Урок 35-36. Урок как основная форма обучения. Проектирование урока. - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 11.12.2016, 12:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 35-36. Урок как основная форма обучения. Проектирование урока.
[ Скачать с сервера (24.9Kb) ] 25.02.2014, 08:11

Урок 35-36. Урок как основная форма обучения. Проектирование урока.

 

Цель занятия: усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений об уроке как основной форме обучения, познакомить их с особенностями проектирования урока, а также развитие памяти, внимания, точности речи.

 

Тип урока: традиционный (сдвоенный) урок освоения нового материала с элементами практической работы (с раздаточным материалом) и с элементами дискуссии.

 

Методы урока: фронтальный опрос, словесный, частично-поисковый, практический.

 

1. Организационный момент.

 

Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Вы готовы начать урок?

 

2. Проверка домашнего задания.

 

Преподаватель предлагает вспомнить материал предыдущего урока «Организационные формы обучения, их история и классификации». В вопросно-ответной форме систематизируются и обобщаются знания. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

А).  1.Дайте определение понятия «форма организации обучения».

2. Каковы достоинства и недостатки индивидуальной формы обучения?

3.Охарактеризуйте особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки, ее преимущества перед другими системами.

4.Назовите особенности Батавской и Маннгеймской систем обучения, Дальтон-плана, плана Трампа. Каковы возможности использования их в современной отечественной школе?

На выбор: 1). Определите факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.

2). Какие социально-экономические факторы детерминировали разви­тие организационных форм учебной работы?

3) Проведите анализ исторически сложившихся модификаций форм обучения (Белл-ланкастерская, Мангеймская система, Дальтон-план, план Трампа, проектная система обучения).

 

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

 

Мы хорошо поработали на предыдущих темах, но не усвоили еще один важный аспект в педагогике – это урок как основная форма обучения. Проектирование урока. Для вашей дальнейшей жизни знание этого нюанса пригодится в будущей трудовой деятельности как преподавателя. Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является знание особенностей проектирования различных типов и видов уроков. Рассмотрим проблему урока как основной формы обучения. Проектирование урока.

 

4. Изучение нового материала.

 

Среди рассмотренного многообразия форм организации педагогического процесса особое место занимает урок наиболее рас­пространенная форма организации обучения. Для него характерно: постоянство отведенного времени и состава учащихся, твердое рас­писание и место проведения, применение различных методов обуче­ния. Со времен Я.А. Коменского урок прочно вошел в теорию и практику педагогики и сегодня считается традиционной, основной формой обучения, как в начальной, так и в средней профессиональ­ной школе.

Достоинствами урока являются его экономичность, четкие вре­менные рамки, гибкость, возможность поглощать другие формы орга­низации обучения (урок-лекция, урок-экскурсия и т.д.).

В то же время урок несовершенен и имеет серьезные недостатки: он жестко регламентирован во времени, отличается консервативной структу­рой, осложняет реализацию индивидуального подхода к учащимся.

Традиционная структура урока выглядит так:

1. Организация работы (1-3 мин.);

 2. Главная часть (формирование, усвоение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35-40 мин.);

 3. Подведение итогов и задания на дом (2-3 мин.).

Основные звенья (этапы) современного урока.

1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью студентов к уроку;

2. Проверка домашнего задания;

Периодически суммируем знания, с разных точек зрения, вместо того, чтобы вызывать к доске и ставить двойки.

3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

4. Постановка цели занятия перед учащимися;

5. Организация восприятия и осмысления новой информации;

Восприятие материала на слух дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром еще К.Д. Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне думать о своем или же совсем, оставаться «без мысли в голове». Об этом же писал С.Т. Шацкий, указывая на то, что нередко учащиеся могут погружаться на уроке в «педагогический сон», то есть сохранять лишь видимость внимательности, во быть совершенно безучастными в работе и не воспринимать излагаемого материала. Эти недостатки, однако, обусловливаются не самими методами устного изложения знаний, как таковыми, а их неумелым применением.[1]

Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний? Определяющее значение в решении этой задачи имеют два дидактических условия: во-первых, само изложение материала учителем должно быть содержательным в научном отношении, живым и интересным; во-вторых, в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьников и способствующие поддержанию их внимания.

