Урок 53-54. Отечественные классические системы воспитания XX века - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 11.12.2016, 16:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 53-54. Отечественные классические системы воспитания XX века
[ Скачать с сервера (20.3Kb) ] 28.03.2014, 15:58

Есть несколько способов разбивать сады:

лучший из них – поручить это дело садовнику.

Карел Чапек.

 

Урок 53-54. Отечественные классические системы воспитания XX века

 

Цель занятия: познакомить с основными системами воспитания в историческом аспекте, выделить единство и многообразие систем воспитания, а также развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы урока: опрос, лекция с элементами беседы, частично-поисковый, практический.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

 

Приветствие, определение отсутствующих, проверка внешнего состояния кабинета. Проверка подготовленности группы на урок, организация внимания.

 

2. Проверка домашнего задания.

 

Устный фронтальный опрос.

1. Что такое общение и каковы его основные функции?

2. В чем своеобразие педагогического общения?

3. Каковы требования к говорящему и аудитории?

4. Что такое конфликт?

5. В чем специфика педагогического конфликта?

6. Охарактеризуйте педагогические стратегии управления конфликтом.

7. Когда конфликт разрешается конструктивно?

 

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

 

Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость, поэтому она имеет конкретно-исторический характер. В чем специфика систем воспитания, наиболее известных в нашей стране? Изучим тему: «Отечественные классические системы воспитания XX века».

 

4. Изучение нового материала.

 

Приведем краткий обзор существовавших в нашей стране некоторых воспитательных систем.

Система С.Т. Шацкого. Выдающийся педагог, работая в созданной им колонии «Сетлемент» в  Марьиной Роще Москвы, поставил цель создать для детей условия для их всестороннего развития. В течение 1905–1910 гг. он занимался образованием детей, считая, что из различных видов деятельности (трудовая, умственная, эстетическая, гигиеническая, социальная) ведущей является труд. Природная и социальная среда рассматривались как стимул для развития ребенка. Влияние ребенка на среду не исследовались.

Совершенно иначе С.Т. Шацкий сформулировал цель воспитательной работы в 1919–1931 гг. на созданной им в Калужской губернии на базе школы-колонии «Бодрость» Первой опытной станции по народному образованию. Теперь он считал важным не только учитывать и использовать в воспитании явления и факты окружающей среды, но и непосредственно включать учащихся в ее преобразование на основе знаний, полученных в школе. Им был выдвинут лозунг «Изучение жизни и участие в ней с целью ее преобразования». Школа должна была стать центром воспитания в окружающей среде».

В состав Первой опытной станции входили все типы образовательных учреждений: детские ясли и сады, начальная и средняя школа, интернат и клубные учреждения.

На последнем этапе деятельности этой опытной станции (1929–1931) больше внимания стало уделяться участию школы в преобразовании общественных отношений, в частности в колхозном строительстве. Идея создания детских колхозов не только вызывала протесты со стороны крестьян, но и была нереальной. Теоретически надуманные цели воспитания деформировали средства и привели к краху воспитательной системы.

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив
А.С. Макаренко реализована в России в период с 1930 по 1980 гг., получила известность в мире как система коммунистического воспитания. Цель – воспитание человека-коллективиста, для которого общественные интересы всегда выше собственных. В то же время – это система авансированного доверия к человеку. Даже самый «никчемный человечек», если видит перед собой пусть не радужную, но перспективу, начинает по-новому строить свою жизнь. Человеку всегда должны светить радость и счастье. Важно, утверждал Макаренко, воспитывать не только человека-творца, но и счастливого человека. Воспитывать человека – значит воспитывать у него перспективу пути, по которому располагается его завтрашняя радость.

В наши дни у теории А.С. Макаренко находятся немало противников и сторонников. Но если учесть, что его система формировалась в специфических условиях детских трудовых колоний, приходится в любом случае признать ее значимость.

Система В.А. Сухомлинского сформировалась в конце 50-х – начале 60-х гг. прошлого века в Павлышевской сельской школе на Украине. В своей педагогической практике Сухомлинский применял индивидуальное воспитание, в котором учитывалось соотношение общественных, коллективных и личных интересов. В его воспитательной системе категория личности занимает центральное место. Ребенок активный и самостоятельный индивид, который должен жить полнокровной и интересной жизнью.

Для Сухомлинского было характерно воспитание у учащихся общечеловеческих ценностей и гуманистических идеалов. Учение должно быть напряженным, но радостным трудом.

Видное место в педагогической системе Сухомлинского занимали категории красоты, творчества. Существенную часть системы Павлышевской школы составляли народные традиции.

В своей воспитательной системе В.А. Сухомлинский отводил важную роль личности педагога и семье, их взаимодействию с учащимися.

Интерес к внутреннему миру ребенка, его личностному своеобразию не заслонил от педагога проблемы общественного значения. Более того, в его воспитательной системе гражданственность и патриотизм были одной из доминирующих ценностей.

 

На второй половине пары я предлагаю Вам практическую работу.

