Урок 39-40. Проблема контроля и оценки результатов образовательной деятельности - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 11.12.2016, 16:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 39-40. Проблема контроля и оценки результатов образовательной деятельности
[ Скачать с сервера (23.8Kb) ] 28.02.2014, 09:03

Урок 39-40. Проблема контроля и оценки результатов образовательной деятельности

 

Цель занятия: сформировать у студентов колледжа представление о сущности контроля и оценки результатов образования, познакомить их с разновидностями контроля.

 

Тип урока: традиционный (сдвоенный) урок освоения нового материала с элементами практической работы (с раздаточным материалом) и с элементами дискуссии.

 

Методы урока: фронтальный опрос, словесный, частично-поисковый, практический.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

 

– Здравствуйте, ребята! ...

 

2. Проверка домашнего задания.

 

А). Фронтальный устный или письменный опрос.

1. Дайте определение форме обучения?

2. Охарактеризуйте основные формы обучения.

3. Назовите и опишите образцы обучения.

Б). Разработайте фрагмент занятия с использованием одной из общих форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной. Смоделируйте разработанный фрагмент урока во время учебного занятия, выступив в роли учителя. Порядок моделирования фрагмента занятия: 1) Называется предмет, класс, тема урока, его основная идея. 2) Кратко отмечается, что было на предыдущих уроках. 3) Проводится реальный фрагмент разработанного урока (5–7 минут). 

 

3.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

 

Зададимся вопросом – а зачем нужен контроль на каждом занятии (в школе, колледже, вузе)? Не является ли это просто традицией? Наследием прошлого?  Рассмотрим проблему контроля и оценки результатов образовательной деятельности.

 

4. Изучение нового материала.

 

Сущность контроля и оценки заключается в установлении обратной связи между педагогом и обучающимися, с помощью которой педагог получает возможность оценить качество знаний учащихся. Качество знаний – это их индивидуальная, коллективная и общественная ценность. Оно оценивается как педагогом, так и учащимися. Педагогом оценивается качество знаний как соответствие ГОСТу, а учащимися знания оцениваются как соответствующие общественным и государственным запросам. Обратная связь устанавливается во время контроля, когда учащиеся сообщают педагогу усвоенные знания.

Варианты контроля:

1. Текущий контроль. Применяется на каждом занятии, служит для закрепления полученных знаний.

2. Периодический. Во время контрольных занятий или проведения контрольных работ. Проверяются знания по определенной теме.

3. Итоговый контроль в форме аттестации – экзамены, но сейчас ЕГЭ.

Функции контроля: а) стимулирующая роль. Она заставляет учиться; б) корректирующая (педагог выявляет не только пробелы в знаниях учащихся, но и в собственных просчетах. Появляется возможность корректировки учебных программ и планов); в) мотивирующая. Контроль мобилизует волю, познавательные интересы и образовательные потребности обучающихся.

Как правило, контроль сопровождается оценкой – количественная определенность качественных различий в знаниях, умениях учащихся. Педагоги ведут споры – должен ли контроль обязательно сопровождаться оценкой.

Можно выделить две полярные точки зрения. Одна группа специалистов Б.М. Бим-Бад Б.М., Ш. А. Амонашвили и др. против оценок. Бим-Бад отмечает: «За отметкой теряется лицо обучающегося. Этот – отличник, этот – троечник. Но каждая человеческая личность уникальна – можно ли ее оценивать одним числом – числом «баллов»? А индивидуальный стиль усвоения материала? Ведь каждый человек один и тот же материал усваивает по-своему. А как это оценить?»[1].

Ш. А. Амонашвили доказал, что в начальной школе можно вообще перейти к безотметочному обучению, заменив его развернутыми характеристиками, куда более информационными и полезными и для ученика, и для родителей, чем «голый» оценочный балл.

Он на своих встречах с педагогами высказывался: «Не доставляйте детям тех неудобств, которые доставляли вам ваши учителя. Не доставляйте им тоже самое горе, которое доставлял кто-либо из ваших учителей». Если ребенок будет страдать от этой двойки, то не ставьте ему эту двойку, ведь вы тут же сеете более грубое, хамское, антипедагогическое, чем является ваша двойка»[2].

Большинство теоретиков и особенно практиков – оценка знаний обязательна. В.А. Сухомлинский в книге «Сто советов учителю» высказывал следующие рекомендации при выставлении оценок: «Оценка лишь тогда становится стимулом, побуждающим к активному умственному труду, когда отношения между учителем и ребенком построены на взаимном доверии и доброжелательности. Если хотите, оценка – это один из наиболее тонких инструментов воспитания. По тому, как относится ученик к оценке, поставленной учителем, можно сделать безошибочный вывод о том, как он относится к учителю, насколько верит ему и уважает его. По по­воду оценивания знаний хотелось бы дать несколько со­ветов.

Во-первых, пусть оценок будет меньше, но каждая из них пусть будет весомее, значительнее.

