Урок 45-46. Правила выбора и характеристика методов воспитания - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 11.12.2016, 12:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 45-46. Правила выбора и характеристика методов воспитания
[ Скачать с сервера (20.4Kb) ] 09.03.2014, 16:19

Урок 45-46. Правила выбора и характеристика методов воспитания

 

Цели занятия: охарактеризовать понятие «метод воспитания», познакомиться с основными методами воспитания и некоторыми особенностями их применения.

 

Тип урока: традиционный (сдвоенный) урок освоения нового материала и с элементами беседы.

 

Методы урока: фронтальный опрос, словесный, частично-поисковый.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

 

– Здравствуйте, ребята! ...

 

2. Проверка домашнего задания.

 

А). Фронтальный устный или письменный опрос.

1. Что такое содержание воспитания?

2. Опишите основные направления воспитания?

 

Домашнее задание каждый для себя выберет сам:

1. Разработайте мероприятие по одному из видов воспитания.

2. Оцените, какое направление воспитания в современной социально-экономической ситуации наиболее актуально.

3. В чем вы видите причины нравственной запущенности детей? Приведите примеры преодоления этих причин.

4. Раскройте особенности трудового воспитания учащихся на современном этапе.

5. В чем состоит сущность эстетической культуры учащихся? Раскройте систему работы ОУ по формированию эстетической культуры учащихся.

6.  Дайте характеристику основных средств физического воспитания учащихся.

7.  Проследите за поведением пассажиров, едущих утром на работу, и пассажиров, отправляющихся на отдых в субботний день: удастся ли вам заметить различие содержания их поездки в общественном транспорте?

8.  Очертите в общих чертах программу воспитания, отражающую содержание воспитания. Какой вариант программы вы избрали бы в роли руководителя ОУ?

9. Какого человека нужно считать нравственным? Что следует из
 этого для организации нравственного воспитания?

10. Почему нравственное воспитание необходимо понимать как про­цесс организации деятельности по формированию моральных качеств личности?

11. Какие новые моменты в трудовое воспитание учащихся вносит
рыночная экономика?

12. Какую роль играет эстетическое воспитание в развитии личности?

13. Как использовать литературу, музыку и изобразительное искус­ство для нравственного воспитания учащихся?

14. Какой должна быть система работы по физическому воспитанию
школьников в процессе учебных занятий?

15. Какую роль играет глубокое и прочное овладение изучаемым
материалом в формировании мировоззрения учащихся?

 

3.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

 

В житейской практике каждый шаг к цели – это предварительная (часто мгновенная и потому не зафиксированная) мыслительная операция, выводящая человека к методу как логическому итогу произведенного анализа. Сначала сапожник осознает цель: какая именно обувь выйдем из его умелых рук? Затем в полной зависимости от осознанного выстраивает способ соответствующей деятельности. Бальные туфельки не станет тачать на толстой подошве, а к солдатским сапогам не пришьет розовый бант.

Наша аналогия позволяет отметить, что для сложного продукта деятельности необходима сумма методов, и лишь для элементарного (один элемент!) продукта достаточен исключительно один метод. Добавим: для забивания гвоздя сапожник обходится одной операцией – для создания красивых башмаков ему необходимо владеть системой методов. Рассмотрим методы воспитания.

 

4. Изучение нового материала.

 

Метод воспитания – определенный способ воздействия воспитателя на сознание воспитуемого.

Реализация методов воспитания непосредственно связана с эмоциями и чувствами человека.

Эмоции – результат непосредственной жизнедеятельности человека, кирпичики чувств (элементы).

От 36 до 44 эмоций (боязнь, радость, восторг).

Эмоции частично осмысляются человеком, но большая часть нет.  Задача заключается в том, чтобы мобилизовать сознание, осмыслить эмоции.

Человек должен научиться управлять своими эмоциями. Эмоции человека порождают эмоции других людей, на этом основано все искусство и все воспитание. Воспитатель должен обращаться к эмоциям своих воспитанников.