 

Приложение. Раздаточный материал.

 

5. Закрепление.

 

1. Как вы понимаете выражение «Человек не средство, а цель?»

2. Какова цель воспитательных систем советского периода?

3. Каковы особенности изученных систем воспитания?

 

Заключительное слово преподавателя

 

Даже более чем скромный обзор существовавших воспитательных систем позволяет убедиться в том, что каждая система – феномен, вытекающий из природных, социальных, исторических и других условий. Видно и то, что более долговечной становится та воспитательная система, которая опирается на общекультурные, гуманистические идеалы.

 

6. Запись домашнего задания.

 

Обязательное. Повторить конспект.

На выбор: 1) опишите известную вам авторскую воспитательную систему; 2) дайте характеристику воспитательной системе известного вам образовательного учреждения.

 

Используемая литература, источники

 

1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 299 с.

2. Педагогика: Теория и методика воспитания: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.

 

 

Система обучения С.Т. Шацкого.

 

Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934) – педагог, руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР, которая была создана в 1919 г. Одна из целей станции – реализация принципа связи обучения с жизнью и окружающей средой. Данный принцип получил свое отражение в различных формax и видах деятельности детей: электрификации деревни, культурно-просветительной работе среди местного населения, кампании по уничтожению малярийного комара и т. п. С.Т. Шацкий считал необ­ходимым ликвидировать «детскую безработицу», предоставив учени­кам возможность реального труда, интересного и значимого для них, развивающего их способности и партнерские отношения. Учителю предлагалось уделять внимание следующему:

  • тщательно готовиться к каждому уроку, анализировать его и кор­ректировать;

  • разнообразить структуру урока, вносить в него элементы неожиданности;

  • ставить перед учениками вопросы, искать варианты их перефор­мулировки для наилучшего понимания;

  • стимулировать желания и интересы детей для преодоления ими затруднений;

  • не уделять всем вопросам одинаковую глубину изучения, помнить о мировоззренческих вопросах, о ступенях и глубине познания;

  • использовать соревновательность, поощрять самостоятельность, самодеятельность и инициативу учеников;

  • формировать понятия, применять законы на практике.

Созвучным направлением советской дидактики 1920–1930-х г. явилось широкое внедрение в школах бригадно-лабораторного метода обучения. Данный метод возник под влиянием американской системы ин­дивидуализированного обучения, разработанной Хелен Паркхерст (г. Долтон, США) под названием Дальтон-план, сочетающегося с кол­лективными формами обучения и методом проектов.

В данной системе обучения учащиеся в группах под руководством бригадиров работали над общим заданием от 2 недель до 1 месяца. После выполнения заданий бригады отчитывались перед всем классом, в результате оценивалась их работа в целом. Индивидуальный учет труда отсутствовал, что порождало обезличивание, безответствен­ность и проблемы усвоения знаний слабыми учениками. В 1932 г. ЦК ВКП(б) осудил практику бригадно-лабораторного метода обуче­ния, изъяв его из практики школ вместе с присущими данному методу эффективными чертами.

 

 

1.В чем плюсы и минусы понимания системы обучения как школы реального труда по преобразованию окружающей действитель­ности?

2.Каковы могут быть причины негативного отношения к деятель­ности школы со стороны социума?

3.В каких случаях более целесообразной является открытая систе­ма обучения, подобно школе С.Т. Шацкого, а в каких – закры­тая, ограничивающая влияние социума на детей во время обу­чения?

 

Система обучения А.С. Макаренко.

 

Антон Семенович Макаренко (1888–1934) – автор теории уче­нического коллектива, основатель коммунарской методики. Педаго­гические находки А.С. Макаренко получили дидактическое развитие и применение в современной школе. Среди них:

  • ученическое самоуправление: разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание;

  • метод параллельного педагогического действия, когда кроме взаимодействия «учитель–ученик» присутствует взаимодействие «коллектив–ученик»;

  • метод коллективной оценки действий ученика;

  • метод «педагогического взрыва», бойкота;

  • организация воспитательных ситуаций и событий, их планиро­вание и развитие в направлении предполагаемого результата;

  • метод «перспективных линий» в жизни ученика, поиск путей, на которых ученика ждет «завтрашняя радость»;

  • переход от требований педагога к общественной требовательно­сти, а затем к требованию личности к себе.

Подходы и методы А. С. Макаренко позднее легли в основу дидак­тических систем, опирающихся на коллективную и групповую работу школьников, взаимообучение и взаимоконтроль, деловые игры, де­мократические формы планирования и организации обучения.

В частности, широко известной стала «коммунарская методика» ленинградского педагога и ученого И. П. Иванова, основанная на идее коллективных творческих дел.

 

  •  

1.Как влияет на учебный процесс перенос в него воспитательных методов?

2.Возможна ли (если да, то каким образом) индивидуальная само­реализация учащихся в условиях самоуправляющего коллектив?

 

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 835 | Загрузок: 28
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Любимый день недели?
    Всего ответов: 156
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016