Один из этих приемов состоит в том, что при устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала.

 Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.[2]

6. Первичная проверка понимания;

Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) давал обучающимся задание заучить 13 лишенных смысла слов и не требовал в дальнейшем повторять их. При контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44 % этих слов, а через 2,5-3 часа – только 28 %. Вот почему, чтобы предупредить забывание знаний, усвоенных на уроке, необходимо провести работу по их закреплению в день их восприятия.[3]

7. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый педагогом и учащимися, оценка знаний.

К сожалению, в 60-70-е годы в нашей педагогике искаженную трактовку получили идеи развивающего обучения, основной смысл которых состоял в том, чтобы главный акцент в учебной работе делался на применении методов и приемов, способствующих развитию мыслительных способностей учащихся, и не обращалось должного внимания на прочное овладение (запоминание) изучаемого материала. Дело дошло до того, что само понятие «запоминание» исчезло из дидактики и учебных пособий для учителей, и его употребление стало подвергаться критике, поскольку оно якобы ассоциируется с механической зубрежкой. Но, спрашивается, разве можно обеспечить прочное овладение знаниями, не организуя специальной учебно-познавательной деятельности учащихся по их запоминанию? Конечно, нельзя. Вместе с тем не имеет ничего общего правильно поставленное усвоение (запоминание) изучаемого материала с механической зубрежкой. Наоборот, оно способствует более глубокому осмыслению знаний, способов их применения на практике и умственному развитию учащихся.

Каким же образом обеспечивается прочность обучения?      

Решение этой задачи, прежде всего, требует, чтобы учащиеся совершали в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации.[4]

8. Домашнее задание к следующему уроку.

Определенный интерес представляют рекомендации В.А. Сухомлинского по поводу домашних заданий: «Не допускайте, чтобы единственной целью проверки знаний было – поставить ученику оценку. Пусть как мож­но чаще оценивание знаний сочетается с другими целями, и, прежде всего, с новым осмысливанием, развитием, уг­лублением знаний.  Не допускайте крайности – оценивания каждого ответа, каждой письменной работы – это приво­дит к отрицательным результатам. Почему это так – сле­дует объяснить специально.»[1]

 


[1] Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. М.: Изд-во Академия педагогических наук РСФСР. – 1961– 658 с.

 

9. Подведение итогов урока.

 

На второй половине пары я предлагаю вам практическую работу.

 

Приложение. Раздаточный материал.

 

5. Закрепление.

 

1. Определите, чем объясняется целесообразность применения урока как основной формы организации обучения в современном ОУ?

2. Укажите на факторы, определяющие наиболее эффективные пути индивидуализации обучения на уроке. 1) Ориентация в обучении на средних учеников. 2) Выбор методов обучения, соответствующих умственным возможностям учащихся. 3) Организация помощи слабым ученикам со стороны сильных учеников. 4) Дифференцированные задания для самостоятельной работы учащихся с различным уровнем учебных возможностей. 5) Организация дополнительных занятий с отстающими учащимися. 6) Правильного ответа нет.

 

6. Запись домашнего задания.

 

1). Повторить конспект.

2). На что учителю следует обращать внимание при анализе и самоанализе урока?

3).  Назовите основные факторы, определяющие эмоциональную атмосферу урока.

На выбор: 1). Разработайте урок (фрагмент урока) объяснительно-иллюстративного типа.

2). Разработайте урок (фрагмент урока) проблемного типа.

3). Разработайте урок (фрагмент урока) программированного типа.

4). Разработайте интегрированный урок.

5). Разработайте сюжетно-ролевой урок.

6). Разработайте урок-экскурсию.

 

Используемая литература, источники

 

1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 299 с.

2. Задания и методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Педагогика» (ГОС–2005) для студентов всех форм обучения специальности 050402 Юриспруденция (032700) / ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2007. 91 с.

