Урок 57-58. Управление и руководство в системе образования: содержание и подходы - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Вторник, 06.12.2016, 20:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 57-58. Управление и руководство в системе образования: содержание и подходы
[ Скачать с сервера (14.6Kb) ] 28.03.2014, 16:05

Тот, кто не может управлять собой,

не может и управлять другими.

Платон.

 

Урок 57-58. Управление и руководство в системе образования: содержание и подходы

 

Цель занятия: усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений об управлении и руководстве в системе образования, а также развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения.

 

Тип урока: традиционный (сдвоенный) урок освоения нового материала с элементами практической работы (с раздаточным материалом) и с элементами дискуссии.

 

Методы урока: фронтальный опрос, словесный, частично-поисковый, практический.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

 

Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Вы готовы начать урок?

 

2. Проверка домашнего задания.

 

Преподаватель предлагает вспомнить материал предыдущего урока «Задачи и основные направления деятельности классного руководителя». В вопросно-ответной форме систематизируются и обобщаются знания. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

 

1. Каковы ведущие задачи классного руководства?

2. Назовите направления деятельности классного руководителя.

3. В чем особенности анализа и планирования работы классного руководителя?

2). На выбор: 1). Как организовать планирование воспитательной работы классного руководителя на учебный год? 2). С кем и как взаимодействует классный руководитель в педагогическом коллективе? 3). Как определяется тематика классных часов? 4). Каковы функции классного часа? 5). Составьте примерную тематику классных часов с учетом возраста учащихся: по нравственному воспитанию; формирование культуры поведения учащихся; пропаганде здорового образа жизни; формированию культуры умственного труда и др.

 

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

 

Будущему преподавателю, вступающему в самостоятельную проф. деятельность, важно иметь полное, четкое представление о содержании, подходах управления и руководства в системе образования. Это поможет с самого начала войти в ритм ОУ, понять сложный механизм его функционирования, установить профессиональные деловые отношения с администрацией, коллегами, учащимися и их родителями.

 

4. Изучение нового материала.

 

Управление предусматривает полное подчинение объекта (учащихся) субъекту управления (педагогу). Руководство предусматривает субъект-субъектные педагогические отношения. Вместо отношений подчинения руководству свойственны отношения сотрудничества, содействия. В управлении вся ответственность за результаты деятельности полностью приходится на педагога. Руководство предусматривает более равномерное распределение ответственности между педагогом и обучающимися. На время урока (занятия) педагог может передать руководящие функции кому-то из учащихся. Руководство повышает заинтересованность в результатах совместной деятельности, а управление может вызывать сопротивление обучающихся. Но полностью руководство не может заменить управление: в начальной школе и в системе начального образования возможно только управление, потому что учащиеся еще не освоились с ролью и им рано поручать какие-то руководящие функции.

Во время конфликтных ситуаций, во время подготовки к ответственным мероприятиям педагог обязан от руководства переходить к управлению. Существуют учебные заведения, в которых возможно только управление – это закрытые педагогические системы (военные учебные заведения, духовные учебные заведения). В военных и духовных учебных заведениях ведется подготовка к службе. И военная, и духовная система строятся на безусловном подчинении, поэтому и в учебных заведениях должно быть только управление, для того, чтобы учащиеся получали умения, навыки управления. В открытых педагогических системах управление нецелесообразно. Должно быть организовано педагогическое руководство, соуправление и самоуправление. Закрытые учебные заведения базируются на внешнем контроле, а открытые педсистемы – на внутреннем контроле (совести работников администрации). У специалистов, которые готовятся в открытых учебных заведениях должен быть развитый самоконтроль, самостоятельность, автономность и независимость, а они воспитываются только в процессе руководства.

Подходы в управлении и руководстве.

1. Ситуативный (самый распространенный). Ситуация – неповторимый набор обстоятельств. Педагоги вынуждены действовать по ситуации. В этом случае эффективность их решений очень мала:

а) ситуация возникает внезапно; б) у педагога не хватает информации; в) у педагога не хватает адекватных методов и средств; г) далеко не все педагоги  могут представить себе результаты своих действий.

Управление, которое возникает по ситуационному подходу еще называют реактивным. Вместо ситуационного подхода надо стремиться к системному подходу.

2. Системный подход основывается, прежде всего, на всесторонней информации, которую педагог получает из разных источников.

Системный подход связан с упреждающим руководством, которое позволяет избежать чрезвычайных ситуаций, но системный подход возможен в рамках руководства, когда учащиеся чувствуют ответственность и на них тоже возложена часть управленческих функций.

Ситуативный подход связан с управлением, и он применяется там, где ответственность полностью лежит на педагоге. В рамках ситуативного подхода чаще всего применяются методы, связанные с прямым педагогическим требованием: приказ, распоряжение – обязательные для выполнения. В рамках системного подхода применяется косвенное (нейтральное) педагогическое требование.

Компоненты системного подхода:

1. Учащийся и педагог; 2. Цель совместной деятельности.

В рамках системного подхода педагоги и учащийся четко представляют себе цель деятельности. В рамках ситуативного подхода даже у педагога смутное представление о цели деятельности. Нередко он не верит, что эту цель можно достичь. В рамках системного подхода и педагог, и учащиеся уверены в достижении цели. В рамках ситуативного подхода педагог действует по наитию: действия его случайны, непродуманны. В соответствии с системным подходом педагог действует на основе принципов и его действия принимают системный характер, а взаимодействие педагога и учащихся порождает новое качество.

