Урок 51-52. Педагогическое общение и педагогический конфликт - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Вторник, 06.12.2016, 20:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 51-52. Педагогическое общение и педагогический конфликт
[ Скачать с сервера (25.7Kb) ] 16.03.2014, 07:50
Причины неудач педагогического взаимодействия очень часто кроются в формальном усвоении правил общения и в неумении их применять адекватно реальной ситуации.
Милтон Эриксон.

 

 

Урок 51-52. Педагогическое общение и педагогический конфликт

 
Цели занятия: изучить понятия «общение», «педагогическое общение», «конфликт», «педагогический конфликт», рассмотреть функции общения, требования к субъектам общения, стратегии поведения в конфликте, развитие памяти, внимания, точности речи. 
 
Тип урока: комбинированный.
 
Методы урока: опрос, лекция с элементами беседы.
 

 

 

Ход урока

 
1. Организационный момент.
 
Приветствие, определение отсутствующих, проверка внешнего состояния кабинета. Проверка подготовленности группы на урок, организация внимания.
 
2. Проверка домашнего задания.
 
А). Устный фронтальный опрос.
1). Что такое педагогическая форма?
2). Какие классификации форм воспитания Вам известны, в чем их суть?
3). В чем специфика применения таких форм воспитания как индивидуальные, групповые и фронтальные?
4). Каковы требования к формам воспитательной работы?
 
На выбор: 1). Какие общие функции выполняют формы воспитательной работы?
2). Как создаются формы воспитательной работы?
3). Для чего необходимо изучать эффективность формы воспитательной работы?
4). Составьте схему (таблицу), отражающую классификацию форм воспитательной работы.
 
3.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
 
Если педагог не уделяет достаточного внимания организации деятельности учащихся, то впоследствии ему приходится тратить силы и время на поддержание дисциплины. Этим объясняется важность темы «Педагогические общение и педагогический конфликт». Рассмотрим ее.
 
4. Изучение нового материала.
 

 

 

ПЛАН УРОКА:

 
1.     Общение и педагогическое общение: сущность, функции и особенности.
2.     Конфликт в педагогическом взаимодействии.
 
