Перспективы повышения качества работы детского дома - Мои статьи - Каталог статей - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Понедельник, 05.12.2016, 11:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Главная » Статьи » Мои статьи

Перспективы повышения качества работы детского дома
Потепалов Д.В.
 
Перспективы повышения качества работы детского дома. ЧЕРНОВИК


© Потепалов Дмитрий Владимирович, старший преподаватель, кафедра профессиональной педагогики, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург), pedagog1977@yandex.ru


Ключевые слова: детский дом, сиротство, дети-сироты, детская беспризорность.


 Важными средствами повышения качества работы детского дома являются: деятельность института уполномоченного по правам человека в РФ (2009), дальнейшее развитие российского законодательства, в сторону гуманизации и либерализации, проявляющиеся, в частности, в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (2014) и процесс реформирования сиротских учреждений (2015).
 Существенной инвестицией в улучшение работы детского дома является деятельность уполномоченного по правам человека в РФ. На необходимость должности уполномоченного указывают выявленные полицией, активистами, волонтерами и др. лицами неоднократные факты жестокого обращения с детьми, находящимися в стационарных учреждениях. Фиксируется немало историй отъема у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственных квартир и т. д. Это системные проблемы, которые существуют из-за недостатков российского законодательства и издержек в правоприменительной практике.
 В интернатных учреждениях отмечается много эпизодов нарушения прав детей. В детских домах, вследствие их закрытости для социума, встречаются: жестокое обращение с детьми, случаи насилия и издевательств по отношению к ним. Например, в Забайкальском крае в детском доме «Забота» ребенка за мелкую кражу сначала посадили в клетку, затем поместили в мешок, отнесли в лес и оставили на ночь, на следующий день принесли обратно переодели в женскую одежду и били всем интернатом. Девочкам в ладошки наливали горячий суп и заставляли его есть из рук – друг у друга. Воспитатели интерната девочкам утюгом прижигали ручки. Эти вопиющие случаи издевательств над детьми стали известны уполномоченному по правам человека, который вмешался в ситуацию. Изменять чудовищное положение в детском доме было доверено специально созданной рабочей группе, в которую вошли представители МВД, прокуратуры, следственного комитета, различных министерств и ведомств причастных к реализации социальной политики государства. В результате было возбуждено около двадцати уголовных дел, шли процессуальные проверки. Президент подписал указ об отставке губернатора Забайкальского края, все региональное правительство ушло в отставку, были возбуждены уголовные дела в отношении некоторых чиновников.
 Инциденты жестокого обращения с детьми выявлены в Свердловской области и других регионах страны. Особую проблему составляют самоубийства детей, происходившие неоднократно в детских стационарных учреждениях.
 Значительную лепту в развитие института уполномоченного по правам человека вносят волонтеры или добровольцы, т.е. физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольной деятельности). Фактически они непосредственно являются проводниками идей и проектов уполномоченных, их помощниками в реализации профилактической, коррекционной и реабилитационной деятельности. Их функционирование, в первую очередь, основывается на добровольной помощи и общественно-полезной работе.
 До недавнего времени их основными функциями являлись: сбор материальных средств для нуждающихся детей, проведение различных мероприятий, игр с ними в детских домах, но в современных условиях более важной становится функция общественного контроля, проявляющаяся в выявлении конкретных фактов издевательств над осиротевшими детьми, краж у них и т.п. К сожалению, когда волонтеры пытаются выполнять эту функцию, то перед ними полностью закрывается вход в детские учреждения. Юридически в настоящее время они не являются субъектами общественного контроля, поэтому надо совершенствовать российское законодательство. Необходимо написать под каждый тип детского учреждения специальную инструкцию о сущности общественного контроля в них, формировать базу людей, готовых бескорыстно заниматься этой работой, готовить методические рекомендации по организации деятельности волонтеров в детских домах.
 Жестокое отношение к детям, встречающееся в стационарных учреждениях, помимо наказания виновного и достижения социальной справедливости, требует реализации реабилитационной функции, поскольку дети могли пострадать как в физическом, так и моральном аспектах. Важна и профилактика в деятельности уполномоченного и добровольцев. Профилактика – участие гражданского общества. Если в регионах выстроена системная работа с гражданами, гражданским обществом, если волонтеры работают в качестве общественных контролеров, то проблема решается. Например, при многих детских домах существуют попечительские советы, но к сожалению, зачастую, в них приглашают спонсоров – людей, которые финансово оказывают помощь детским учреждениям. Функцию общественного контроля за детскими учреждениями эти советы не осуществляют, т. е. механизм не налажен.
 Существенную роль в модернизации работы детского дома играют социальные сети. Благодаря им успешно осуществляется поиск психологов, медицинских работников и педагогов, т.е. людей, которые могут заниматься профилактикой, коррекцией и реабилитацией этих детей. Как показывает практика, через Интернет можно найти немало квалифицированных специалистов, готовых безвозмездно помогать детям.
 Много социальных учреждений, находящихся под влиянием, т.н. криминальной субкультуры – АУЕ (арестантский устав един). В четырнадцати регионах РФ выявлены эпизоды, когда детей заставляли сдавать деньги в воровскую кассу («общак») в детских образовательных организациях для исправительно-трудовых учреждений. Однако, если ребенок, по той или иной причине, не мог или не хотел сдавать деньги, то он переходил в разряд «изгоев». С такими детьми переставали общаться, над ними издевались как морально, так и физически.