Рядом находятся чувства – комплексные устойчивые и предметные эмоции.

Чувства человек может испытывать всю жизнь, но чувства противоречивы. В одном чувстве может быть сосредоточено 10 эмоций. Любовь к родителям, Родине, уважения к педагогам. Воспитание должно затрагивать эмоции и чувства. От эмоций и чувств человека зависит формирование потребностей. Они возникают, когда у человека нарушен гомеостаз (покой, равновесие) – нирвана.  Потребности частично осознаются, а частично нет. Их необходимо поставить под контроль. У детей надо формировать разумные потребности:

1) разумно то, что соответствует возрасту и уровню развития ребенка;

2) разумны те потребности, которые развивают детей, воспитывают;

3) разумные те потребности, которые выделяют ребенка среди других.

Очень часто педагоги совершают ничем не оправданные ошибки в воспитании, обращаясь сразу к интеллектуальной сфере, минуя эмоционально-чувственную, мотивационную сферу сознания. Надо начинать с эмоций и чувств.

Рассмотрим типичные методы воспитания.

1. Методы стимулирования. Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных – неприятная этимология для человека!

Но человек тоже нуждается в постоянных стимулах. Прямое и непосредственное назначение стимулов – ускорять или тормозить определенные действия.

Поощрение – положительная оценка действий воспитанников, вызывает положительные эмоции, вселяет уверенность.

Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины.

Соревнование проводится по заранее согласованным и утвержденным правилам. Смысл соревнований – одержать победу, стать лидером.

Объяснение. Нацелено на формирование познавательных интересов. Смысл объяснения: обеспечение понимания обучающимися своих истинных познавательных интересов. Понимание означает приобщение к культуре.

Метод разъяснения. Оно нацелено на помощь обучающимся в усвоении ценностей (духовных). Разъяснение заключается в формировании ценностных ориентаций обучающихся.

Разъяснение – индивидуальный метод воспитания. Условия применения: доверительные отношения между педагогом и учащимися.

Пример – метод, который целиком формирует мотивационную сферу сознания. Пример – это проявление персонализации, воплощения в обучающихся личности взрослых. Действует можно также и по принципу «от обратного», т.е. действовать наоборот. В соответствии с этим методом даже в плохих семьях могут быть хорошие дети и наоборот.

2. Методы влияния на волевую сферу сознания. Требование – прямое обращение к воле. Предусматривает немедленное его выполнение. Прибегая к требованию надо помнить, что прямое требование вызывает отторжение. Следует использовать косвенные требования: намек, совет и требование в игровой форме («на слабо»).

Приучение. Приучение связано с волевой сферой. Чтобы добиться от обучающихся произвольности, т.е. способности выполнять моральные нормы и правила свободно и легко. Приучение требует образа жизни справедливого, нравственного и правильного. Упражнение. Формирует постоянную готовность воли к преодолению внутреннего и внешнего сопротивления. Упражнения должны быть регулярными, но не бессмысленными.

3. Методы влияния на нравственную сферу сознания. Этическая беседа. В яркой эмоциональной форме направлена на формирование положительных эмоций и чувств (доброты, участия, эмпатии). Этическая беседа сама по себе формирует положительные эмоции, чувства. Обучающиеся испытывают огромный дефицит общения. 1. Преобладание нецензурной лексики, насыщена эмоциями. Ненормативная лексика вызывает отрицательные эмоции и чувства, т.к. она направлена на оскорбление. Это проявление аутоагрессии. 2. Очень бедный словарный запас. Словарный запас у учащихся не превышает 300 слов. 3. Мало общаются учащиеся с родителями.

Этическая беседа призвана сократить дефицит общения. Условия применения этической беседы. Между педагогом и обучающимся должны быть созданы отношения доверия и справедливости.

 

На второй половине пары я предлагаю вам практическую работу. Обсуждение педситуаций.

 

Приложение. Раздаточный материал.

 

5. Закрепление.

 

1. Что такое метод воспитания?

2.  Что понимается под формированием разумных потребностей?

