга источников, автор пришел к выводу, что до XVI в. в обществе отсутствовало понятие о ценности жизни ребенка. В Средние века еще не была открыта категория детства как особого качественного состояния человека. Детство считали не более чем кратким переходным этапом. Детей не воспринимали как полноценные человеческие существа и ими не дорожили. Детская смертность была столь высока, что не вызывала не только больших переживаний, но даже эмоций. Медиевисты отмечают, что во всех мемуарах и письмах этой эпохи крайне редко встречаются упоминания о смерти детей. Высокая смертность покрывалась еще более высокой рождаемостью. Никто не думал, что ребенок уже заключал в себе человеческую личность. В одном из стихотворений XIII в. говорится:

   … ребенок, не достигший шестилетнего возраста,

Мало чего стоит, потому что мало что умеет и знает.

Еще одним, не красящим людей Средневековья, явлением, было терпимое вплоть до конца XVII в., отношение к детоубийству. Речь не идет о разрешенной практике, как в Древнем Риме; детоубийство было преступлением, которое сурово каралось. Однако к нему прибегали тайно, достаточно повсеместно, маскируя под несчастный случай, — дети умирали от нечаянного удушения в постели родителей, с которыми они спали. Ничего не делалось ни для того, чтобы уберечь их, ни для того, чтобы спасти. Сохранились документы, в которых епископы, с наводящей на подозрения яростью, запрещают укладывать детей на ночь в постели с родителями, где слишком часто случается, что ребенок гибнет задохнувшись.

Никто не признавался в том, что помогает природе умертвить создания, в столь малой степени обладающего самостоятельным существованием, но никто и не рассматривал это как позор. Эти случаи относились к числу этически нейтральных вещей, осуждаемых церковной и государственной моралью, но практикуемых тайно, полуосознанно, на грани между умыслом, беспамятством и неосторожностью.

По мнению Ф. Арьеса, продолжительность детства была сведена к его самому хрупкому периоду, когда маленький человек еще не мог обходиться без посторонней помощи. Этот период жизни ребенка исследователь назвал периодом «сюсюканья». Ребенок был маленькой забавной вещицей. С ним забавлялись, как с животным, как с маленькой бесстыдной обезьянкой. Рассматривая данный вопрос с точки зрения культурного социогенеза, нельзя считать маленького ребенка в период Средних веков выпавшим из социальной среды, т.к. в эту среду он даже не успевал войти. Если ему удавалось выжить, то очень рано, едва окрепнув физически, ребенок смешивался со взрослыми, разделяя с ними работу и игры. Из маленького дитя он сразу же становился молодым взрослым, минуя различные этапы юности, существовавшие, вероятно, до Средних веков [7, с.53].

По мнению Ф. Арьеса, в Средние века семья, не осуществляла и не контролировала передачу ценностей и знаний, или, в более общем виде, социализацию ребенка. Он быстро отдалялся от родителей и можно сказать, что на протяжении веков его образование осуществлялось путем обучения «в людях», благодаря сосуществованию ребенка или юноши и взрослых. Он познавал вещи, помогая взрослым делать их. Эмоциональные контакты и социальные связи осуществлялись вне семьи, благодаря очень плотной и очень активной «среде», состоящей из соседей, друзей, господ и слуг, детей и стариков, где привязанности складывались вне строгих рамок. Супружеская семья растворялась в этой среде.

