Урок 9-10. Человек и личность: источники и факторы развития - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Пятница, 02.12.2016, 23:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 9-10. Человек и личность: источники и факторы развития
[ Скачать с сервера (19.8Kb) ] 23.01.2014, 22:24

 

Эпиграф к уроку:
 «Человек явился на свет не за тем, чтобы уныло
влачить свою жизнь в праздности, а для того,
чтобы стремиться к славным и великим делам». Леон Батиста Альберти.

 

  

 

 

Урок 9-10.  Человек и личность: источники и факторы развития

 

 

 

Цель занятия: сформировать целостное представление о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание»; выработать умение оперировать этими и другими понятиями темы; провести анализ движущих сил и концепций развития человека.

 

 

Тип урока: урок освоения новых знаний.

 

 

Методы урока: лекция с элементами беседы.

 

 

Ход урока

 

 
1. Организационный момент.
 
Здравствуйте, дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Вы готовы начать урок?
 
2. Проверка домашнего задания.
 
А). Фронтальный устный или письменный опрос по вопросам:
1. Дайте определения основным педагогическим категориям?
2. Как соотносятся между собой основные педагогические категории?
Б). Проверка домашнего задания на выбор: 1). Терминологический словарь по теме «Основные термины педагогики». 2). Схема «Соотношение основных категорий педагогики», используя понятия: «образование», «обучение», «воспитание», «развитие личности» и др.
 
3. Изучение нового материала.
 
ПЛАН УРОКА:
 
1. Факторы развития человека.
2. Концепции развития человека.
3. Движущая сила развития человека.
 
(1). Ключевая категория педагогики – развитие человека – процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории, и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях.
Педагогика понимает под развитием следующее:
Развитие – процесс количественно-качественных изменений свойств, черт и качеств личности человека в физическом, психическом, эмоционально-чувственном, интеллектуальном аспектах объективно положительной значимости, который происходит под влиянием факторов различного характера, ведущих к совершенствованию личности в целом.
Традиционно в психологии господствует «теория двух факторов» (В.П. Зинченко), соответственно которой выделяются два ведущих фактора развития человека – наследственность и среда. Под наследственностью психологи понимают «свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду подобных». В учебниках по психологии и педагогике перечисляются составляющие наследственной информации: анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, волос, глаз, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки речи, прямохождение, мышления и способности к труду. Среда – все тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Составляющие социальной среды: материальные условия жизни общества, социальный и государственный строй, система производственных и общественных отношений, функционирование различных учреждений и т.д.
Влияние наследственности и среды корректируется воспи­танием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воз­действия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту – от самой незначительной до максимально возможной[1].
Влиянием среды, наследственности и воспитания процесс развития личности не ограничивается. Несомненно, эти три фактора являются важными процессами, влияющими на становление и формирования личности ребенка, но дальнейшее развитие личности человека уже включает процесс самовоспитания как итог влияния этих трех факторов, который и определяет в конечном счете наличие индивидуальных социально значимых черт человека.
(2). Представители различных научных течений по-разному объясняют этот во многом еще не познанный процесс. Рассмотрим концепции развития человека.
А). Биологизаторская концепция считает главным фактором развития человека его биологические задатки, наследуемые от родителей через гены, и сводит развитие к биологическому созреванию, в процессе которого, по мнению сторонников, формируются как телесная конституция, так и духовные качества человека. (Гезел).
Б). Психологизаторская концепция в основу развития человека кладет определенные психические структуры, изначально заложенные в человеке. Так, в гештальтпсихологии получила признание идея самодвижения психических структур к уравновешенному состоянию: целостные образы гештальты – возникают вследствие стремления психического поля сознания индивида образовывать «хорошие», простые, симметричные, уравновешенные структуры, что и выражает, по мнению гештальтпсихологов, процесс развития психики.
В). Эпигенетические концепции признают в качестве главных факторов развития человека воздействие внешней окружающей среды, в первую очередь – социальной (Локк, Лентьев).
Г). Конвергентные подходы основаны на признании равнозначности влияния на развитие человека внешних и внутренних факторов. «Равным образом любой наследственный фактор будет действовать различно при различных условиях среды» (Анастази).
(3). Движущая сила развития – это борьба противоречий. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Они возникают на каждом шагу как диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием. Различают противоречия внутренние и внешние. К первым относятся противоречия между возможностями личности и ее потребностями («хочу» – «могу», «знаю» – «не знаю», «можно» – «нельзя», «есть» – «нет»), а ко вторым – между возможностями личности и требованиями общества (между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов).
 
 
4. Закрепление.
 
1. В чем состоит сущность научных идей о роли среды, наследственности и воспитания в развитии личности?
2. Охарактеризуйте сущность концепций, объясняющих, под влиянием каких факторов развивается человек.
3. Каковы движущие силы развития личности?
 
Если остается свободное время, то можно провести самостоятельную работу (7-10 мин.)
Повесть Р. Киплинга «Маугли» завершается сценой ухода Маугли к людям. Он уходит к ним с тяжелым сердцем. Что ждет его среди людей? Увидят ли они в нем личность? Сможет ли он свободно развиваться среди них? Напишите продолжение сказки с точки зрения сторонников различных концепций развития личности: биологизаторской, психологизаторской, эпигенетической.

 

 

 

5. Запись домашнего задания.
 
Обязательное: повторить конспект.
На выбор:

1). Как вы понимаете высказывание А.Г. Асмолова и А.В. Петровского, приведенное в Российской педагогической энциклопедии: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»?

 

2). Раскройте суть влияния на развитие личности приведенных в таблице факторов. Что здесь самое главное?

Факторы

Суть влияния

Наследственность

 

Деятельность

 

Географическая среда

 

Социальная среда

 

Общение

 

 

 3). Заполните таблицу

 

Концепция развития личности

Суть концепции развития личности

1. Психоаналитическая

 

2. Научения (бихевиоризм)

 

3. Гуманистическая

 

4. Антропософия

 

5. Когнитивная

 

6. Интеракционная

 

7. Теологическая

 

8. Деятельностная

 

 

 

 

6. Итог урока.
 

Используемая литература, источники

 

 
1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. – М., 2003.
2. Педагогика: Общие основы педагогики: Учеб. -метод. комплекс / Авт.-сост. Л.Д. Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. 170 с.
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Вт 2-х кн. М., 2002. Кн. 1.
5. Чапаев Н.К. Введение в курс «Философия и история образования». Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та. – 1998.
 
 
 
 
 
 

[1] Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Ч. 1. 2002.  С. 87-88.

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 1497 | Загрузок: 62
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Основная роль школы заключается в:
    Всего ответов: 95
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016