 Другая проблема – категории детей, находившиеся ранее спецшколах и следственных изоляторах. С одной стороны, они нуждаются в реабилитационной работе вследствие пребывания в условиях отчасти близких к тюремным, а с другой, необходима коррекционная деятельность, поскольку когда они возвращаются в интернаты и обычные школы, то могут «заразить» других детей порядками криминальной субкультуры. Для работы уполномоченных важны проекты по поиску для нуждающихся детей приемных родителей, т.к. это один из оптимальных вариантов для организации жизнедеятельности несовершеннолетних, проживающих в детских домах.
 Интересный вариант организации деятельности – вовлечение в ряды волонтеров детей, ранее воспитывавшихся в детских домах и добившихся в жизни материального и духовного благополучия. Они могут поделиться своим витагенным опытом, а некоторые из них даже быть образцами для подражания, в случае построения ими успешной карьеры. Кроме того, бывший воспитанник интернатного учреждения, как никто другой, знает специфику сложной социализации этих детей.
 Необходимую задачу уполномоченных составляет борьба с детской порнографией и педофилией. Поставить под контроль ситуацию удается благодаря наличию и совершенствованию функционирования мониторингового центра.
 Остро стоит вопрос о постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку у них в условиях детских домов формируется психология иждивенца. Их дальнейшей жизнью практически никто не занимается, коррекционная деятельность не осуществляется. Сотрудников, которые их сопровождают во взрослой жизни мало, система постинтернатной адаптации не развита.
 Специфика работы уполномоченного заключается в том, что он, работает при губернаторе (у него есть «выходы» на все руководство региона, на различных министров: образования, здравоохранения и др.), владеет информацией о реальной ситуации в детских домах, знает, как помочь нуждающимся детям, создает систему общественного контроля, выстраивает системную деятельность с гражданским обществом, волонтерами, умеет понять конкретные происшествия (недостатки правоприменительной практики или пробелы в российском законодательстве), т.е. работает на конкретный результат – усовершенствование работы детского дома [2].
 Решающий вклад в улучшение работы детских домов обеспечивает реформа сиротских учреждений в РФ. 1 сентября 2015 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Основные изменения в деятельности следующие: воспитательные группы должны формироваться по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста, в группе должно быть не больше 8 человек, а если дети младше 4 лет – 6 человек. За каждой группой должен быть закреплён свой воспитатель. Для каждого ребёнка необходимо составить индивидуальный план развития и жизнеустройства с обязательной переоценкой каждые полгода. Главной целью руководства детских домов становится устройство детей в семьи, потому что ни один детский дом не может заменить ребёнку семью. Должен быть изменён подход к социализации детей для того, чтобы максимально приблизить условия детского дома к семейному воспитанию. Эти дети должны иметь такой же доступ к социальной среде, как и обычные дети из семьи [3].
 Одно из запланированных изменений – переход к обучению сирот не в интернатах, а в общеобразовательных школах. В отдельных регионах детдомовцы уже ходят в школы вместе с домашними детьми, теперь так будет везде. В 2016 году практически повсеместно в обычные общеобразовательные школы пойдут учиться воспитанники детских домов. Это очень важный шаг программы обеспечения в детских домах условий жизни, максимально приближенных к семейным формам воспитания.
 Что указывает на необходимость изменений в работе стационарных учреждений? Известно, что в изолированной среде детского дома одновременно пребывает 100-200 детей, потерявших родителей. У них стресс, многие психологически травмированы, кто-то переживает, кто-то тоскует. А задача воспитателей – заставить их подчиняться рутинным правилам: умывание, завтрак, занятия, танцы, ужин, сон. У многих взрослых, кроме насилия, других инструментов нет. На важность такой реформы указывает также ограниченный жизненный опыт выпускников казенных учреждений. В условиях изолированной среды у ребенка формируется искаженное представление о мире. Из года в год ребенок видит, как еда выезжает по конвейеру в тарелках, поэтому не знает, что макароны надо варить, а чай в чайнике не становится «коричневый и сладкий» сам по себе. В детском доме ребенку создают искаженный мир, не приучают к базовым вещам, а в итоге у него возникают сложности в социальной адаптации. Его абсолютно в других условиях развивают. Он к другому привыкал, никогда ничего не умел, не пробовал, не участвовал.
 В результате реформы все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, размещаются по квартирному принципу. Воспитанников разделяют на небольшие группы и закрепляют за каждой постоянный состав воспитателей и нянечек. Но важно, чтобы они понимали, что ни учеба, ни завтрак не могут быть самоцелью для ребенка, потерявшего семью. Вместо комнат на 15-20 воспитанников должны появиться «семейные» группы на 6-8 детей. Это мини-квартиры с кухнями, столовыми, спальнями, санузлами. В группе – постоянный штат воспитателей. Должна быть активная работа по семейному устройству детей. Необходимо также менять содержание работы. Например, помогать тем же кровным семьям и работать с приемными, чтобы дополнительными услугами сохранять финансирование на прежнем уровне [1].
 Сейчас почти в каждом регионе есть детские дома семейного типа, поэтому есть опыт, отмечается также заинтересованность администрации казенных учреждений в реформе, на них следует опираться. Для реализации Положения № 481 потребуются серьезные финансовые и организационные вложения.


Список литературы

1.
2.
3. [/size]
Категория: Мои статьи | Добавил: Платон (22.08.2015)
Просмотров: 79
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Любимая пора года?
    Всего ответов: 144
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016