Оценка всегда охватывала труд учени­ка за какой-то период и включала оценивание нескольких видов труда – и ответ (может быть, несколько ответов), и дополнение к ответу товарища, и письменную работу (небольшую), и внеклассное чтение, и работу практиче­ского характера.

Во-вторых, я никогда не ставил неудовлетворительной оценки, если ученик не мог в силу тех или иных условий, обстоятельств овладеть знаниями.

Никогда не спешите выставлять неудовлетворительную оценку. Помните, что радость успеха – это могучая эмо­циональная сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим.

В-третьих, вообще не ставьте никаких оценок, если вы видите, что знания учеников туманные, что в их представ­лении о вещах и явлениях, которые изучаются, есть какие-то неясности.

В-четвертых, надо избегать вопросов, которые требо­вали бы ответа совершенно точно повторяющего то, что излагалось учителем или заучено из книги.

Есть в педаго­гическом процессе одна очень интересная вещь – я бы назвал ее трансформацией знаний»[3].

Можно усовершенствовать процесс оценивания знаний следующим образом. Если поменять последовательность учебного процесса – обучающиеся будут заранее дома прорабатывать учебный материал, а на занятиях будет происходить обсуждение изученного, то контроль сам по себе «растворится» в процессе обсуждения. По высказываниям обучающихся сразу можно определить – кто как проработал учебный материал, кто по каким учебникам занимался, кто как понял и т.д.

Оценка имеет цифровое выражение в виде отметки. В современной России – пятибалльная шкала. Сейчас рассматривается предложение по 10 балльной шкале, но пока эта шкала не узаконена.

Результатом учебной деятельности, вероятно, должны стать не отдельные, фрагментарные знания, действия, оценки, а целостные возможности личности к продуктивной работе, к решению учебных, впоследствии учебно-профессиональных задач. Соответственно, эти результаты во внешнем выражении наиболее адекватно могут существовать как творческие отчеты обучающихся по решению учебных проблем с защитой собственной позиции, отстаиванием собственного мнения.

В последнее время стал широко распространяться опыт использования «портофолио» – «папки достижений» обучающихся как средства интеграции их успехов в учебной, трудовой, исследовательской, проектной и других видах деятельности. В портофолио заносятся также результаты обязательных экзаменов, экзаменов по выбору, участие в олимпиадах и другие сертифицированные результаты.

 

На второй половине пары я предлагаю вам практическую работу: «Формы и виды контроля».

 

Приложение. Раздаточный материал.

 

5. Закрепление.

 

1. Что понимается под контролем на учебном занятии?

2. Какие функции выполняет педагогический контроль в обучении?

3. Какие недостатки имеет контроль, основанный на вынужденном выборе ответа?

4. Сравните традиционную систему оценивания знаний и новую – «портфолио».

 

Если остается свободное время, то можно провести беседу (7-10 мин.).

Организация беседы.  Можно ли вести педагогическую проверку без отметок? Без оценок? Почему?  Можно ли включать в отметку за предмет еще и отметку за поведение ученика на уроке?  Многие педагоги считают, что в основе существующего ныне процесса обучения лежит принуждение, без чего нельзя приобщить ученика к учению. Роль «кнута и пряника» играет отметка. А может ли существовать учение без принуждения? Вопросы для обсуждения: Какой должна быть система педагогического контроля в школах для одаренных детей?  Нельзя отрицать, что экзамен – это всегда стресс, как для ученика, так и для учителя. А кто этот стресс создает? И можно ли представить себе экзамен без излишних волнений?

 

Заключительное слово преподавателя

 

В целом же, подводя итог разговору о контроле и оценке необходимо отметить, что в рамках индустриального образования, в рамках «знаниевой парадигмы» традиционно контролировались и оценивались, в основном, знания обучающегося. Но в новой технотронной эпохе оцениваться должны не столько знания, сколько умения, компетенции: что человек умеет? Что он может? Ведь большой объем знаний ни о чем еще не говорит.

 

6. Запись домашнего задания.

 

Обязательное: повторить конспект.

На выбор: 1). Выявите плюсы и минусы современной четырехбалльной оценки ЗУНов в педагогическом училище (колледже).

2). Укажите главные преимущества и недостатки компьютерного контроля.

3). Каково, на ваш взгляд, происхождение отметки? Почему в ряде дидактических систем происходит отказ от нее? 

4). Как ликвидировать имеющуюся у школьников зависимость от отметок и перевести их внимание на содержание своих образовательных результатов? 

5). Предложите идеи проведения контрольного задания по одной и той же выбранной вами теме в нескольких различных формах: урок – тестирование, устная контрольная работа, взаимозачет, самоконтроль. Идею каждого занятия изложите следующим образом: – тема, учебный предмет, класс; – форма контрольного задания; – цели задания; – организация занятия: что делает учитель, что – ученик; – форма представления результатов контрольного занятия.