Системный подход предъявляет к педагогу требования: 1) он должен быть знаком с методами и средствами управления деятельностью учащихся (это методы прямого, косвенного и нейтрального педагогического требования); 2) у педагога должна быть развита интуиция, предвидение, перцепция (умение видеть последствия своих действий); 3) педагог должен правильно интерпретировать любую ситуацию. Они делятся на постоянные и единовременные. Педагог должен научиться использовать в своих целях негативные стороны регулярно возникающих педагогических ситуаций (например, А.С. Макаренко использовал отношения ответственной зависимости, которые возникают среди несовершеннолетних правонарушителей. На их основе сумел добиться формирования коллектива).

 

На второй половине пары я предлагаю Вам практическую работу.

 

Приложение. Раздаточный материал.

 

5. Закрепление.

 

1. Чем управление отличается от руководства?

2. Назовите и опишите подходы в управлении и руководстве.

 

 

6. Запись домашнего задания.

 

Обязательное. Повторить конспект.

На выбор: 1. Каковы основные функциональные обязанности руководителей ОУ?

2. В каких документах определены обязанности должностных лиц?

3. Дайте характеристику деятельности педагогического совета ОУ, совещания при руководителе ОУ, ученического (студенческого) комитета.

4. Какова структура управленческих органов в ОУ и какие прин­ципы лежат в основе их руководящей деятельности?

5. Какой должна быть работа руководителя ОУ и его заместителей
по осуществлению контроля за качеством обучения и воспитания?

 

Используемая литература

 

1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 299 с.

2. Морозова О.П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с. С. 298–313.

       3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

      4. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.

 

Приложение.

 

1. «Сегодня наука управления образованием строится как самостоятельная дисциплина, пересекающаяся с педагогикой, но не включающаяся в нее как составная часть. Эта наука является частью науки управления социальными системами и организациями. Педагогика дает ей понятие объекта управления... частично». Лазарев В. С. Управление на пороге новой эпохи // Педагогика. -1995.-№ 5.- С. 12.

А. Насколько правомерным вам представляется рассмотрение управления и педагогики как самостоятельных областей знания?

Б. Существует ли между ними какая-то связь? Если - да, то какая?

2. <«...> Деятельность по управлению школой значительно отличается от работы руководителей учреждений или промышленных предприятий. Она приобретает конкретный смысл только тогда, когда наполняется реальным педагогическим содержанием и направлена на решение задач совершенствования учебно-воспитательного процесса. Сущность управления школой, дея­тельность ее руководителей весьма точно можно определить тер­мином "педагогическое управление", которое осуществляют не только директор школы и его заместитель, но и каждый учитель в процессе обучения и воспитания учащихся». Васильев Ю.В.   Новые подходы к теории управления школой //Советская педагогика. - 1989.-№ 8.-С.58.

А. Раскройте сущность педагогического управления.

3.    Исследователи проблем управления школой отмечают: «Долгое время предполагалось, что наибольших успехов будут добиваться руководители с демократическим стилем руководства, однако на практике эта гипотеза не подтвердилась». Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление совреме­нен школой (В вопросах и ответах). - М, 1997. - С. 326.

А. Как вы думаете, почему?

4.    «<...> Идея развития никогда не должна покидать современного руководителя и учителя».

Поташник М.М., Моисеев Л.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах). - М., 1997,-С. 197.

А. Конкретизируйте это положение.

5. Рассматривая проблему страха родителей перед школой, психологи констатируют: «Для большинства родителей, чей ребе­нок начал учиться в школе, неминуемо встают вопросы: "Как сле­дует относиться к школьным отметкам?", "Как реагировать на мнение учителя о своем ребенке?", "Следует ли помогать ребенку в учебе дома или нет?" и т.п. Обычно ответы определяются полу­осознанным и полузабытым опытом самих родителей. Ведь фигу­ра учителя для многих взрослых продолжает оставаться символом контроля и источником тревожности». Луньков А. Почему родители боятся школы? // Классный руководитель. - 1997. - № 4, - С. 43.

А. Почему это происходит?

Б. В чем конкретно проявляются страхи родителей?

В. Как педагогу помочь родителям преодолеть эти страхи?

6.    Не секрет, что особые трудности испытывает классный руководитель в общении с родителями на родительских собраниях. «Не секрет, что какая-то часть классных руководителей даже осо­бенно не готовится к ним. Просто педагог берет классный журнал и по списку докладывает ("доносит") родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях. Все идет на самом при­митивном уровне.

Как у моего с физикой? - спрашивает мама. С физикой? - переспрашивает воспитатель, - да вот, плохо, две двойки и одна тройка...» Алексеева Л. Родительские собрания: если они нужны, то для чего? // Директор школы. -1997. - № 5. - С. 29.

А. А нужны ли вообще такие собрания или это отживающая традиция?

Б. И все же, несомненно, существует необходимость собирать родителей вме­сте или какую-то часть родительского коллектива. Для чего? Как вы думаете?

В. Как должны проходить такие совместные встречи педагогов и родителей?

Г. Какими умениями должен обладать учитель для успешного проведения подобных встреч?

7. «<…> Возможности инновационных процессов в образовании вовсе не сводятся к созданию лицеев и гимназий, нововведе­ния должны быть (и могут быть) присущи каждой российской школе».

Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташ­ника, В. С.Лазарева. -М., 1995. – С. 127.

А. Выскажите свое мнение по поводу этого утверждения.

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 257 | Загрузок: 32
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Основная роль школы заключается в:
    Всего ответов: 95
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016