Урок 31-32. Средства обучения - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Вторник, 06.12.2016, 20:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 31-32. Средства обучения
[ Скачать с сервера (24.8Kb) ] 16.02.2014, 08:12

Ценность любого инструмента определяется тем, чьи руки его держат
Пословица
 
Урок 31-32. Средства обучения
 
Цель – формирование у студентов понятия "средства обучения", рассмотрение особенностей их содержания и применения, развитие коммуникативной культуры.
 
Тип урока: традиционный (сдвоенный) урок освоения нового материала.
 
Методы урока: опрос, лекция с элементами беседы, эвристический.
 
Ход урока
 
1. Организационный момент.
 
Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Вы готовы начать урок?
 
2. Проверка домашнего задания.
 
А). Устный фронтальный опрос.
1). Какие условия определяют выбор методов обучения? Перечислите их, приведите примеры.
2). Дайте определение сущности каждого из рассмотренных методов обучения.
3). Каковы особенности применения ме­тодов обучения?
 
Б). Письменная самостоятельная работа (10 мин.).
Вариант 1. Урок природоведения по теме «Дикие звери зимой». Учитель начинает урок с показа соответствующих рисунков, расположенных в два ряда: «Звери осенью» и «Звери зимой». В первом – рисунки лисы, волка, лося. Задание: «Рассмотреть внимательно рисунки зверей в обоих рядах. Что заметили? Что заинтересовало?» Учащиеся называют животных, сравнивают оба ряда и обнаруживают, что в ряду «Звери зимой» нет ежа, медведя, барсука. Они интересуются, почему в ряду «Звери зимой» отсутствуют названные звери.  Какой метод обучения использован?  Какие задачи реализуются при таком использовании данного метода?
Вариант 2. Урок физики в VI классе. Тема урока «Инерция».  Приведем фрагмент этого урока. Учитель. На моем столе находится штатив с подвешенным к нему на нити грузом, к которому снизу привязана вторая нить. Верхняя нить натянута грузом, и если дернуть за нижнюю нить, то можно ожидать обрыва именно верхней нити. Но вот я произвожу опыт. Что вы наблюдаете? Ученик. Обрывается не верхняя, нижняя нить. Учитель: «Причиной обрыва нижней, а не верхней нити является новое для вас свойство всех тел, которые носит название инерции. Инерция – это свойство тел сохранять свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела».  Укажите, какие методы обучения были использованы учителем в этом фрагменте урока и в чем их сущность. 
 
3.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
 
На прошлом уроке мы изучали методы обучения, т.е. способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Методы обучения находятся в тесной взаимосвязи со средствами обучения. Методы и средства должны соответствовать друг другу. Многие средства обучения могут употребляться в сочетании с различными методами и наоборот, поэтому мы рассмотрим средства обучения.
Сегодняшний урок будет проведен в форме урока-подарка. Скажите, что можно дарить? (Цветы, сувениры, книги, радость и т.д.) А еще друг для друга можно подарить знания. А сегодня мы будем дарить, новые знания друг другу. 
 
4. Изучение нового материала.
 
В процессе передачи общественного опыта во взаимодействие «преподаватель – учащийся» включаются посредники, с помощью которых увеличивается объем передаваемой информации, оптимизируется педа­гогический процесс, повышается его эффективность. Эти посредники называются средствами обучения.
По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Л.С. Выготский (Собр. соч. Т. 1. С. 103) приводит такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др. В общем случае идеальное средство – это орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей.
Рассмотрим некоторые из них. Средства наглядности. Их основная функция – иллюстрация, помощь в наиболее полном и глубоком понимании образа того или иного предмета, или явления. Сюда относят схемы, рисунки, чертежи, фотографии, макеты, модели.
Технические средства обучения (ТСО) – самое разработанное средство обучения. Они существенно изменяют методы учебной работы, т.к. могут показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний.
К ним относятся видеомагнитофоны, компьютеры и компьютерные классы.
Объективная необходимость использования наглядных средств и технических средств обучения (ТСО) в процессе обучения заключается в их огромном влиянии на процесс понимания и запоминания: при опытной проверке эффективности запоминания текста установлено, что при слуховом восприятии усваивается 15% информации, при зрительном – 25, а в комплексе, т.е. при зрительном и слуховом одновременно, – 65%.[1]
Эффективность применения ТСО зависит от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Применение ТСО в начале урока (на 5 минут) сокращает подготовительный период с 3 до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5-10 минут позже обычного.[2]
Общение также является средством обучения. Общение – одна из форм активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участниками учебного процесса. В речи учитель выражает себя целиком: свою душу, интеллект, эмоции, волю, характер, темперамент, филологические способности, отношение к учащимся и учебному предмету. Учащиеся улавливают в речи учителя прежде всего отношения и эмоции. На любовь они отвечают любовью, на равнодушие – равнодушием и т.д.[3]
Немаловажным условием общения является развитое чувство юмора.
1) Чувство юмора характеризует человека (преподавателя, учащегося, руководителя) как интересного и находчивого;
2) Чувство юмора позволяет войти в более близкий контакт с собеседником;
3) Неожиданная шутка, рассказ о комическом случае, остроумная реплика и т.п. позволяет снять напряжение, а иногда и выйти с меньшими потерями из конфликтной ситуации;
4) Шутка, совместный смех позволяют растопить лед недоверия, преодолеть барьеры в общении («юмор проникает через панцирь черепахи»).
 
На второй половине пары я предлагаю студентам практическую работу «Современные средства обучения».
 
Приложение. Раздаточный материал.
 
