Урок 3-4 по Педагогике. «Генезис научной педагогики и образования в России» - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 11.12.2016, 16:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 3-4 по Педагогике. «Генезис научной педагогики и образования в России»
[ Скачать с сервера (33.0Kb) ] 13.01.2014, 22:11

 

Урок 3-4. «Генезис научной педагогики и образования в России»

 

 Цель занятия: познакомить студентов колледжа с основными этапами становления педагогики как науки в России, заложить умение анализировать, сопоставлять, сравнивать основные этапы развития отечественной педагогики.
 
Тип урока: комбинированный урок
 
Методы урока: лекция с элементами беседы, практический.
 
Ход урока
 
I.                  Организационный момент.
 
- Добрый день, товарищи студенты! Для плодотворной работы на уроке нам сегодня понадобится хорошее настроение. Так улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
 
II.               Изучение нового материала.
 
ПЛАН УРОКА:
 
1. История школы и педагогики в Древней Руси (X-XIII вв.), Московском государстве (XV-XVII вв.)
2История школы и педагогики в императорской России (XVIII- нач. XX вв.).
3. Состояние отечественного образования и педагогической мысли в советский период (1917-1991 гг.).
4. Становление постсоветской системы образования.
 

 

 

(1). В истории развития отечественного образования и педагогической мысли принято выделять пять этапов: киевский (X – XIII вв.), московский (XIV – XVII вв.), Российской империи (XVIII в. – 1917 г.), советский (1917 – 1991 гг.) и постсоветский (1991 г. – настоящее время). В течение каждого из них произошли существенные изменения в образовательной практике, трактовках вопросов воспитания и обучения.

 

