Урок 7-8. Анализ основных педагогических категорий и понятий - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 11.12.2016, 12:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 7-8. Анализ основных педагогических категорий и понятий
[ Скачать с сервера (19.1Kb) ] 20.01.2014, 22:02

Эпиграф к уроку:
«Две лягушки попали в горшок со сливками.
 Одна сказала: «это конец». Сложила лапки и
 захлебнулась.  Другая барахталась…сбила под
собой комок масла и выбралась из горшка».
 
Урок 7-8. Анализ основных педагогических категорий и понятий
 
Цель занятия: изучить основные педагогические понятия и категории: образование, воспитание, обучение и др.; рассмотреть соотношение основных категорий педагогики; сформировать умения самостоятельно разрабатывать и применять структурные элементы анализа категориально-понятийного аппарата педагогики.
 
Тип урока: традиционный (сдвоенный) урок освоения нового материала.
 
Методы урока: фронтальный опрос, лекция с элементами беседы, частично-поисковый, практический.
 
Ход урока
 
1. Организационный момент.
 
Приветствие, определение отсутствующих, проверка внешнего состояния кабинета. Проверка подготовленности группы на урок, организация внимания.
 
 
2. Проверка домашнего задания.
 
А). Фронтальный устный или письменный опрос по вопросам:
1. Каково буквальное значение слова "педагогика" (его этимология)?
2. В чем отличие научного педагогического знания о воспитании и обучении от житейского?
3. Каковы предмет и задачи педагогики?
4. Назовите основные отрасли педагогических знаний, кратко охарактеризуйте их.
5. Как связана педагогика с другими науками?
6. В чем выражается сущность педагогики как науки, техники и искусства?
Б). Выборочная проверка заполненной таблицы и мини-сочинения (эссе) на тему: «Почему образование – общечеловеческая ценность?».
 
3.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
 
Как любая наука, педагогика имеет свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования ее предмета. Уровень овладения педагогическими категориями характеризует уровень подготовки специалиста. Поэтому большое значение придается знаниям студентов основных категорий и понятий той или иной науки.
 
 4. Изучение нового материала.
 
ПЛАН УРОКА:
 
1. Основные категории педагогики.
2. Соотношение основных категорий педагогики.
3. Характеристика основных категорий педагогики.
 
(1). Прежде всего, необходимо разобраться в самих терминах «понятие» и «категория». Понятие – это объяснение (формулировка), раскрывающая содержание, смысл чего-нибудь. Категория – это основное понятие педагогики.
В период становления педагогической науки были определены три фундаментальные категории – «воспитание», «обучение», «образование». С течением времени в понятийный аппарат педагогики были включены также педагогический процесс, формирование и развитие.
(2). До сегодняшнего времени нет единого мнения на соотношение этих категорий друг с другом. «Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование». В настоящее время в педагогике утвердилось выделение исходной категории, которая раскрывает наиболее общее представление о педагогике, а все другие категории подчиняются ей.
В качестве таковой большинство ученых называет «воспитание». Но некоторые, в их числе В.А. Сластенин, С.А. Смирнов и др. считают «педагогический процесс»; В.И. Андреев и В.С. Леднев – «образование», И.А.Зимняя – «обучение». В соответствии с выделением главенствующей категории соотношение категорий понимается учеными по-разному. И.Ф. Харламов считает, что воспитание включает в себя обучение. С.А. Смирнов считает ведущим понятием педагогический процесс, а остальные: воспитание, обучение, образование, развитие отражают часть или элементы этого понятия. И.П. Подласый предлагает свою иерархию понятиям. Он выделяет в качестве ведущего формирование, которое включает в себя развитие, а то в свою очередь включает воспитание, которое объединяет в себе образование и обучение.
 
На второй половине пары я предлагаю вам практическую работу «Изучение основных педагогических категорий педагогики».
 
Приложение. Раздаточный материал.
 
5. Закрепление.
 
1). Назовите основные категории педагогической науки и дайте им общую характеристику.
2). Как соотносятся основные педагогические категории?
 
 
Заключительное слово преподавателя
 
Итак, к основным педагогическим категориям в педагогике относятся воспитание, обучение, образование, а также формирование, развитие и педагогический процесс. В настоящее время среди ученых нет единого мнения на определения этих категорий и их соотношение друг с другом.
 
6. Запись домашнего задания.
 
Обязательное: повторить конспект.
На выбор: 1). Составьте терминологический словарь по теме «Основные термины педагогики». Рекомендации студентам: при составлении словаря обращайтесь к разным информационным источникам – словарям, учебникам, Интернету.
Требования к выполнению задания:
словарь должен содержать не менее 10 терминов;
соблюдение формальных требований к оформлению; соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; оформление словаря с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации.
2). Составьте схему «Соотношение основных категорий педагогики», используя понятия: «образование», «обучение», «воспитание», «развитие личности» и др.
 
7. Рефлексия. Беседа
 
1. Интересно ли прошло занятие?
2. Довольны ли вы результатом своей работы?
3. Какие трудности возникли у вас в течение урока?
4. Что нового узнали на уроке?
 
7. Итог урока.
 
Преподаватель подводит итог работы студентов на уроке, оценки.
 
Спасибо за работу!
 
 
Используемая литература
 
2. Задания и методические указания к выполнению практических работ и подготовке студентов к семинарским занятиям по дисциплине «Педагогика» для студентов всех форм обучения направления подготовки 034700.62 Документоведение и архивоведение. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 15 с. Автор: ст. преподаватель каф. ППД Д. В. Потепалов.
3. Кадцын Л.М. Педагогическая деятельность и педагогический процесс: учеб. пособие. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008. 185 с.
 
 Приложение

(3). Практическое задание. Прочитайте определения основных педагогических понятий.  Сравните определения, данные различными авторами, выделите существенные признаки каждого из определений. Выберите и перепишите наиболее удачное на ваш взгляд определение, обоснуйте свой выбор. Попробуйте составить на основе предложенных определений свое.
А. Воспитание
1) «процесс передачи… опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду» (Бабанский Ю.К);
2) «целостный и организованный процесс формирования личности» (Подласый И.П);
«совокупность формируемых воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально – культурного опыта, нравственных норм и ценностей» (Смирнов В.И.);
  «процесс передачи опыта… и усвоение его, направленный на развитие человека» (Безрукова В.С).
Б) Обучение
«специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил… обучаемых» (Г.М. и А.Ю. Коджаспировы);
 «специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирования мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями (И.П. Подласый);
«целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоении способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися» (С.А.Смирнов);
«процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика» (Н.В.Бордовская и А.А.Реан);
«целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений» (И.Ф.Харламов).
В). Образование.
«процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, формирование на их основе… качеств личности» (Ю.К. Бабанский);
 «результат обучения, объем систематизированных ЗУН (И.П.Подласый);
 «освоение (в учебном заведении) ЗУН» (В.И.Смирнов).
Г). Развитие
«процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными изменениями… восхождением от низшего к высшему» (И.П. Подласый);
«освоение человеком внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей».
Д). Педагогический процесс
«педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства воспитания и обучения (Ю.К.Бабанский);
 «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников… по поводу содержания образования» (В.А.Сластенин);
«специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого) (С.А.Смирнов);
«развивающееся взаимодействие  воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» (И.П. Подласый).
 

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 1516 | Загрузок: 35
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Основная роль школы заключается в:
    Всего ответов: 95
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016