Урок 35-36. Урок как основная форма обучения. Проектирование урока.
Цель занятия: усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений об уроке как основной форме обучения, познакомить их с особенностями проектирования урока, а также развитие памяти, внимания, точности речи.
Тип урока: традиционный (сдвоенный) урок освоения нового материала с элементами практической работы (с раздаточным материалом) и с элементами дискуссии.
Методы урока: фронтальный опрос, словесный, частично-поисковый, практический.
1. Организационный момент.
Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Вы готовы начать урок?
2. Проверка домашнего задания.
Преподаватель предлагает вспомнить материал предыдущего урока «Организационные формы обучения, их история и классификации». В вопросно-ответной форме систематизируются и обобщаются знания. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
А). 1.Дайте определение понятия «форма организации обучения».
2. Каковы достоинства и недостатки индивидуальной формы обучения?
3.Охарактеризуйте особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки, ее преимущества перед другими системами.
4.Назовите особенности Батавской и Маннгеймской систем обучения, Дальтон-плана, плана Трампа. Каковы возможности использования их в современной отечественной школе?
На выбор: 1). Определите факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.
2). Какие социально-экономические факторы детерминировали развитие организационных форм учебной работы?
3) Проведите анализ исторически сложившихся модификаций форм обучения (Белл-ланкастерская, Мангеймская система, Дальтон-план, план Трампа, проектная система обучения).
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Мы хорошо поработали на предыдущих темах, но не усвоили еще один важный аспект в педагогике – это урок как основная форма обучения. Проектирование урока. Для вашей дальнейшей жизни знание этого нюанса пригодится в будущей трудовой деятельности как преподавателя. Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является знание особенностей проектирования различных типов и видов уроков. Рассмотрим проблему урока как основной формы обучения. Проектирование урока.
4. Изучение нового материала.
Среди рассмотренного многообразия форм организации педагогического процесса особое место занимает урок – наиболее распространенная форма организации обучения. Для него характерно: постоянство отведенного времени и состава учащихся, твердое расписание и место проведения, применение различных методов обучения. Со времен Я.А. Коменского урок прочно вошел в теорию и практику педагогики и сегодня считается традиционной, основной формой обучения, как в начальной, так и в средней профессиональной школе.
Достоинствами урока являются его экономичность, четкие временные рамки, гибкость, возможность поглощать другие формы организации обучения (урок-лекция, урок-экскурсия и т.д.).
В то же время урок несовершенен и имеет серьезные недостатки: он жестко регламентирован во времени, отличается консервативной структурой, осложняет реализацию индивидуального подхода к учащимся.
Традиционная структура урока выглядит так:
1. Организация работы (1-3 мин.);
2. Главная часть (формирование, усвоение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35-40 мин.);
3. Подведение итогов и задания на дом (2-3 мин.).
Основные звенья (этапы) современного урока.
1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью студентов к уроку;
2. Проверка домашнего задания;
Периодически суммируем знания, с разных точек зрения, вместо того, чтобы вызывать к доске и ставить двойки.
3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
4. Постановка цели занятия перед учащимися;
5. Организация восприятия и осмысления новой информации;
Восприятие материала на слух – дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром еще К.Д. Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне думать о своем или же совсем, оставаться «без мысли в голове». Об этом же писал С.Т. Шацкий, указывая на то, что нередко учащиеся могут погружаться на уроке в «педагогический сон», то есть сохранять лишь видимость внимательности, во быть совершенно безучастными в работе и не воспринимать излагаемого материала. Эти недостатки, однако, обусловливаются не самими методами устного изложения знаний, как таковыми, а их неумелым применением.[1]
Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний? Определяющее значение в решении этой задачи имеют два дидактических условия: во-первых, само изложение материала учителем должно быть содержательным в научном отношении, живым и интересным; во-вторых, в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьников и способствующие поддержанию их внимания.
Один из этих приемов состоит в том, что при устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала.
Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.[2]
6. Первичная проверка понимания;
Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) давал обучающимся задание заучить 13 лишенных смысла слов и не требовал в дальнейшем повторять их. При контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44 % этих слов, а через 2,5-3 часа – только 28 %. Вот почему, чтобы предупредить забывание знаний, усвоенных на уроке, необходимо провести работу по их закреплению в день их восприятия.[3]
7. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый педагогом и учащимися, оценка знаний.
К сожалению, в 60-70-е годы в нашей педагогике искаженную трактовку получили идеи развивающего обучения, основной смысл которых состоял в том, чтобы главный акцент в учебной работе делался на применении методов и приемов, способствующих развитию мыслительных способностей учащихся, и не обращалось должного внимания на прочное овладение (запоминание) изучаемого материала. Дело дошло до того, что само понятие «запоминание» исчезло из дидактики и учебных пособий для учителей, и его употребление стало подвергаться критике, поскольку оно якобы ассоциируется с механической зубрежкой. Но, спрашивается, разве можно обеспечить прочное овладение знаниями, не организуя специальной учебно-познавательной деятельности учащихся по их запоминанию? Конечно, нельзя. Вместе с тем не имеет ничего общего правильно поставленное усвоение (запоминание) изучаемого материала с механической зубрежкой. Наоборот, оно способствует более глубокому осмыслению знаний, способов их применения на практике и умственному развитию учащихся.
Каким же образом обеспечивается прочность обучения?
Решение этой задачи, прежде всего, требует, чтобы учащиеся совершали в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации.[4]
8. Домашнее задание к следующему уроку.
