Урок 47-48. Средства воспитания - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Пятница, 02.12.2016, 22:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 47-48. Средства воспитания
[ Скачать с сервера (15.8Kb) ] 10.03.2014, 06:28

Урок 47-48. Средства воспитания

 

Цели занятия: охарактеризовать понятие «средство воспитания», познакомиться с основными средствами воспитания.

 

Тип урока: традиционный (сдвоенный) урок освоения нового материала и с элементами беседы.

 

Методы урока: фронтальный опрос, словесный, частично-поисковый.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

 

– Здравствуйте, ребята! ...

 

2. Проверка домашнего задания.

 

А). Фронтальный устный или письменный опрос.

1. Что такое метод воспитания?

2.  Что понимается под формированием разумных потребностей?

3. Дайте определение методам «поощрение», «наказание» и «соревнование».

4. В чем сущность методов «разъяснение» и «объяснение»?

5. В чем смысл метода «примера»?

6. Общее и различное в методах «требование», «приучение» и «упражнение».

7. Опишите метод «этической беседы».

На выбор: 1). Поощрения и наказания: «за» и «против». Попробуйте вывести собственные правила.

 2). Учитель намеревается повесить таблицу на стену, обращается к детям: «Нам так нужна эта таблица, а я боюсь, что у меня не получится ее повесить». Оцените обращение учителя с точки зрения метода воздействия.

3). В школе принято собираться раз в месяц на Большой Круг, когда идет обсуждение наиболее важных вопросов школьной жизни. Что Вы сказали бы о методах воспитания, отраженных в этом традиционном акте?

4). Замечали ли Вы, что матери обычно говорят ребенку одно и то же несколько раз, а тот не исполняет просьбы. Отцы обращаются один раз, и этого оказывается довольно для ребенка. В чем тут педагогический секрет? Отыщите его с точки зрения методов воздействия.

5). Представьте мысленно педагогически запущенного школьника, воспитанием которого никто не занимался. Как Вы считаете, будет ли специфика в использовании методов воспитания в данной неблагоприятной ситуации?

6). Какие методы необходимо использовать для формирования у
учащихся навыков и привычек дисциплины, и культуры поведения?

7). Представьте мысленно педагогически запущенного учащегося, воспитанием которого никто не занимался. Как Вы считаете, будет ли специфика в использовании методов воспитания в данной неблагоприятной ситуации?

 

3. Изучение нового материала.

 

С философской точки зрения средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, заимствуются и извне для реализации деятельности, получения ее наиболее предпочитаемого результата, для усиления и повышения качества деятельности и отдельных ее элементов.

Средства воспитания в современной педагогике трактуются по-разному, оттеняя различные аспекты их понимания. Рассмотрим традиционное понимание средств воспитания.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся (Н.В. Бордовская, А.А. Реан): знаковые символы; материальные средства; способы коммуникации; мир жизнедеятельности воспитанника; коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания; технические средства; культурные ценности; природа (живая и неживая).

«Средства воспитания, считает Т.А. Стефановская, – виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности».

Исходя из вышесказанного, «средства воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс» (В.И. Журавлев). Любой предмет материальной и духовной культуры выполняет функцию средств воспитания, если (А.Ф. Меняев):

1.                Если с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности.

2.                Если она выделена в образной или наглядной (устной или письменной) форме.

3.                Если объект информации включен в соответствующую деятельность воспитателя и воспитанников.

Чем богаче набор средств воспитания, тем лучше результат.

Зависимость уровня воспитания от системы средств воспитания один  из фундаментальных законов педагогики.

Система средств воспитания разрабатывается воспитателями соответственно цели воспитания.

Средства воспитания можно разделить на две группы.

1. Средства материальной культуры: игрушки, одежда, посуда – развивают практический интеллект и служат для воспитания убеждений, навыков, привычек культурного поведения.

2. Средства духовной культуры: речь, книги, газеты, живопись – являются основными в воспитании сознания (нравственного, эстетического, бытового), а также в развитии теоретического мышления и других высших психических функций.

 Существуют различные трактовки средств воспитания. С одной стороны, «средства воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс»

(В.И. Журавлев); с другой точки зрения, в воспитании средством является деятельность воспитанника (В.С. Селиванов).

 

4. Закрепление.

 

1.  Что такое «средство воспитания».

2. Назовите «средства воспитания».

3. Оглянитесь вокруг здесь и теперь: какие воспитательные средства вы видите?

 

Заключительное слово преподавателя.

 

Методы и средства воспитания неразрывно связаны с формами и соответствуют одно другому и часто объединены в названии, например: экскурсия (форма) в музей (средство).

 

5. Запись домашнего задания.

 

Обязательное: повторить конспект.

На выбор: 1). Почему проблеме средств воспитания в последнее время уделяется больше внимания, чем раньше?

2). Какие другие идеи о средствах воспитания выдвигаются в отечественной педагогике?

3). Сформулируйте основные общие условия эффективности использования труда в качестве средства воспитания.

 

4). Перечислите общие условия, при которых педагог приобретает профессиональную свободу в использовании средств для организации воспитательного процесса.

5).  Приведите пример, когда одно и то же средство выполняет разные функции и когда оказывает прямо противоположное влияние при разных обстоятельствах.

6).  Как вы понимаете утверждение, что средства и формы нейтральны в своем воспитательном влиянии?

 

 

Используемая литература, источники

 

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. – М., 2003.

2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 299 с.

3. Педагогика: Теория и методика воспитания: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.

 

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 667 | Загрузок: 25
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Любимый день недели?
    Всего ответов: 156
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016