Урок 5-6. Педагогика как наука, искусство и техника - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Вторник, 06.12.2016, 20:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 5-6. Педагогика как наука, искусство и техника
[ Скачать с сервера (23.1Kb) ] 14.01.2014, 18:39

 

 

 

Урок 5-6. «Педагогика как наука, искусство и техника»
 

 
Цель занятия: сформировать представление о педагогике как науке, искусстве и технике; уяснить структуру и место педагогики среди других наук о человеке.
 
Тип урока: комбинированный урок
 
Методы урока: опрос, лекция с элементами беседы, частично-поисковый.
 
Ход урока
 
1. Организационный момент.
 
 - Добрый день, товарищи студенты!
 
2. Проверка домашнего задания.
 
Преподаватель предлагает вспомнить материал предыдущего урока «Генезис научной педагогики и образования в России». В вопросно-ответной форме систематизируются и обобщаются знания. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
 
1. Назовите и охарактеризуйте особенности школы и педагогики в Древней Руси (X-XIII вв.), Московском государстве (XV-XVII вв.), императорской России (XVIII- нач. XX вв.).
2.  Каковы достоинства и недостатки советской системы образования?
3. Что вам известно о состоянии отечественного образования в настоящее время?
4. Какие элементы методик обучения М.В. Ломоносова, Л.Н. Толстого и П.Ф. Каптерева актуальны в современной школе?
 
3.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
 
Мы хорошо поработали на предыдущих темах, но не усвоили еще один важный аспект в педагогике – это современное состояние педагогики как науки, искусства и техники. Для вашей будущей жизни знание этого нюанса пригодится в воспитательной деятельности как родителя, так и преподавателя образовательного учреждения, потому что для нее необходимы умения, талант и творческие знания. Наряду с этим актуальны слова советского педагога 1920-30-х гг. Павла Петровича Блонского: «Лишь идея, а не техника и не талант (по-нашему искусство) может быть сообщена»[1].
 
4. Изучение нового материала.
 
ПЛАН УРОКА:
 
1. Виды педагогического знания.
2. Проблема определения объекта и предмета в педагогике.
3. Задачи, стоящие перед педагогической наукой.
4. Отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками о человеке.
5.  Педагогика: наука, искусство и техника.
 
(1). Слово «педагогика» происходит от греческого paidagogike (пайд-дитя, гогос – веду), что означает буквально «детоведение, детовождение, детоводство, дитяведение».
Каждый человек опытным путем приобретает определенные педагогические знания, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например, «повторение – мать учения», «яблоко от яблоньки недалеко падает», «век живи – век учись» и т.п.), составивших содержание народной педагогики.
Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять педагогическим процессом развития личности.
(2). В настоящее время в педагогической науке вопрос об объекте и предмете остается открытым. Отсутствие единого общепринятого взгляда на объект и на предмет педагогики порождает трудности в различении этих понятий, вследствие чего ученые нередко обходятся только одним из них, как правило, – предметом. Чаще всего роль предмета выполняет воспитание. Например, утверждается, что «предметом» педагогики как области научного познания является особая функция общества – воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании». Иногда к слову «воспитание» добавляются понятия «обучение» и «образование». И тогда педагогика становится наукой о «воспитании, обучении и образовании».
Если исходить из того, что в предмете науки находит максимальное выражение ее специфика, то, строго говоря, ни «воспитание, обучение и образование не могут служить в качестве предмета педагогики. Они могут изучаться психологией, физиологией, философией, социологией и даже в известном смысле кибернетикой. Поэтому предельно корректно звучит определение предмета педагогики данное И.Ф. Харламовым: «Предметом педагогики является исследование тех закономерных связей, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитательной деятельности».
У педагогики должен быть и свой объект. Как и у других гуманитарных дисциплин в качестве такового выступает человек. Но у педагогики этот человек особенный. Это развивающийся, становящийся человек, взятый как целостное образование во всей совокупности своих внутренних и внешних связей.
 (3). Предмет обусловливает задачи педагогики, к которым относятся следующие:
а) анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;
б) выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;
в) определение содержания образования в конкретных условиях;
г) разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
д) внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;
е) изучение истории развития образования и педагогической мысли.
(4). Педагогика – обширнейшая наука. В нее входят следующие дисциплины: общая и возрастная педагогика, история педагогики, специальная педагогика (дефектология), олигофренопедагогика, тифлопедагогика, дошкольная педагогика, школоведение, профессиональная педагогика и др. Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Традиционна связь педагогики с психологией. В педагогической деятельности необходимо учитывать психические свойства, интересы, потребности и возможности личности. Обширный материал о многомерности и многоликости человека дает педагогике и антропология. Пользуясь им, педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении.
(5). Оставшийся вопрос: «Педагогика: наука, искусство и техника», я предлагаю разобрать, выполняя практическое задание (10 мин.).
 