На рубеже VIII – IX вв. в Европе возникло раннефеодальное государство Русь с центром в Киеве. Образовался мощный военно-политический союз, объединивший под властью киевских князей многочисленные племена, от Карпат до Урала, между Черным и Белым морями.
Огромную роль в развитии воспитания и обучения в средневековом восточнославянском мире сыграли следующие особенности: переплетение славянских культурно-воспитательных традиций с христианством по греко-византийскому образцу (православие), влияние сословности на образование (для каждого сословия свои учебно-воспитательные учреждения), отсутствие государственной регламентации в сфере образования (осуществление государством функций по контролю и надзору в этой сфере), домашне-семейный характер образования. Эти особенности определяли типы школ, методы преподавания, программы обучения, содержание учебной литературы.
Педагогическая мысль Древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранила самобытность. Оригинальным педагогическим произведением XII в. является «Поучение князя Владимира Мономаха детям», которое представляет собой своеобразный кодекс, свод правил нравственного воспитания того времени. Князь давал советы своим детям, как жить, призывал любить родину, защищать ее, быть гуманным и справедливым к людям, защищать сирот и вдов, воспитывать в себе отвагу, мужество.
С начала XIV в. начинается возвышение Московского княжества, которое обеспечило создание единого многонационального государства – России. Большое значение в развитии своеобразной системы обучения и воспитания в средневековом древнерусском обществе сыграли следующие особенности: отсутствие государственно организованного образования, сильное влияние церкви на педагогику, принцип сословности. Эти особенности объективировали цели, принципы, направления, результаты воспитания и обучения.
В XIV–XVI вв. в распространении просвещения важнейшую роль на Руси играли монастыри. В монастырских школах можно было получить энциклопедическое по тем временам образование. В 1687 г. в Москве было создано первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия.
Педагогическая мысль средневековой Руси была направлена, прежде всего, на проблемы воспитания. Сведения о программе, идеалах, формах воспитания содержатся в ряде письменных памятников: «Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия» и др.  
В конце XVI века на Руси появились первые печатные книги учебники – азбуки. Основоположником русского книгопечатания считается Иван Федоров. В 1574 г. он издал знаменитые буквари, впитавшие опыт учительской работы, мастеров грамоты предшествующих веков. В послесловии к букварю он изложил некоторые методические требования к использованию этих изданий.
 (2). На рубеже XVII–XVIII вв. образование в России выходит на новый уровень развития. В Российском государстве побеждает ориентация на западноевропейскую образованность. В этот период закладывается фундамент новой школы, которая войдет в историю как школа эпохи Просвещения. Существенными особенностями образования в период Российской империи (XVIII – начало XX в.) являлись: развитие светского государственного регулярного воспитания и обучения, профессиональная направленность образования, преобладание сословности в образовании. Они определяли изменения в структуре, организации и дидактических принципах образования, предметных программах, средствах обучения.
Грандиозным событием в развитии отечественного образования стало открытие российского университета (1755) М.В. Ломоносовым в составе трех факультетов (философский, юридический и медицинский) и 10 кафедр. Университет отличался редким по тому времени демократизмом: правом поступления обладали представители всех сословий (кроме крепостных крестьян), обучение первоначально было бесплатным (позже была введена частичная оплата, однако на неимущих она не распространялась); большинство профессоров не были дворянами; ректор и деканы избирались; учебные книги освобождались от цензуры.
В сочинениях российских просветителей XVIII в., таких как: М.В. Ломоносов, Ф. Прокопович, В.Н. Татищев И.Т. Посошков, Н.И. Новиков и др. провозглашались идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесообразности изучения и использования западной педагогики при соблюдении собственных традиций.
Начало XIX в. ознаменовалось грандиозной реформой российского образования. В 1802 году было организовано Министерство народного просвещения – первый орган государственной власти, ведавший вопросами образования. Впервые за всю историю в России была создана система народного просвещения, которая включала в себя четыре типа учебных заведений. В основу системы российского просвещения были положены три принципа: бесплатность, бессословность, преемственность всех типов школ.
Во второй половине XIX в. образовательная практика вступает в новый этап. На волне общественного движения 1860-х гг. царское правительство провело в стране реформу образования (1864). Она была успешной, потому что опиралась на хорошо организованное общественно-педагогическое движение. Реформа охватила все ступени школы (от начальной до высшей). Был нанесен сильный удар по сословной системе. Гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями. Появился новый тип школы – земская школа.
(3). После Октябрьской революции 1917 г. вновь была выдвинута проблема коренной перестройки школы. Всю работу по реорганизации школы возглавил Наркомат просвещения – Наркомпрос, созданный в 1918 г. Первым наркомом просвещения был А.В. Луначарский (1875–1933), который совместно с Н.К. Крупской, М.Н. Покровским и др. разрабатывал важнейшие теоретические проблемы народного образования, общую стратегию советской школы.
Для советской школы были характерны следующие особенности: бесплатность образования, классовый подход (главным для абитуриента становится не уровень знаний, культуры, а социальное происхождение), коммунистическая идеология в образовании, стремление соединить производство со школой, обеспечить интеграцию научно-поисковой и учебной деятельности, детское самоуправление как средство демократизации учебно-воспитательного процесса, выборность всех педагогов и административно-педагогических должностей, забота о физическом здоровье детей. Данные особенности отражали методики обучения, взаимоотношения между учителем и учениками, образовательные программы, цели, характер и содержание воспитания, структуру образования, систему подготовки учителя, организационные формы обучения.
Развитие образования и педагогической мысли в СССР вступает в новый период: провозглашается гуманное отношение к ребенку, отменяются признаки сословности, вводится бесплатное образование, происходит развитие самоуправления учащихся. Однако в образовательной системе господствовали безальтернативность и чрезмерная унификация учебного процесса; отсутствовала дифференциация обучения (разделение учебных планов и программ с учетом склонностей и способностей учащихся. Осуществляется через организацию школ, учебных потоков, классов и с углубленным изучением отдельных учебных предметов, факультативных занятий). Официальная концепция образования ориентировала на превращение школы в эгалитарную, т.е. в «школу равенства», где всем учащимся давались бы одинаковые знания, а точнее их одинаковый минимум и господствовал классовый принцип.
Распад СССР отрицательно сказался на развитии системы образования в 1990-е гг. Снижение уровня успеваемости, падение интереса к учению, утрата воспитательной системы, асоциальное поведение детей – вот далеко не полный перечень проблем, с которыми столкнулась школа. Отток из педагогической профессии квалифицированных кадров и снижение уровня профессионализма, перегруженность учителей, невнимание к школе со стороны государства – все это повлекло за собой резкое снижение качества образования.
(4). В настоящее время система российского образования состоит из трех ступеней: начальная школа (3–4 года), основная средняя школа (5-6 лет), полная средняя школа (1-2 года). Параллельно с массовой школой функционируют школы с углубленным изучением предметов – гимназии, лицеи, прием в которые осуществляется на конкурсной основе.
В целом настоящее состояние современного российского образования можно оценить как кризисное. В настоящих условиях ухудшились возможности получения образования. Школа утрачивает возможность выполнять свои основные социальные функции. Работники образования по-прежнему лишены достойной заработной платы, не улучшается качество подготовки вузовских специалистов. Необходимы серьезные качественные изменения в учительском корпусе. Нужен учитель широкообразованный, социально защищенный, материально обеспеченный. Нужны новые подходы к уроку, ко всей учебно-воспитательной работе, где, прежде всего, реализуется учитель, формируется личность, а значит во многом определяются судьбы преобразований в стране, будущее.
С 2001 г. в России начался внедряться единый государственный экзамен (ЕГЭ). ЕГЭ построен на тестовых технологиях, ориентированных на оценку способностей и конкретных знаний. В основе тестирования лежит проверка памяти и ее объема, что противоречит национальным традициям, в основе которых – развитие творческого мышления.
Итак, для российской педагогики и школы характерно пять этапов развития. Каждый из них оказался драматическим и противоречивым, и в его рамках происходило качественное накопление педагогических идей, которые глубже прорабатывались и осуществлялись последующими поколениями.
 
III.           Закрепление.
 
На второй половине пары я предлагаю вам практическую работу «Системы обучения М.В. Ломоносова, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева».
Приложение. Раздаточный материал.
 