(1). Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Исследователи утверждают, что общение призвано реализовывать следующие функции:
·        познание личности собеседника и своей собственной личности (перцептивная);
·        обмен информацией (коммуникативная);
·        организация совместной деятельности и взаимодействия собеседников (интерактивная);
·        эмоциональная разрядка собеседников (амотивная или «без мотива»);
·        проявление сопереживания, сочувствия, сострадания, получение или оказание помощи (активизации);
·        выяснение своего отношения к собеседнику (морально-этическая);
·        самоутверждения.
Главным средством общения является язык, человеческая речь. Такое общение называют вербальным или словесным. Вербальное общение присуще только человеку и предполагает усвоение им языка, устной и письменной речи.
Существует также невербальное (или бессловесное) общение, которое не подразумевает использование звучащей речи в качестве средства общения (жесты, мимика, пантомимика).
Педагогическое общение – это общение педагога с учащимися, в процессе которого педагог способствует вхождению учащихся в мир культуры (профессиональной, трудовой, коммуникативной и т.д.), обеспечивает условия их всестороннего развития. Процесс создания таких условий обозначается термином «фасилитация» (от англ. облегчать), поэтому педагога нередко называют фасилитатором общения.
Задачи педагогического общения делятся на учебные (передача ЗУН, их систематизация, корректировка и контроль, формирование качеств личности и т.д.) и помогающие реализовывать учебные (организация деятельности, выявление состояния учеников, проявление отношения к их поступкам и др.).
Рассмотрим это на следующем примере… Однажды в наш медицинский колледж пришел новый декан. Он вызвал меня к себе в кабинет и сказал: "Я новый декан и привел с собой своего протеже. Я очень дорожу им, потому что это самый способный студент, каких только мне доводилось встречать. Он одарен в области патологии, которую понимает и чувствует. Он очень интересуется рентгеновскими снимками, но вот беда - он ненавидит всех психиатров. У него очень острый язык, и он будет нападать на вас со всех сторон при каждом удобном случае".
"Не беспокойтесь, сказал я декану, - я управлюсь с ним".
"Ну, тогда вы будете первым, кто это сделает", - ответил декан.
И вот, в первый день занятий я представлялся студентам и сказал, что я не такой, как все профессора медики. Все остальные преподаватели колледжа считают, что их предмет самый важный. Но я совсем не похож на остальных.
Я так не думаю, как думают остальные. И все потому, что я точно знаю, что мой предмет - самый важный в колледже. Группа приняла это спокойно. Я продолжал "Тем, кто лишь немного интересуется психиатрией, я даю перечень литературы для дополнительного чтения из сорока названий. Для тех, кто значительно интересуется психиатрией, у меня есть список пятидесяти источников. Тем, кто по-настоящему интересуется психиатрией, я даю библиографию из шестидесяти названий, для самостоятельной работы".
Затем я попросил всех написать обзор по определенному разделу психиатрии и сдать мне эти работы в следующий понедельник,
В следующий понедельник этот самый студент, который ненавидел психиатрию, встал в очередь вместе со всеми. Каждый студент подавал мне свой обзор. Этот студент вручил мне чистый лист бумаги.
Я сказал: "Даже не читая вашу работу, я вижу, что вы сделали две ошибки: вы не поставили дату и не подписали ее. А по сему, принесите ее в следующий понедельник. И запомните - делать обзор темы следует так же, как вы рассматриваете рентгеновские снимки".
Я получил один из наиболее умно написанных обзоров, какой мне только доводилось читать в своей жизни.
А декан сказал: "Бога ради, расскажите, как вам удалось окрестить этого нехристя?" А ведь, я взял его исключительно на удивлении.
Эриксон, конечно, понял, что чистый лист бумаги является попыткой нанести ему оскорбление. Но, как он сам говорил: "Никогда не принимайте оскорбления". Однако, отказываясь рассматривать поведение студента, как оскорбительное, Эриксон застал его врасплох. Указав на "две ошибки", он сохранил свое положение авторитета. А, указав студенту на аналогию между рентгеновскими снимками и обзором литературы, он воспользовался одним из главных принципов обучения - повышением заинтересованности и связыванием нового знания со старым. Приняв игру, в которой чистый лист бумаги был обзором литературы, он показал на практике действие принципа "присоединения …".[1]
1. Требования к говорящему:
высокий уровень интеллектуального развития;
психологические качества: открытость, уравновешенность, уверенность, чувство юмора, подвижность характера, самоирония и т.д.;
речевое мастерство (языковое и техническое);
понимание задач и специфики речи;
настроенность на общение, желание работать с аудиторией и т.д.;
кредитность – степень доверия аудитории к говорящему. Чем выше кредитность, тем легче установить контакт, тем эффективнее процесс убеждения.
2. Требования к аудитории. Аудитория – группа людей, объединенных общей деятельностью, а именно слушанием и восприятием речи. Аудитория становится таковой только в определенных условиях:
единство установки на восприятие информации и сосредоточение внимания на говорящем;
образовательный уровень аудитории и ее способность воспринимать даваемую информацию;
настроенность на контакт;
занятие активной позиции в восприятии информации, отказ от поведения «ленивого реципиента», не желающего производить умственную работу по осмыслению информации;
оптимальность количественного состава аудитории;
оптимальность использования пространства (рядами при большой аудитории и полукругом – при малой аудитории).
Существует четыре способа организации слушателей:
1) заражение – передача эмоционального состояния (заинтересованности, озабоченности проблемой и т.д.);
Приведем пример из маленького рассказа Милтона Х. Эриксон «Как почесать свинью». «Однажды летом я продавал книги, чтобы заплатить за свое обучение в колледже. Около пяти вечера я зашел во двор фермы и завел разговор с фермером о покупке книг. И тогда он сказал мне: "Молодой человек, я не читаю ничего. Мне не нужно ничего читать. Я просто люблю возиться со своими свиньями".
Я спросил его: "Вы не будете против, если я постою рядом и поговорю с вами, пока вы ими занимаетесь?"
"Болтай, сколько хочешь, парень, - сказал он, - хотя проку тебе от этого не будет никакого. Я не собираюсь обращать на тебя внимания. Ты же видишь, я занят и кормлю свиней".