Определенный интерес представляют рекомендации В.А. Сухомлинского по поводу домашних заданий: «Не допускайте, чтобы единственной целью проверки знаний было – поставить ученику оценку. Пусть как можно чаще оценивание знаний сочетается с другими целями, и, прежде всего, с новым осмысливанием, развитием, углублением знаний. Не допускайте крайности – оценивания каждого ответа, каждой письменной работы – это приводит к отрицательным результатам. Почему это так – следует объяснить специально.»[1]
[1] Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. М.: Изд-во Академия педагогических наук РСФСР. – 1961– 658 с.
9. Подведение итогов урока.
На второй половине пары я предлагаю вам практическую работу.
Приложение. Раздаточный материал.
5. Закрепление.
1. Определите, чем объясняется целесообразность применения урока как основной формы организации обучения в современном ОУ?
2. Укажите на факторы, определяющие наиболее эффективные пути индивидуализации обучения на уроке. 1) Ориентация в обучении на средних учеников. 2) Выбор методов обучения, соответствующих умственным возможностям учащихся. 3) Организация помощи слабым ученикам со стороны сильных учеников. 4) Дифференцированные задания для самостоятельной работы учащихся с различным уровнем учебных возможностей. 5) Организация дополнительных занятий с отстающими учащимися. 6) Правильного ответа нет.
6. Запись домашнего задания.
1). Повторить конспект.
2). На что учителю следует обращать внимание при анализе и самоанализе урока?
3). Назовите основные факторы, определяющие эмоциональную атмосферу урока.
На выбор: 1). Разработайте урок (фрагмент урока) объяснительно-иллюстративного типа.
2). Разработайте урок (фрагмент урока) проблемного типа.
3). Разработайте урок (фрагмент урока) программированного типа.
4). Разработайте интегрированный урок.
5). Разработайте сюжетно-ролевой урок.
6). Разработайте урок-экскурсию.
Используемая литература, источники
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 299 с.
2. Задания и методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Педагогика» (ГОС–2005) для студентов всех форм обучения специальности 050402 Юриспруденция (032700) / ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2007. 91 с.
2. Педагогика: Теория обучения: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Л.Д.Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. 223 с.
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
4. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.
5. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – М.: 2004.
Приложение.
Урок
Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система учения учителя. Целью результативного урока является создание учениками совместно с учителем определенного образовательного продукта. Образовательная продукция является результатом выполнения разнообразных видов деятельности, поэтому разделение уроков на типы может происходить на основе различных ведущих видов деятельностей: когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных и др.
Для определения базовой основы выбирается оптимальный для каждого случая тип урока. Уроки, особенно в младших и средних классах, как правило, комбинированные, то есть включают 3-4 сменяющих друг друга вида деятельности учеников. В старших классах деятельностная доминанта всего урока может быть одна при различных формах ее воплощения.
Ниже представлены перечни названий типов уроков. На их основе могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных уроков включает в себе неограниченный набор вариантов их построения.
Уроки когнитивного типа:
♦ урок-наблюдение;
♦ урок-эксперимент;
♦ урок исследования объекта;
♦ поисковый урок;
♦ лабораторно-практический урок;
♦ урок постановки проблем и их решения;
♦ урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез);
♦ урок конструирования теорий;
♦ урок-концепт, построение картины мира или ее части; урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами);
♦ интегративный урок; метапредметный урок; межпредметный урок;
♦ урок философского обобщения.
Уроки креативного типа:
♦ урок составления и решения задач;
♦ урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа);
♦ урок-парадокс;
♦ урок-фантазия;
♦ урок изобретательства;
♦ урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного, педагогического) творчества;
♦ урок моделирования;
♦ урок символотворчества;
♦ урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий);
♦ урок – эвристическая ситуация;
♦ урок открытий;
♦ сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т. п.);
♦ деловая игра;
♦ ролевая игра;
♦ урок-путешествие (реальное, виртуальное);
♦ урок наоборот (ученик в роли учителя);
♦ урок в школе будущего;
♦ прогностический урок;
♦ урок защиты творческих работ;
♦ урок-олимпиада;
♦ урок творческого обобщения. Уроки оргдеятельностного типа:
♦ урок целеполагания;
♦ урок нормотворчества;
♦ урок разработки индивидуальных образовательных программ;
♦ урок защиты индивидуальных образовательных программ;
♦ уроки с групповой работой;
♦ урок-проект (с использованием метода проектов);
♦ урок-консультация (взаимоконсультация);
♦ урок самооценок (взаимооценок);
♦ урок-зачет (самозачет);
♦ урок-рефлексия. Уроки коммуникативного типа:
♦ бинарный урок (ведут два учителя);
♦ урок рецензирования;
♦ урок взаимоконтроля;
♦ урок-вернисаж;
♦ урок-выставка;
♦ урок-аукцион;
♦ урок-конференция;
♦ урок-соревнование;
♦ урок-КВН;
♦ урок «суд над явлением»;
♦ урок-спектакль;
♦ урок - «круглый стол»;
♦ урок-панорама;
♦ творческий отчет.
Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе данной технологии учитель планирует, разрабатывает и проводит конкретные уроки.
Ключевые проблемы
Две главные проблемы, которые решает учитель при разработке урока: что именно создадут ученики на уроке? Как обеспечить этот процесс?
Вопросы
1. Что такое урок? Предложите свое определение данному понятию.
2. Какие типы уроков более всего соответствуют вашему педагогическому мировоззрению? Почему?
3. В чем принципиальная разница между урочным и внеурочным занятием?
[1] Харламов И.Ф. Педагогика. Педагогика. Минск. 2002. С. 207.
|