2. Педагогика: Теория обучения: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Л.Д.Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. 223 с.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.

5. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – М.: 2004.

 

Приложение.

 

Урок

Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система учения учителя. Целью результативного урока является создание учениками совместно с учителем определенного образовательного продукта. Образовательная продукция является результатом выполнения разнообразных видов деятельности, поэтому разделение уроков на типы может происходить на основе различных ведущих видов деятельностей: когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных и др.

Для определения базовой основы выбирается оптимальный для каждого случая тип урока. Уроки, особенно в младших и средних классах, как правило, комбинированные, то есть включают 3-4 сменяющих друг друга вида деятельности учеников. В старших классах деятельностная доминанта всего урока может быть одна при различных формах ее воплощения.

Ниже представлены перечни названий типов уроков. На их основе могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных уроков включает в себе неограниченный набор вари­антов их построения.

Уроки когнитивного типа:

♦      урок-наблюдение;

♦      урок-эксперимент;

♦      урок исследования объекта;

♦      поисковый урок;

♦      лабораторно-практический урок;

♦      урок постановки проблем и их решения;

♦      урок конструирования понятий (правил, закономерностей, ги­потез);

♦      урок конструирования теорий;

♦  урок-концепт, построение картины мира или ее части; урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами);

♦      интегративный урок; метапредметный урок; межпредметный урок;

♦      урок философского обобщения.

Уроки креативного типа:

♦      урок составления и решения задач;

♦      урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа);

♦      урок-парадокс;

♦      урок-фантазия;

♦      урок изобретательства;

♦      урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного, педагогического) творчества;

♦      урок моделирования;

♦      урок символотворчества;

♦      урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий);

♦      урок – эвристическая ситуация;

♦      урок открытий;

♦      сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т. п.);

♦      деловая игра;

♦      ролевая игра;

♦      урок-путешествие (реальное, виртуальное);

♦      урок наоборот (ученик в роли учителя);

♦      урок в школе будущего;

♦      прогностический урок;

♦      урок защиты творческих работ;

♦      урок-олимпиада;

♦      урок творческого обобщения. Уроки оргдеятельностного типа:

♦      урок целеполагания;

♦      урок нормотворчества;

♦      урок разработки индивидуальных образовательных программ;

♦      урок защиты индивидуальных образовательных программ;

♦      уроки с групповой работой;

♦        урок-проект (с использованием метода проектов);

♦       урок-консультация (взаимоконсультация);

♦      урок самооценок (взаимооценок);

♦      урок-зачет (самозачет);

♦      урок-рефлексия. Уроки коммуникативного типа:

♦      бинарный урок (ведут два учителя);

♦      урок рецензирования;

♦      урок взаимоконтроля;

♦      урок-вернисаж;

♦      урок-выставка;

♦      урок-аукцион;

♦      урок-конференция;

♦      урок-соревнование;

♦      урок-КВН;

♦      урок «суд над явлением»;

♦      урок-спектакль;

♦      урок - «круглый стол»;

♦      урок-панорама;

♦      творческий отчет.

Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе данной техно­логии учитель планирует, разрабатывает и проводит конкретные уроки.

 

Ключевые проблемы

 

Две главные проблемы, которые решает учитель при разработке урока: что именно создадут ученики на уроке? Как обеспечить этот процесс?

 

Вопросы

 

1.     Что такое урок? Предложите свое определение данному понятию.

2.     Какие типы уроков более всего соответствуют вашему педагоги­ческому мировоззрению? Почему?

3.     В чем принципиальная разница между урочным и внеурочным занятием?

 

 

 


[1] Харламов И.Ф. Педагогика.  Педагогика. Минск. 2002. С. 207.

[2] Там же. С. 208.

[3] Там же. С. 305.

[4] Там же. С. 193.

 

 

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 1098 | Загрузок: 37
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Я испытываю плохое состояние, когда:
    Всего ответов: 100
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016