ПРИВЕТ, МОЙ ДРУГ!
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Среда, 15.05.2024, 19:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [110]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 41-42. Принципы воспитания, их характеристика
[ Скачать с сервера (27.1 Kb) ] 03.03.2014, 10:29

 

Vita sine libertate, nihil!
(Жизнь без свободы – ничто!)
Латинское изречение.

 

 

 

Урок 41-42. Принципы воспитания, их характеристика

 

 Цели занятия: изучить понятие «принципы воспитания», рассмотреть сущность различных принципов воспитания, развитие памяти, внимания, точности речи. 
 
Тип урока: комбинированный.
 
Методы урока: опрос, лекция с элементами беседы, частично-поисковый.
 

 

 

Ход урока

 
1. Организационный момент.
 
Приветствие, определение отсутствующих, проверка внешнего состояния кабинета. Проверка подготовленности группы на урок, организация внимания.
 
2. Проверка домашнего задания.
 
А). Устный фронтальный опрос.
1. Что понимается под контролем на учебном занятии?
2. Какие функции выполняет педагогический контроль в обучении?
3. Каковы достоинства и недостатки традиционного контроля?
4. Сравните традиционную систему оценивания знаний и альтернативные.
 
На выбор: 1). Выявите плюсы и минусы современной четырехбалльной оценки ЗУНов в педагогическом училище (колледже).
2). Укажите главные преимущества и недостатки компьютерного контроля.
3). Каково, на ваш взгляд, происхождение отметки? Почему в ряде дидактических систем происходит отказ от нее? 
4). Как ликвидировать имеющуюся у школьников зависимость от отметок и перевести их внимание на содержание своих образовательных результатов? 
5). Предложите идеи проведения контрольного задания по одной и той же выбранной вами теме в нескольких различных формах: урок – тестирование, устная контрольная работа, взаимозачет, самоконтроль. Идею каждого занятия изложите следующим образом: – тема, учебный предмет, класс; – форма контрольного задания; – цели задания; – организация занятия: что делает учитель, что – ученик; – форма представления результатов контрольного занятия.
6). В некоторых странах при составлении контракта между учителем и обучаемым ставят вопрос: «Желаете обучаться с контролем или без контроля?», «Желаете получить оценки или будете овладевать курсом без оценок?» Если обучаемый, хочет учиться без контроля и без оценок, плата за обучения в 3-4 раза меньше, чем за обучение в условиях жесткого контролирования и объективного оценивания. Почему? Как вы это объясните?
7). Изучите систему педагогического контроля и учета одного из педагогов – новаторов.
8). Проанализируйте достоинства и недостатки рейтинговой системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся. В чем заключаются ее возможности в области предмета, который вы будете преподавать? 
 
3.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
 
Эффективность воспитательного процесса закономерно зависит от общей организации, содержания, форм и методов воспитания, т.е. в принципов воспитания. Они являются итогом научного осмысления достижений педагогической мысли прошлого и обобщения передовой современной педагогической практики. Рассмотрим основные принципы воспитания.
 
   
4. Изучение нового материала.
 
Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. В основе принципа лежит какая-то биологическая или психологическая закономерность.
В то же время принципы воспитания – это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Требования принципов одинаковы для всех, а их практическая реализация личностно обу­словлена.
Ниже – текст С.Л. Соловейчика («Воспитание сотворчеством»), иллюстрирующий рассмотренную тему.
«В заключение нечто вроде премии терпеливому читателю – краткий пушкинский курс педагогики. Куда короче – в шести строках!  Наука искусства воспитания для очень занятых людей.
Однажды Пушкин записал шутливые стихи в альбом семи­летнего мальчика, Павлуши Вяземского. Пушкин был верен себе в каждой строчке и в каждой шутке, и даже экспромты его гораздо содержательнее, чем кажутся с виду. Вот случай убе­диться в этом: переведем веселые строчки на язык педагоги­ческих законов.
Пушкин написал:
Кн.  П. П.   Вяземскому
Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это  ясно.
Прощай, мой прекрасный.
В шести строчках – все искусство воспитания!
«Душа моя Павел» – люби ребенка, как душу свою, умей выразить любовь в ласковом слове, в ласковой интонации.
«Павел», «Кн. П. П. Вяземскому» – обращайся с ребенком как с равным, как со взрослым, невзначай подчеркивай, что он уже   большой – Павел!   Дети   никогда   не   бывают   для   себя   маленькими, они всегда «уже большие». И как бы ты не любил ребенка, будь с ним немножко сдержан, особенно с мальчиком: «Душа моя», но «Павел».
«Держись моих правил» – сначала обзаведись, пожалуйста, своими правилами жизни, убеждениями, принципами – без них к ребенку лучше и не подходить. И. это должны быть свои правила, своею жизнью выработанные, чужие правила детям внушить невозможно. Сколько неудач в воспитании из-за того, что мы пытаемся вбить в детские головы правила, которых сами не придерживаемся! Нет, «держись моих правил» – слово, убе­дительное для ребенка своей честностью. И не назидание, а дружеское: «держись». Совет, которым можно и не пользовать­ся. В необязательном «держись» поучение, необходимое ребенку, и свобода от поучения. Взрослый направляет, а действует ре­бенок сам.
«Люби то-то, то-то...» – люби! Все воспитание держится на одном этом слове: люби! Воспитание – это не запреты, воспи­тывать – пробуждать способность любить. Где любовь, там и благодарность, там волнение, там доверие, там все лучшие человеческие чувства – люби.
«Не делай того-то» – сказано категорично и без объяснений. Отметим тонкость: «не делай» – относится к автору, взрослому человеку, это ведь из его правил – «не делай», это правило взрослого, а не особое детское правило для маленьких. «Не делай» – закон взрослых, серьезных, честных людей. Не за­прещено, не осудят, не накажут, но не делаю – не в моих правилах. «Не делай» и «люби» – двух этих слов достаточно. Есть поле человеческого поведения. Нижняя граница его твер­дая: «не делай», а верхней границы нет, она бесконечна – «люби!».
«Кажись, это ясно» – ребенку и надо внушать, что все наши установления и советы просты, понятны, безусловны, ими весь мир живет. А ты маленький, умница, ты все понимаешь с полуслова, ты не нуждаешься в длинных нотациях. Пусть ре­бенок не понял взрослого – не страшно. Вера в понятливость мальчика постепенно сделает его умнее: люди удивительно бы­стро умнеют, когда их держат за умных. И с какой легкостью говорит поэт с мальчиком о самых важных правилах жизни, с какой легкостью! «Кажись, это ясно...» Он открывается перед мальчиком. Он не просто подчеркивает равенство обращением Павел», он в самом деле чувствует себя равным с мальчиком. Не демонстрирует равенство, а искренне проявляет его тем, что говорит с мальчиком всерьез, хоть и в шутливой форме, и го­ворит не заученное, а только что самим открытое.
Прощай, мой прекрасный» – прощай! Взрослые и не должны слишком   много заниматься   детьми.  Ребятам лучше быть в компании сверстников, отдаваться играм и своим делам.  Поиграли, поговорили, объяснились в любви – и достаточно, беги к своим игрушкам, там твой мир.
И словно кольцо замыкается: «Прощай, мой прекрасный». Внушайте ребенку, что он прекрасен в глазах взрослого! Кто умеет от сердца сказать маленькому: «Мой прекрасный», – тот счастлив в детях и у него счастливые дети. Между двумя этими обращениями, «душа моя» и «мой прекрасный», заключено все искусство воспитания детей»[1]{C}.
Рассмотрим основные принципы воспитания. Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; учете пола и воз­раста воспитанника.
Обратимся в бесценному опыта Я. Корчака: «– «Мое правило жизни такое:
«Быть искренним. Не обращать внимания на разные под­ковырки. Если я что люблю, говорю: «люблю», и баста».
И второе правило:
«Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умен, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка – это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не дела­ет зла, если он добрый».
Иногда учителя говорят:
– Он хорошо учится, много читает, развитый.
А кому от этого польза? Если он эгоист, сухарь и вдоба­вок задавала? Совсем как богатый скряга – вызывает толь­ко злость и зависть.