Приложение. Раздаточный материал.
 
5. Закрепление.
 
1. Раскройте происхождение слова «педагогика».
2. Назовите предмет, объект и задачи педагогики.
3. Какова структура современной педагогической науки?
4. С какими науками о человеке сотрудничает педагогика?
5. Вы согласны и почему? «Воспитание может все» (Гельвеций). «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах» (Вольтер). «Воспитание сможет сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди» (В. Г. Белинский).
 
Заключительное слово преподавателя
 
Итак, каждое поколение людей решает три важнейшие задачи:
освоить опыт предыдущих поколений;
обогатить и приумножить этот опыт;
передать его следующему поколению.
Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколениям и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.
 
 
 
6. Запись домашнего задания.
 

Обязательное: повторить конспект.
На выбор:
1). Заполнить таблицу:

Название отраслей педагогики

Характеристика отраслей педагогики

1. Общая педагогика
2. Возрастная педагогика
3. Социальная педагогика
4. Профессиональная педагогика
5. Специальная педагогика
6. Другие

 

 
2). Написать мини-сочинение (эссе) на тему: «Почему образование – общечеловеческая ценность?».
 
7. Итог урока.
 
Используемая литература, источники
 
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000.
2. Задания и методические указания к выполнению практических работ и подготовке студентов к семинарским занятиям по дисциплине «Педагогика» для студентов всех форм обучения направления подготовки 034700.62 Документоведение и архивоведение. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 15 с. Автор: ст. преподаватель каф. ППД Д. В. Потепалов.
3. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф. – 2005. – 368 с.
4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
 5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
6. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. – 560 с.
7. Чапаев Н.К. Введение в курс «Философия и история образования». Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та. – 1998.
 

Приложение

 

Работа с текстами. Раздаточный материал.

Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в ...строгом смысле, а только искусствами, имеющими своей целью не изу­чение того, что существует независимо от воли человека, но практическую деятельность — будущее, а не настоящее и не прошедшее, которое также не зависит более от воли человека. Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель — идеал его творчества...

«Положения науки, — говорит английский мыслитель Джон Стюарт Милль, — утверждают только существующие факты: существование, со­существование, последовательность, сходство (явлений). Положения ис­кусства не утверждают, что что-нибудь есть, но указывают на то, что долж­но быть». Ясно, что в таком смысле ни политику, ни медицину, ни педаго­гику нельзя назвать науками; ибо они не изучают того, что есть, но только указывают на то, что было бы желательно видеть существующим, и на средства к достижению желаемого. Вот почему мы будем называть педа­гогику искусством, а не наукою воспитания... (Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1974. - Т. 1. - С. 229-300).

<...> Во всяком искусстве есть известный элемент техники, который-то и надо предварительно усвоить, причем личные свойства воспитателя и та­лант его лишь выиграют от этого усвоения техники педагогического дела. Но встает вопрос, что понимать под усвоением техники? Ясно, что это не должно быть механическим подражанием чужим шаблонам: «Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт» (Ушинский). Самый опыт всегда остается личным достоянием только того, кто этот опыт пережил; передается же лишь логический вывод из опыта, т. е. известная, основан­ная на опыте теория. Таким образом, педагогика — не простая техника воспитания, но она и не чисто индивидуальное творчество; она — система логически обоснованных идей о воспитании. Иными словами, педагогика есть теоретическая наука (Блонский П. П. Педагогика как искусство и как теория).

 

Мнения…

Я, согласен, так как…

Я не согласен, так как…

Что общего в этих мнениях

Чем различаются эти мнения?

К.Д. Ушинский

 

 

 

 

 

Мнения…

Я, согласен, так как…

Я не согласен, так как…

Что общего в этих мнениях

Чем различаются эти мнения?

П.П. Блонский

 

 

 

 

 

Р

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 903 | Загрузок: 39
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Любимая пора года?
    Всего ответов: 144
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016