Перелом в сознании людей, как считал Ф. Арьес, начал происходить в XVI в., когда в ребенке увидели хрупкое творение Бога, которое необходимо воспитывать и оберегать. В течение XVIXVII вв. ребенок занял в семье место, какое невозможно представить в прошлые века. Маленький человек становится необходимым элементом повседневной жизни семьи; забота о его воспитании, устройстве, будущем переходит в разряд важнейших семейных задач. В XVIII в. этот процесс продолжался. Родители стали заботиться о физическом, моральном здоровье своих детей, их образовании и даже гигиене. С этого времени ребенок занял центральное место в семье не только с точки зрения продолжения рода, но и потому, что он просто есть [6, с.112].
За прошедшие с момента выхода в свет книги Ф. Арьеса годы многие выводы историка были подвергнуты серьезной критике. Подвергались сомнению и оспаривались «бездушие взрослых Средневековья к часто умирающим детям», «ранняя включенность ребенка в социум», «относительная неразвитость в Средние века родительских чувств к детям» и др. Однако, как писал отечественный этнолог и историк А.Я. Гуревич, существенна была уже сама постановка Ф. Арьесом проблемы детства как исторической категории [3, с. 41]. Основные положения, сделанные исследователем были в конечном итоге приняты. Историки-демографы признали долго существовавшее безразличие по отношению к детям, все историки признали и подтвердили распространенность в XXIII вв. намеренного детоубийства, которое было способом «избавиться от детей (к тому же еще не крещенных) в том возрасте, когда родители, особенно матери, не успели к ним привязаться. Мягкость кары — покаяние — объяснялось… массовым характером явления» [1, с.112]. По мнению Э. Шортера детство крестьян и сельских низов в Западной Европе в XVIIIXIX вв. было прямой противоположностью детству в современных индустриальных обществах. Крестьянские матери относились к своим детям намного равнодушнее и без особой чувствительности. Об этом свидетельствует высокая детская смертность того времени, отчеты врачей и описания весьма небрежного отношения матерей к младенцам. Частые смерти младенцев и маленьких детей матери воспринимали по большей части апатично. Эмоциональная связь между родителями и детьми, как считает Э. Шортер, является «современным изобретением». Э. Бадинтер и другие авторы пришли к выводу, что материнство не является извечным и «естественным» свойством женщин, что материнская любовь, таким образом, не вытекает из их «природного инстинкта» [4, с.38-39].

Во все века люди были склонны абсолютизировать настоящее и экстраполировать свои чувства, желания, свой образ мышления и свое отношение к миру на отдаленные от нас во времени исторические эпохи. Лишь немногие способны увидеть в этом проблему, осознать изменчивость мира. Признание изменчивости жизни и общества, его ментальности требует интеллектуального усилия и воображения. Всеми этими качествами обладал Филипп Арьес, который смог увидеть, что современное отношение к ребенку, сложный комплекс механизмов его социализации — лишь относительно недавнее изобретение человечества.

Книга Ф. Арьеса, которого известный социолог И.С. Кон назвал «родоначальником современной истории детства» [5, с.7] не утратила своей актуальности. Исследование французского ученого ценно и для педагогов и историков России, т.к. может служить ориентиром для написания отечественной истории детства.

 
Список литературы
 
1. Абрамсон, М. Супруги, их родные и близкие в южноитальянском городе высокого средневековья (X-XIII вв.)  // Человек в кругу семьи. — М. : Б.и., 1996. — 101 с.
2.Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. — Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. ун-т. — 1999. — 416 с.
3.Гуревич А.Я. Этнология и история в современной французской медиевистике // Советская этнография. — 1984. — № 5. — С. 36—48.
4.Зидер Р. Социальная история семьи в западной и Центральной Европе (конец XVIII-XX вв.). — М.: Владос, 1997. — 302 с.
5.Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). — М.: Наука. — 1988. — 271 с.
6. Потепалов Д.В. Виктимологические проблемы детства в Древней Руси и допетровской России (X-XVII вв.) // Педагогическое образование. — 2007. — № 1. Научное издание ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». — Екатеринбург. — 204 с. — С. 110—116.
7. Потепалов Д.В. Проблема беспризорности в Древней Руси и допетровской России // «Проблемы модернизации педагогического образования». Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 2004. — 189 с. — С. 5154.
 
 
 

Категория: Мои статьи | Добавил: Платон (27.10.2013)
Просмотров: 747
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Я испытываю плохое состояние, когда:
    Всего ответов: 100
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2017