ПРИВЕТ, МОЙ ДРУГ!
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Среда, 15.05.2024, 07:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [110]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 33-34. Организационные формы обучения, их история и классификации
[ Скачать с сервера (21.3 Kb) ] 23.02.2014, 11:54

 

Интерес возникает из интересных предметов и занятий.

Из богатства таковых возникает многосторонний интерес.

И.Ф. Гербарт
Урок 33-34. Организационные формы обучения, их история и классификации
 
Цель занятия: сформировать у студентов представление о становлении и совершенствовании организационных форм обучения, познакомить с классификациями форм обучения.
 

Тип урока: традиционный (сдвоенный) урок освоения нового материала с элементами практической работы (с раздаточным материалом) и с элементами дискуссии.

 

 

Методы урока: фронтальный опрос, словесный, частично-поисковый, практический.

 

 

Ход урока

 

 
1. Организационный момент.
 
– Здравствуйте, ребята!...
 
2. Проверка домашнего задания.
 
А). Фронтальный устный или письменный опрос.
1. Что вы относите к средствам обучения? Тождественны ли понятия «методы обучения» и «средства обучения»?
2. Охарактеризуйте основные средства обучения.
Б). На выбор:
1). Проанализируйте свой ученический опыт использования средств обучения в школе, в вузе. Какие из этих средств оказывались наиболее эффективными для вашего образования? Почему?
2). Подготовьте план урока с использованием видеоматериалов (аудиозаписей, видеокассет и др.). Подберите необходимые средства обучения. В качестве главной цели урока определите создание учащимися образовательной продукции по изучаемой теме. В структуре урока используйте следующую методику применения видеоматериалов:
подготовка учеников к просмотру материала, формулирование заданий;
просмотр материала;
обсуждение увиденного, выполнение заданий.
3). Чем были вызваны резкий рост интереса к техническим средствам обучения в конце 60-х годов и последующий спад этого интереса?
4). Изучите какой-либо учебник по школьному предмету и охарактеризуйте его структуру – какие разделы в него включены, что особенного в содержании учебного материала и т.д.
5). Условия применения электронного учебника в процессе обучения.
 
3.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
 
Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса.
Как было рассмотрено ранее, метод обучения выступает в роли способа организации процессов освоения учащимися новых знаний, формирования умений и навыков, развития психических функций и личностных качеств. Таким образом, понятие «метод» характеризует содержательную, или внутреннюю, сторону учебного процесса.
Понятие «форма организации обучения», или, как ещё говорят, организационная форма обучения, имеет иной смысл. Рассмотрим проблему оргформ обучения.
 
4. Изучение нового материала.
 
 Слово forma в переводе с латинского означает наружный вид, внешнее очертание. Таким образом, форма в обучении обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педпроцесса.
 Форма через составляющие ее компоненты (цели, принципы, содержание, средства и методы) определяет деятель­ность педагогов и учащихся, их воспитательные отношения. Педагог, передавая общественный опыт, обрабатывает и структурирует его со­держание, доказывает, помогает освоить и сделать личным опытом учащегося.

Организационные формы обучения историчны: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки и образовательной теории и практики.

 

Самой первой формой обучения, берущей свое начало с глубокой древности является индивидуальная форма обучения. Эта форма организации обучения была единственной в античное время, в период средневековья, а в некоторых странах широко использовалась до XVIII в. Достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет индивидуализировать содержание, методы, темпы учебной деятельности, облегчает контроль и корректировку знаний и умений. Индивидуальная форма обучения обладает рядом недостатков: неэкономичность, невозможность общения и сотрудничества обучаемого с другими учениками.
С XVI в. развивается индивидуально-групповая форма организации учебного процесса. Суть этой формы в том, что занятия ведутся с разновозрастной группой учащихся. Учитель работает с учениками отдельно, поочередно объясняя материал и спрашивая каждого из них.
В XVII вв. в возникают формы массового обучения детей. В настоящее время наибольшее распространение из них получила классно-урочная система обучения (Я.А.Коменский).
Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:
·        учащиеся примерно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который имеет постоянный состав;
·        класс работает по единому годовому плану и по программе согласно расписания;

·        основной единицей занятий является урок;

 

·        урок посвящен одному учебному предмету, теме; все учащиеся работают над одним и тем же материалом;

·        работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает каждого ученика; в конце года он принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

 

·        Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены – признаки классно-урочной системы.

Достоинства классно-урочной системы: четкая организационная структура, упрощение управления педагогическим процессом, возможность обучаемых взаимодействовать в процессе обучения, постоянный контакт с учителем, экономичность обучения, последовательность обучения.

 