5. Закрепление.
 
1). Что понимается под средством обучения?
2) Перечислите средства обучения.
 
Заключительное слово преподавателя
 
Итак, методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения. Средства обучения рассматриваются как все то, что способствует достижению целей образования. В более узком смысле под средствами обучения понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства обучения и др.
 
Обязательное: повторить конспект.
 
 Домашнее задание каждый для себя выберет сам:
1). Проанализируйте свой ученический опыт использования средств обучения в школе, в вузе. Какие из этих средств оказывались наиболее эффективными для вашего образования? Почему?
2). Подготовьте план урока с использованием видеоматериалов (аудиозаписей, видеокассет и др.). Подберите необходимые средства обучения. В качестве главной цели урока определите создание учащимися образовательной продукции по изучаемой теме. В структуре урока используйте следующую методику применения видеоматериалов:
·               подготовка учеников к просмотру материала, формулирование заданий;
·               просмотр материала;
·               обсуждение увиденного, выполнение заданий.
3). Чем были вызваны резкий рост интереса к техническим средствам обучения в конце 60-х годов и последующий спад этого интереса?
4). Изучите какой-либо учебник по школьному предмету и охарактеризуйте его структуру – какие разделы в него включены, что особенного в содержании учебного материала и т.д.
5). Условия применения электронного учебника в процессе обучения.
 
 
Используемая литература, источники
 
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. - 299 с.
2. Задания и методические указания к выполнению практических работ и подготовке студентов к семинарским занятиям по дисциплине «Педагогика» для студентов всех форм обучения направления подготовки 034700.62 Документоведение и архивоведение. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 15 с. Автор: ст. преподаватель каф. ППД Д. В. Потепалов.
3. Педагогика: Теория обучения: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Л.Д.Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. 223 с.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
5. Филинкова А.Н. Практикум по педагогике. Тулун, 2007. 55 с.
6. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.
7. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – М.: 2004.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение.
 
 
 
Современные средства обучения.
 
Средства обучения – орудия деятельности учителя и учеников; представляют собой материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей инфор­мации и инструмента деятельности.
Существует множество классификаций средств обучения, отлича­ющихся положенным в ее основу признаком, например:
по составу объектов – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образ­ные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);
по отношению к источникам появления – искусственные (при­боры, картины, учебники) и естественные (натуральные объек­ты, препараты, гербарии);
по сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);
по особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные про­граммы);
по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстра­ционные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудио­визуальные (телевидение, видеофильмы);
по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные про­граммы, электронные учебники), лазерные (CD-ROM, DVD);
по уровням содержания образования – средства обучения на уров­не урока (текстовый материал и др.), на уровне предмета (учеб­ники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);
по отношению к технологическому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, ком­пьютеры), перспективные (Web-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).
Дидактические функции средств обучения: уменьшение затрат вре­мени; передача необходимой для обучения информации; рассмотре­ние изучаемого объекта или явления по частям и в целом; обеспечение деятельности учащихся и педагога.
Удобной является кабинетная система, когда все средства обучения по учебному курсу или нескольким смежным курсам располагаются в одном помещении, имеющем лаборантскую и подсобную комнаты.
Дидактические требования по подготовке урока с использованием средств обучения:
а)    проанализировать цели урока, его содержание и логику изучения материала;
б)    выделить главные элементы, которые должны быть усвоены уча­щимися;
в)    установить, на каком этапе и для какой цели необходимо исполь­зование средств обучения;
г)    отобрать оптимальные средства обучения;
д)    определить методы и приемы, с помощью которых будет обес­печена познавательная деятельность учащихся, сформулировать задания.
Средства медиа-образования: учебник, средства массовой инфор­мации (печать, радио, телевидение), видео, компьютерные обучающие программы и игры, мультимедиа, информационные сети Интернет.
Компакт-диски (CD-ROM) помогают обеспечить интерактивность взаимодействия ученика с учебным материалом, обеспечить инди­видуальную траекторию его освоения, интенсифицировать обратную связь «ученик–учитель»
Прогрессивными средствами обучения являются электронные учеб­ники, образовательные Web-сайты, Web-квесты – страницы по опре­деленной теме на образовательных сайтах, которые соединены гипер­ссылками со страницами из других сайтов в сети Интернет.
Современные социальные, образовательные и технологические из­менения требуют не только систематического обновления фонда средств обучения, но и их влияния на корректировку целей и содержания об­разования, разработку новых форм и методов обучения. Особенно ярко данная тенденция наблюдается в процессе развития ресурсов сети Интернет и электронных средств коммуникаций. Развитие интернет-образования обусловливает изменения во всей системе образования и ее научных основах. Дистанционная педагогика – одно из наиболее развивающихся направлений в педагогике, которое влечет за собой пе­ресмотр ряда традиционных дидактических понятий. Например, по­нятие содержания образования приобретает функцию открытой среды.


1.    Может ли в качестве средства обучения выступать его содер­жание?
2.    Может ли наглядным пособием выступать умозрительный на­глядный образ, например, образ древа жизни?
3.    Чем работа ученика с информацией отличается от его работы с реальными объектами?
4.    Как вы считаете, влияет ли носитель информации на ее содер­жание?
5.    Приведите пример влияния средств обучения на изменение це­лей и содержания образования.
 

[1] Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. педагогич. заведений / Под. ред. С.А.Смирнова. М., 2000. С. 234.
[2] Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002 – С. 283.
[3] Там же.  С. 267.
 

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 934 | Загрузок: 23
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Любимый день недели?
    Всего ответов: 156
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016