Не знаю, что больше объединяет людей – сходство или именно различие? Одного я люблю за то, что он похож на меня, а другого за то, что не похож. Раз веселый дружит с веселым, раз – со спокойным и грустным. А иногда один из друзей как бы опекает другого. Могут полюбить друг друга старший с младшим, богатый с бедным, мальчик с де­вочкой.
Я заметил, что только глупые люди хотят, чтобы все были одинаковые. Кто умен, тот рад, что на свете есть день и ночь, лето и зима, молодые и старые, что есть и бабочки и птицы, и разного цвета цветы и глаза и что есть и девочки и маль­чики. А кто не любит думать, того разнообразие, которое заставляет работать мысль, раздражает»[2]{C}.
2. Принцип культуросообразности воспитания. Реализуется, прежде всего, в виде национального воспитания. Нет ни одного человека в мире, который бы ни принадлежал какому-либо народу. Культуросообразность – приобщение к национальным традициям, обычаям, духовной (в том числе религиозной) жизни своего народа.
3. Гуманизация воспитания. Предусматривает очеловечивание воспитания. Подразумевается приобщение к общечеловеческим ценностям – мир между народами, мир внутри народа, здоровье, счастье, уважение к старшим, забота о младших. Общечеловеческие ценности принцип гуманизации ставит выше национальных ценностей. Принцип гуманизации воспитания реализуется в двух формах: 1) гуманизация отношений. Предполагает формирование уважительных отношений между педагогами и воспитанниками. В основном решается; 2) гуманизация условий воспитания. Пока нет.
4. Принцип личностного подхода. В соответствии с ним воспитание должно быть направлено на усиление связей человека и общества. Личность – совокупность социальных качеств человека. Как реализуется личностный подход? 1). Усиление общения в процессе воспитания; 2). Усиление взаимодействия. Воспитанники очень мало общаются с родителями в семьях. Среднестатистическая семья общается с ребенком 18 минут в сутки. Среднестатистический отец общается с ребенком 7 минут в сутки. Самое главное в личностном подходе – помочь воспитанникам самореализоваться, почувствовать себя значимыми людьми в коллективе. С этой целью педагоги должны помочь воспитанникам в игрании социальных ролей в коллективе. С точки зрения образования самая ценная роль – отличника, эрудита. Но при этом важна педагогическая справедливость. Если эта роль достигается зубрежкой, подсказками, то уважения не будет. Вторая роль разделена гендерно. Юноша – роль сильного, девушки – роль красивой, привлекательной. К сожалению, в современных условиях нередко вместо сильного пытаются играть роль крутого. Негативные роли «папенького сына» и «маменькиной дочери». Четвертая роль – роль талантливого – музыкант, артист и т.д. Приобщение к искусству происходит в роли объекта, потребителя, но никак не творца (не субъекта). Надо всячески поощрять играние простой и ценной роли – хорошего товарища, хорошей подруги.
5. Принцип опоры на положительное в воспитании. Он важен для педагогически трудных и педагогически запущенных обучающихся. Первые испытывают трудности с одним или двумя педагогами. Гораздо сложнее педагогически запущенные. Они отстают по всем предметам, теряют веру в себя и окружающие теряют веру в них. Их педагогическая запущенность объективна и она нарастает резонансным образом. Педагог занимает негативную позицию. Необходимо сконцентрироваться на положительном в их поведении и характере. Помочь поверить в себя – ситуация успеха в учебе. Дает большой воспитательный эффект.  Ситуация успеха возникает, когда результаты учебной деятельности равны или превышают ожидания. Но ни в коем случае нельзя завышать оценки. Необходима индивидуальная работа, чтобы немного повысить успеваемость. Без позитивной адекватной реакции группы не может быть ситуации успеха.
6. Принцип единства требовательности и уважения к личности. В воспитании «Как можно больше требовательности и одновременно уважения к личности обучающихся» (Макаренко).
7. Принцип воспитания в коллективе (советский педагог А.С. Макаренко).  Основа воспитания в коллективе – отношения ответственной взаимозависимости.
Признаки коллектива: наличие социально значимой цели, наличие отношений ответственной зависимости, наличие органов самоуправления в группе, наличие перспективы в группе.
8. Принцип связи воспитания с жизнью. Учащиеся должны наравне со взрослыми решать жизненно важные задачи, приучаться нести ответственность за принятые решения.
9. Единство воспитательных воздействий. Этот принцип провозглашает совместное воспитательное воздействие учителей, родителей, общественных организаций для усиления и более целенаправленного влияния на учащихся.
10. Ориентация на ценности и ценностные отношения. Он провозглашает постоянство внимания в ходе педагогической деятельности к социально – культурным ценностям: природе, обществу, труду, человеку.
11. Принцип субъектности. Педагог должен максимально содействовать развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми.
12. Принцип целостности. Он провозглашает, что даже самый незначительный акт поведения личности несет в себе целый комплекс разнообразных отношений. Он выстраивает поведение согласно единому отношению к жизни и людям.
 