3. Дайте определение методам «поощрение» и «наказание».

4. В чем сущность методов «разъяснение» и «объяснение»?

5. В чем смысл метода «примера»?

6. Общее и различное в методах «требование», «приучение» и «упражнение».

 

Заключительное слово преподавателя

 

Тайна успеха воспитания заключается в том, чтобы воспитателю самому практиковать требуемое им от воспитанников. Нарушение этого закона влечет за собой потерю авторитета воспитателя, развитие у детей лицемерия, приспособительства, лживости. «Помни: рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам» (Оскар Уайльд). Требовать от детей можно только то, что воспитатель требует от себя.

 

6. Запись домашнего задания.

 

Обязательное: повторить конспект.

На выбор: 1). Поощрения и наказания: «за» и «против». Попробуйте вывести собственные правила.

 2). Учитель намеревается повесить таблицу на стену, обращается к детям: «Нам так нужна эта таблица, а я боюсь, что у меня не получится ее повесить». Оцените обращение учителя с точки зрения метода воздействия.

3). В школе принято собираться раз в месяц на Большой Круг, когда идет обсуждение наиболее важных вопросов школьной жизни. Что Вы сказали бы о методах воспитания, отраженных в этом традиционном акте?

4). Замечали ли Вы, что матери обычно говорят ребенку одно и то же несколько раз, а тот не исполняет просьбы. Отцы обращаются один раз, и этого оказывается довольно для ребенка. В чем тут педагогический секрет? Отыщите его с точки зрения методов воздействия.

5). Представьте мысленно педагогически запущенного школьника, воспитанием которого никто не занимался. Как Вы считаете, будет ли специфика в использовании методов воспитания в данной неблагоприятной ситуации?

6). Какие методы необходимо использовать для формирования у
учащихся навыков и привычек дисциплины, и культуры поведения?

7). Представьте мысленно педагогически запущенного учащегося, воспитанием которого никто не занимался. Как Вы считаете, будет ли специфика в использовании методов воспитания в данной неблагоприятной ситуации?

 

Используемая литература

 

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. – М., 2003.

2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 299 с.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

5. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.

 

 

 

 

Приложение.

 

 

 

 

1. «Во все времена подлинные педагоги подчеркивали значение эмоциональных аспектов в воспитании и общении. Однако, если раньше обращали внимание прежде всего на отрицательные эмоции, такие, как страх перед наказанием или неудачей, то нас больше интересуют возможности положительного воздействия эмоциональных переживаний в воспитательно-образовательном процессе».  Бернс Р. Я-концепция и воспитание. – М., 1986. – С. 28.

Почему сегодня изменилась векторная направленность педагогического сознания по отношению к эмоциональной сфере личности учащегося? Какие процессы детерминируют эти изменения? Какими воспитательными приемами такого воздействия располагают сегодня психолого-педагогическая наука и практика ОУ? Каким образом можно увеличить арсенал подобных приемов?

2. Педагога смущает грубое и вульгарное поведение девочек в группе. Он хотел бы, чтобы его ученицы имели красивые манеры, изящные движения, добрые слова и постоянную доброжелательность в общении с людьми. Что Вы могли бы посоветовать педагогу в достижении задуманной цели?

3. А. Сухомлинский В.А. сказал: «Любовь к детям воспитывается только любовью – как огонь зажигается только от огня» (Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – Новосибирск, 1985. – С. 60). Как соотносится с этим положением существование такого метода воспитания как наказание? Значит ли это, что от него надо отказаться вообще? Почему?

4. Как известно, в Древней Спарте специально создавали и демонстрировали отрицательные примеры поведения, например поили рабов вином допьяна, чтобы вызвать у спартанских детей отвращение к пьянству: дети видели, как безобразен пьяный человек, и учились воздержанности. Считаете ли вы оправданным использование отрицательных примеров как метода воспитания? Почему?

 

 

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 671 | Загрузок: 24
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Любимый день недели?
    Всего ответов: 156
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016