IV.            Запись домашнего задания.
 
1.Дайте общую оценку особенностей и результатов развития школы, и педагогики в России.
2.Составьте описательный рассказ об особенностях организации педагогического процесса в школе Киевской или Московской Руси, школе во времена императорской России (XVIII-нач. XX в.), советской школе.

 

 V. Итог урока.
 

 

 

Использованная литература, источники

 

1. Джуринский А.М. Размышления над историей педагогики // Педагогика. – 2001. – №6 – С. 72-79.
2. Джуринский А.М. Педагогика: история педагогических идей: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 352 с.
3. История педагогики. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVIII в. / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. Ч. 1. – 192 с.
4. Капранова В.А. История педагогики: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – 240 с.
5. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. 2-е изд., перераб., доп. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1994. – 368 с.
6. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004. - 541 с. 
 

 

Приложение. Раздаточный материал. 

 

 

 Практическое задание.

 

Группа 1.
Система обучения М.В. Ломоносова.
Со второй половины XVII в. в России начинают распространяться «свободные науки» (математика, механика, философия др.), возникает необходимость в светской школе и соответствующей системе обучения. На смену средневековому мышлению приходит умственная деятельность, связанная с изучением наук.
М. В.Ломоносов (1711–1765) выступил сторонником классно-урочной системы, новой для того времени идеи в русской педагогике. В «Проекте регламента московских гимназий он предложил целостную систему обучения, построенную на экзерцициях» – упражнениях, выполняемых учащимися в школе и дома.
Первая школьная экзерциция – «чтение наизусть заданного урока в первый час по входе в школу, прежде приходу учительского».
В начале дня каждый ученик рассказывает упражнение старшему школьнику того же класса, оценивающего его работу в специальной таблице, которую затем смотрит учитель. В результате проверки экзерциций в сводной таблице против каждого дня и имени ученика указывается «что кто исполнил или пропустил». Ломоносов предложил следующие обозначения:
В.И. – все исполнил.
Н.У. – не знал уроку.
Н.Ч.У. – не знал части уроку.
З.У.Н.Т. – знал урок нетвердо.
Н.З. – не подал задачи.
Х.З. – худа задача.
Б.Б. – болен.           
X. – не был в школе.
Ш. – шабаш.
Вторая школьная экзерциция по Ломоносову – решение коротких задач или устный перевод небольших сентенций из прозы в стихи и наоборот. Эти упражнения ученики выполняют уже после лекции учителя.
Домашние экзерциции задаются трижды в неделю и представляют собой короткие переводы с российского на латинский, с латинского на российский или переложения с прозы на стихи.
В конце каждого месяца экзерциции проводятся в течение дня «при других классах», то есть преподаватели предлагают сразу всем учащимся небольшие задания, которые те должны выполнить, не заглядывая в книгу. Их результаты заносятся в общий табель и передаются ректору гимназии. В табеле отмечаются такие параметры, как прилежание и остроумие учеников. По итогам учащихся разделяют на три статьи: лучшие, посредственные и последние.
 
В гимназии три класса – низший, средний и старший (верхний). Перевод учеников в следующий класс, а из верхнего класса в студенты университета происходит по результатам ежегодных экзаменов. Для гимназистов верхнего класса Ломоносов рекомендовал раз в полгода публичные упражнения перед всей академией. То есть с возрастом учащимся предлагалась все более широкая аудитория для демонстрации своих учебных результатов.
В учебных планах, составленных Ломоносовым синтезируется классическое, естественнонаучное и реальное образование. Все предметы делятся им на обыкновенные (обязательные для всех): русский язык, латинский язык, «начатки философии и математики» и дополнительные: греческий, немецкий, французский языки.
Для успешного обучения Ломоносов предложил систему поощрений и наказаний, как публичных, так и приватных. Например, приватными награждениями являются: «1) похвальные слова; 2) повышение места перед другими; 3) чтоб им те кланялись в школе, которые то должны делать вместо штрафа; 4) давать грыдорованные картинки, тетрадки, книжки».
Вопросы и задание для группы 1.
1. Почему М.В.Ломоносов в основу своей системы положил публичные экзерциции? Какие дидактические задачи решались в данном случае успешней, а какие нет?
2 С какой целью более старшим учащимся предлагалось демонстрировать свои учебные результаты для все более широкой аудитории?
3. Сравните предложенную М.В.Ломоносовым систему оценки с современной 5-балльной системой, отметьте их преимущества и недостатки.
4. Оцените степень соответствия методики М.В.Ломоносова традиционному обучению.
5. Какие элементы методики Ломоносова, на ваш взгляд, значимы для развития современной школы?
6. . Какие методы обучения практиковались в образовательных учреждениях?
 
7. Заполните таблицу.

Элементы методической системы

 

Краткая характеристика элемента методической системы

 

Концептуальные принципы

принципы

 

 

 

Главные цели обучения

 

 

 

Специфика организации учебного процесса

 

 

 

Роль учителя в обучении

 

 

 

Роль ученика в обучении

 

 

 

Особенности содержания образования

 

 

 

Преобладающие формы и методы обучения

 

 

 

 

  

 

 

 

 

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 544 | Загрузок: 38
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Любимая пора года?
    Всего ответов: 144
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016