На второй половине пары я предлагаю студентам небольшую практическую работу «Сравнительный анализ принципа культуросообразности в высказываниях Ф.А.В. Дистервега и К.Д. Ушинского».
 
Приложение. Раздаточный материал.
 
5. Закрепление.
 
1. Что следует понимать под принципами воспитания?
2. Попытайтесь перечислить общие принципы воспитания воспитания, раскрыть их суть.
 
Заключительное слово преподавателя
 
Современные принципы воспитания представляют собой совокупность достаточно бесспорных педагогических деклараций, направленных на определение гуманистических основ воспитания.
К основным можно отнести принципы: природосообразности, культуросообразности, гуманизации и др. Также выделяют принципы: связи с жизнью, ценностных отношений, опоры на положительное, сочетания уважения и требовательности и др.
Принципы воспитания – достаточно подвижное явление в теории воспитания. Всякое изменение цели воспитания, углубление теоретического обоснования его закономерностей вызывает к жизни новые принципы или уточнение уже существующих. Особенно заметная «модернизация» принципов воспитания в отечественной педагогике произошла в начале 1990-х годов в связи с прекращением действия системы коммунистического воспитания.
 
6. Запись домашнего задания.
 
Обязательное: повторить конспект.
 Домашнее задание каждый для себя выберет сам:
1.   Проанализируйте следующий эпизод школьной реальности. По окончании школы выпускники признаются учителю: «Извините нас за то, что мы ссорились с Вами. Вы были лучшим для нас учителем. Спасибо».
2. Что Вы скажете ребенку, который Вам радостно сообщает: «Наша кошка уже старая, и папа обещал принести нам ангорского котенка».
3.  Используйте один из принципов воспитания, дайте ответ юноше, обратившемуся к Вам за советом: «Я ее люблю, а она меня не любит. Что мне делать?».
4.  Что бы Вы сказали директору школы, который в сердцах заявил, что Ваш класс самый плохой. Дети слышат это. Опирайтесь, пожалуйста, в поисках решения на известные Вам принципы.
5. Оцените школьную традицию праздновать День учителя с позиции целостности воспитания: раскройте всю сумму отношенческих влияний этого праздника.
6.   Произведите самоанализ. Если Вам кажется, что Ваше воспитание имело изъяны, то определите, какие принципы игнорировались педагогами?
7. Используя литературу, выпишите пословицы и поговорки, в которых заключен педагогический смысл и соотнесите их с общеизвестными принципами воспитания. 
 
7. Итог урока.
 
Преподаватель подводит итог работы студентов на уроке, оценки.
 
Спасибо за работу!
 

 

 

Используемая литература, источники

 
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. - 299 с.
2. Педагогика: Теория и методика воспитания: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007
 
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
4. Филинкова А.Н. Практикум по педагогике. Тулун, 2007. 55 с.
5. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение
 
 
Сравните принцип культуросообразности в высказываниях Ф.А.В. Дистервега и К.Д. Ушинского: что общего и какие отличия вы видите в этих высказываниях?
Ф.А.В. Дистервег: «Всякое состояние культуры данного периода есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно» (Дистервег А. Избр.пед.соч.–М., 1956. – С.230).
К.Д. Ушинский: «Есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа… Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию только остается черпать из этого богатого и чистого источника» (Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. // Собр.соч.: В 11 т. Т. 2. М.-Л., 1948. С. 101).
Сравните принцип культуросообразности в высказываниях Ф.А.В. Дистервега и К.Д. Ушинского: что общего и какие отличия вы видите в этих высказываниях?
 
Ф.А.В. Дистервег: «Всякое состояние культуры данного периода есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно» (Дистервег А. Избр.пед.соч.–М., 1956. – С.230).
К.Д. Ушинский: «Есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа… Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию только остается черпать из этого богатого и чистого источника» (Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. // Собр.соч.: В 11 т. Т. 2. М.-Л., 1948. С. 101).
 

 

 


[1] Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. – М.: 1987. – С .364-366.
[2] Корчак Я. Как любить ребенка. С.335-340.

 

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 2985 | Загрузок: 25
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Интернет урок
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Фед. ин-т пед. изм-ний
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Глобус
    Наш опрос
    Основная роль школы заключается в:
    Всего ответов: 123
    АФОРИЗМЫ
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2024