И вот, я начал рассказывать про свои книги. Будучи фермерским мальчиком, я машинально поднял с земли пару камешков, которые валялись рядом, и начал, разговаривая, чесать ими спины свиней. Фермер посмотрел на меня, остановился и сказал: "Будь кто угодно этот человек, но если он знает, как почесать свинье спину так, чтобы ей это понравилось, он уже мне интересен. Как насчет того, чтобы поужинать со мной сегодня вечером? И ты можешь остаться ночевать. Денег не нужно, и не беспокойся, я куплю твои книги. Ты любишь свиней. Ты знаешь, как они любят, чтобы их чесали".[2]
2) подражание – повторение слушателями образцов поведения говорящего;
3) внушение – некритическое, бездоказательное восприятие слушающими информации;
4) убеждение – логически обоснованное внедрение информации в сознание слушающего.
3. Требование к языку говорящего.
Культура речевого общения складывается из трех составляющих:
грамотности или правильности произношения (правильность произношения звуков, правильность ударений, интонирования, четкость говорения, отсутствие дефектов речи и т.п.);
выразительность языка;
стиль языка как совокупность всех свойств языка (грамматики, синтаксиса, лексики). Выделяют, как минимум, следующие стили речи:
а) нелитературный стиль (жаргоны, сленги, диалекты, просторечия и т.д.), употребление которого ограничено территориально, социально, нравственно и т.д.;
б) литературные стили, являющиеся носителями общепризнанных, образцовых, общеобязательных норм:
разговорный стиль или стиль бытового, обиходного общения;
книжный стиль со строгой системой норм, к которому относятся:
научный стиль (лекция, доклад, научное сообщение на конференции, диссертация, монография, статья, учебник, реферат, курсовая работа и т.д.);
официально-деловой стиль (указы, приказы, законы, инструкции, акты, личная документация, деловая переписка и т.д.);
публицистический стиль (заметка, очерк, обзор, публицистическая статья, эссе и т.п.);
художественный стиль (роман, поэма, рассказ, повесть, ода и т.д.).
(2). В быту под конфликтом понимается: 1) столкновение взаимоисключающих точек зрения. 2) противопоставление полярных мнений, позиций и действий в общении и совместной деятельности людей.
Собственно педагогическим можно считать конфликт, возникающий в системе «преподаватель – обучаемые».
Цель преподавателя состоит не в избегании и подавлении конфликтов, но в правильном управлении ими. Последнее требует выбора адекватной технологии управления, которая складывается из стратегии и тактики поведения. Выбор технологии управления конфликтом зависит от:
специфики объекта и предмета конфликта;
особенностей конфликтующих сторон;
условий развертывания конфликта;
длительности и характера отношений субъектов;
мнения коллектива;
целей и задач педагога и т.д.
Выделяют следующие педагогические стратегии управления конфликтом:
Приспособление – ориентация педагога в ситуации и адаптация к комплексу личностных проявлений обучаемых. Например, принятие вялости, равнодушия, упрямства ученика и т.д.
Компромисс – двусторонние уступки, рационализация решения, которое в конечном счете удовлетворяет обеих сторон конфликта. Проигрываем в частном, но выигрываем по сути.
Сотрудничество – совместный с обучаемым выбор решения, принятие взаимной ответственности за него. Проявляется в открытом обмене мнениями, мыслями, инициировании высказываний и т.д.
Уклонение (избегание), когда конфликт не оценивается как конфликт, возникшие противоречия рассматриваются как неважные, не требующие непосредственного разрешения.
Соперничество – одностороннее отстаивание педагогом своей позиции, единоличное принятие всей полноты ответственности на себя.
Профессионализм педагога заключается в умелом сочетании различных стратегий. Избегание и приспособление позволяют получить время, необходимое для принятия более взвешенного решения, ослабить силу эмоциональных проявлений. Компромисс и сотрудничество позволяют сохранить чувство уважения, благоприятную эмоциональную атмосферу, обучить детей правильному спору и т.д. Соперничество применимо при примитивных ситуациях, в случаях противодействия четко установленным правилам и нормам.
Тактикой является конкретный алгоритм действия преподавателя в конфликтной ситуации. К ним относятся: эмпатийное слушание, молчаливый укор, открытое возмущение, самоирония, чувство юмора, гипербола, литота, обыгрывание ситуации, метафора и т.д. В любом случае действия должны быть оперативными, гибкими, нестандартными, нравственно и психологически целесообразными.
Конфликт конструктивно разрешен, если:
устранены объективные и субъективные причины конфликта;
на нанесено деструктивное воздействие на отношение педагога и учащихся;
повышена эффективность педагогического общения за счет усиления положительной мотивации.
Конфликт несет в себе положительный заряд, если он разрешается конструктивно. Конфликт может быть использован как средство активизации творческой деятельности учащихся, как способ организации учебных дискуссий и диспутов, как средство развития ребенка (развитие умений общения, инициативности, самостоятельности, самоуважения и т.д.).
 
5. Закрепление.
 
1. Что такое общения и каковы его основные функции?
2. В чем своеобразие педагогического общения?
3. Что такое конфликт?
4. В чем специфика педагогического конфликта?
 
Заключительное слово преподавателя
 
У преподавателей высокого уровня на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у преподавателей низкого уровня – дисциплинирующего. Чаще всего преподаватели высокого уровня используют следующие средства воздействия: инструктирование, повышение интонации, называние фамилии, поощрение и юмор. Преподаватели низкого уровня также повышают голос или обращаются к воспитанникам по фамилиям, но к юмору и поощрению прибегают крайне редко. Еще менее характерно для них инструктирование.
 
 
5. Запись домашнего задания.
 
Обязательное: повторить конспект.
 
Используемая литература
 
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 299 с.
2. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.
 
 

 

 


[1] Мильтон Эриксон Мой голос останется с Вами. Издательский дом: XXI век. 1995.

 

[2] Мильтон Эриксон Мой голос останется с Вами. Издательский дом: XXI век. 1995.

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 555 | Загрузок: 27
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Любимая пора года?
    Всего ответов: 144
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016