Недостатки классно-урочной системы: ориентация на среднего ученика, Сложность учета индивидуальных особенностей учащихся, отсутствие общения между учащимися разного возраста.
Первую попытку модернизации классно-урочной системы предприняли в конце XVIII начале XIX вв. английский священник А.Белл и учитель Дж.Ланкастер. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Таким образом, организовывалось массовое обучение, однако качество его было недостаточно высоким.
В конце XIX – в начале XX вв. В США была основана Батавская система, включающая уроки и индивидуальные занятия с теми, кто отстает в усвоении учебного материала и с теми, кто преуспевает. При этом с первыми занимается помощник учителя, а со вторыми – учитель.
Одновременно с Батавской системой возникает Маннгеймская система, названная в честь города Маннгейм, где она была впервые применена. Маннгеймская система предполагает сохранение классно-урочной формы обучения, однако классы комплектуются в зависимости от уровня способностей учеников и степени их подготовки, ученики распределяются по классам на слабых, средних и сильных.
В начале XX в. появилась система индивидуализированного обучения, впервые примененная учителем Еленой Паркхерст в городе Дальтон (штат Массачусетс). Эта система вошла в историю под названием дальтон-план. Ее же нередко именуют лабораторной системой или системой мастерских. Ученики, исходя из полученных от педагога заданий, занимаются самостоятельно, обращаясь при необходимости за консультациями к педагогу.
Достоинствами дальтон-плана являются: приспособление темпа обучения к реальным возможностям учеников, развитие самостоятельности в учении, развитие инициативности, вовлечение в поиск рациональных методов работы.
Среди недостатков дальтон-плана можно назвать: отсутствие системы в овладении знаниями, фрагментарность знаний, нездоровое   соперничество между учащимися и др.
В 50-60 гг. XX в. возникает план Трампа, разработанный профессором Ллойдом Трампом. Основная его идея – максимальное стимулирование индивидуального обучения с помощью гибкости форм его организации. При таком обучении сочетаются занятия в больших аудиториях с занятиями в малых группах и индивидуальными занятиями. Лекционные занятия (40% учебного времени) проводятся профессором с группой 100-150 человек; занятия в малых группах с непостоянным составом (20% учебного времени) ведутся рядовым учителем с 10-15 обучаемыми; индивидуальная работа в кабинетах и лабораториях занимает все остальное время.
 
На второй половине пары я предлагаю вам практическую работу.
 
Приложение. Раздаточный материал.
 
5. Закрепление.
 
1. Укажите в работах какого педагога классно-урочная система обучения впервые получила научное обоснование А) Джон Локк. Б) И.Г. Песталоцци. В) К.Д. Ушинский. Г) Елена Паркхерст. Д) А. Дистервег. Е) Правильного ответа нет. 
2. Назовите особенности классно-урочной, Маннгеймской, Батавской систем обучения, дальтон-плана, плана Трампа.
 
Заключительное слово преподавателя
 
Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Способ выражения содержания заключается в его структурировании, расположении, соотнесении частей, дозировке, установлении связей между частями. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию. 
 
 
6. Запись домашнего задания.
 
Обязательное: повторить конспект.
На выбор: 1). Определите факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.

2). Какие социально-экономические факторы детерминировали разви­тие организационных форм учебной работы?

 

3) Проведите анализ исторически сложившихся модификаций форм обучения (Белл-ланкастерская, Мангеймская система, Дальтон-план, план Трампа, проектная система обучения).
 
7. Рефлексия. Беседа.
 
1. Интересно ли прошло занятие?
2. Довольны ли вы результатом своей работы?
3. Какие трудности возникли у вас в течение урока?
4. Что нового узнали на уроке?
 
8. Итог урока.
 

Преподаватель подводит итог работы студентов на уроке, оценки.

 

 
 
Спасибо за работу!
 
Используемая литература, источники
 
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2008. –299 с.
2. Задания и методические указания к выполнению практических работ и подготовке студентов к семинарским занятиям по дисциплине «Педагогика» для студентов всех форм обучения направления подготовки 034700.62 Документоведение и архивоведение. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 15 с. Автор: ст. преподаватель каф. ППД Д. В. Потепалов.
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия». – 2000.
4. Педагогика: Теория обучения: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Л.Д.Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. 223 с.

5. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – М.: 2004.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение.
 
Классификация форм обучения.
Форма – наружный вид, внешнее очертание, определенный уста­новленный порядок. Формы обучения принято делить на общие и кон­кретные.
Общие формы обучения в соответствии с особенностями комму­никаций между учителем и учениками делятся на следующие группы форм:
      индивидуальные – взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т. п.);
      парные – взаимодействие между двумя учениками (взаимообу­чение, взаимоконтроль и т. д.), пары сменного состава;
      групповые – учащиеся работают в группах;
  коллективные – учащиеся класса занимаются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодей­ствия; при фронтальном обучении учитель работает сразу со всем классом в едином темпе и с общими задачами.
Конкретные формы обучения определяют конструкции отдельных звеньев процесса обучения и подразделяются на внешние и внут­ренние.
Внешние формы организации обучения обозначают вид занятия: урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное заня­тие, олимпиада, лабораторная работа, конференция, кружок, мастер­ская, лаборатория, зачет, экзамен и т. д.
Внутренние формы организации обучения: вводное занятие, заня­тие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по система­тизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навы­ков, комбинированные формы занятий.
Комбинируя сочетания общих и конкретных форм обучения, полу­чают разные системы форм обучения, называемые классно-урочной, лекционно-семинарской и др.
Наиболее распространенная система форм обучения – классно- урочная. Ее альтернативы: белл-ланкастерская система взаимного обу­чения, батовская система, маннгеймская система, Дальтон-план, план Трампа, «погружение», обучение по эпохам.

В настоящее время не существует единого понимания и классифи­кации форм обучения. Классификации проводятся учеными по раз­личным основаниям. Ч. Куписевич предлагает использовать наиболее типичные для школы формы: индивидуальное обучение, коллектив­ное обучение, внеклассные и одновременно внешкольные занятия.
В. И. Андреев выделяет внутренние формы организации обучения, в качестве основания для классификации выбирая структурное взаи­модействие элементов с точки зрения доминирующей цели обучения.
Существуют классификации форм обучения, делящие их по дидак­тическим целям на теоретические, комбинированные, Практические, трудовые.

1.     С какой целью разрабатываются новые формы обучения и систе­мы форм обучения, альтернативные классно-урочной системе?
2.     В чем преимущества и недостатки индивидуальной (групповой и др.) формы обучения.
Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 2928 | Загрузок: 41
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Интернет урок
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Фед. ин-т пед. изм-ний
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Глобус
    Наш опрос
    Любимый день недели?
    Всего ответов: 187
    АФОРИЗМЫ
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2024