6). В некоторых странах при составлении контракта между учителем и обучаемым ставят вопрос: «Желаете обучаться с контролем или без контроля?», «Желаете получить оценки или будете овладевать курсом без оценок?» Если обучаемый, хочет учиться без контроля и без оценок, плата за обучения в 3-4 раза меньше, чем за обучение в условиях жесткого контролирования и объективного оценивания. Почему? Как вы это объясните?

7). Изучите систему педагогического контроля и учета одного из педагогов – новаторов.

8). Проанализируйте достоинства и недостатки рейтинговой системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся. В чем заключаются ее возможности в области предмета, который вы будете преподавать? 

 

 

7. Рефлексия. Беседа.

 

1. Интересно ли прошло занятие?

2. Довольны ли вы результатом своей работы?

3. Какие трудности возникли у вас в течение урока?

4. Что нового узнали на уроке?

 

8. Итог урока.

 

Преподаватель подводит итог работы студентов на уроке, оценки.

 

 

Спасибо за работу!

 

 

Используемая литература

 

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. – М., 2003.

2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2008. –299 с.

3. Филинкова А.Н. Практикум по педагогике. Тулун, 2007. 55 с.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.

5. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – М.: 2004.

 

 

 

 

Приложение.

 

 

 

 

Формы и виды контроля.

 

Образовательный стандарт законодательно устанавливает требова­ния к уровню подготовки выпускников каждой из трех ступеней обу­чения – начальной, основной, средней (полной) школы. Данные тре­бования задают базовую часть для организации диагностики, контроля и оценки результатов обучения.

Образовательная диагностика – процесс определения резуль­татов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью вы­явления, анализа, оценивания и корректировки обучения.

Контроль в образовании означает выявление, измерение и оценива­ние знаний, умений, навыков, способов деятельности, способностей, компетентности учеников.

Знания – результат познавательной деятельности человека, отра­женный в его сознании в виде представлений, фактов, понятий, зако­нов, теорий.

Умения – освоенные приемы и способы выполнения действий со знаниями.

Навыки – действия, отдельные операции которых доведены до ав­томатизма в результате упражнений.

Способ – прием, действие, направленное на решение определенной задачи.

Способность – индивидуальная особенность личности, являющая­ся условием выполнения той или иной деятельности.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способно­стей), обусловленных опытом его деятельности в определенной соци­ально- и личностно-значимой сфере.

Выявление и измерение результатов обучения называют проверкой. В состав диагностики входят различные формы контроля: тестирова­ние, анкетирование, контрольная работа, зачет, экзамен, комплексный проект, образовательные ситуации и Оценка – процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка – результат этого процесса. Оценка имеет различные спосо­бы выражения – устные суждения педагога, письменные качествен­ные характеристики, систематизированные по определенным пара­метрам аналитические данные.

Функции оценки:

          мотивационная оценка поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует ее продолжение;

          диагностическая оценка указывает на причины тех или иных об­разовательных результатов ученика;

          воспитательная оценка формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;

          информационная оценка свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии спо­собностей, личностных образовательных приращениях.

Измерение и оценка успехов в обучении предполагает определение того, что подлежит измерению, а также критериев, показателей, шкал, единиц и инструментов измерения.

От того, какие результаты и в какой форме будут контролировать­ся, зависит построение образовательного процесса. Ориентирами для контроля выступают предметные знания, умения и навыки, усвоен­ные детьми способы деятельности, развитые способности.

В обучении применяются различные виды контроля: предваритель­ный, текущий, повторный, периодический, итоговый.

В настоящее время в школах России вводится единый государст­венный экзамен (ЕГЭ), призванный заменить выпускные (из школы) и вступительные (в вуз) экзамены.

 

Ключевые проблемы

 

Содержание контроля определяется на основе образовательных стандартов и выбранной модели (методики) образования. Например, в когнитивно-ориентированном подходе контролю будут подлежать иные образовательные элементы, чем в личностно-ориентированной системе обучения. В то же время в любом подходе необходим конт­роль установленного образовательным стандартом уровня подготов­ки выпускников каждой из трех ступеней обучения.

Одной из проблем личностно-ориентированного обучения являет­ся соотношение объективности и субъективности оценки образова­тельных результатов ученика.

 

Вопросы

 

1.    Каково, на ваш взгляд, происхождение отметки? Почему в ряде дидактических систем происходит отказ от нее?

2.   Как ликвидировать имеющуюся у школьников зависимость от отметок и перевести их внимание на содержание своих образова­тельных результатов?

3.     Единый государственный экзамен предназначен для проверки и оценки базового уровня подготовки выпускников общеобра­зовательной школы. Но каждый школьник имеет также и лично­стные достижения и успехи в учебе. Каким образом можно оценивать индивидуальное своеобразие итоговых образовательных результатов учащихся?

 


[1] Бим-Бад Б. М. Образование как преступление.

[2] Амонашвили Ш.А. Видеолекции.

[3] Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. М.: Изд-во Академия педагогических наук РСФСР. – 1961– 658 с.

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 1978 | Загрузок: 33
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Любимая пора года?
    Всего ответов: 144
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016