Урок 29-30. Методы обучения. Классификации методов обучения - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Вторник, 06.12.2016, 20:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 29-30. Методы обучения. Классификации методов обучения
[ Скачать с сервера (22.8Kb) ] 13.02.2014, 10:14

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.
Д. Пойа.
 
 
Урок 29-30. Методы обучения. Классификации методов обучения
 
Цели занятия: изучить классификации методов обучения; сформировать у студентов понятие о методах обучения; рассмотреть сущность различных методов обучения, специфику их применения.
 
Тип урока: комбинированный.
 
Методы урока: опрос, лекция с элементами беседы, эвристический.
 
Ход урока
 
1. Организационный момент.
 
Приветствие, определение отсутствующих, проверка внешнего состояния кабинета. Проверка подготовленности группы на урок, организация внимания.
 
2. Проверка домашнего задания.
 
А). Устный фронтальный опрос.
1). Что понимается под содержанием образования?
2). Что такое содержание обучения?
3). Охарактеризуйте концепции отбора содержания образования – дидактический энциклопедизм, формализм, дидактический утилитаризм.
4). В чем суть концепций социокультурной теории содержания обучения и компетентностной теории содержания образования.
Б). Письменная самостоятельная работа (10 мин.)
Вариант 1. На методическом объединении учителей физики разгорелся спор о содержании учебного материала по данной дисциплине. Молодой учитель с университетским образованием решительно выступал за то, чтобы в курсе физики опустить большинство материала о так называемой «старой физике», зато знакомить учащихся с новейшими достижениями в физике, увлечь перспективой развития новых направлений в этой науке. Его коллеги отстаивали ту точку зрения, что главное внимание следует уделять изучению «классической физики», а в ознакомлении с новым    не выходить за рамки учебника. Дескать, и так программа по физике перегружена.  А какой точки зрения придерживаетесь вы? Аргументируйте свои суждения. 
Вариант 2. Учитель литературы Дмитрий Николаевич предложил ученикам IX и X классов не пользоваться учебниками литературы при изучении художественного творчества писателей, а внимательно читать художественные произведения и проявлять самостоятельность при их анализе. О «новшестве» Д.Н. стало известно завучу школы Наталье Сергеевне. – Как же вы, Дмитрий Николаевич, – обратилась, завуч к учителю с упреком, – можете пренебрегать учебником? Ведь вы пускаете изучение литературы на самотек. Это какая – то анархия. – Почему же, уважаемая Наталья Сергеевна? Ученики по учебнику знакомятся с биографиями писателей, особенностями литературного развития на определенном этапе. Но при анализе художественных произведений – увольте. Они уже могут мыслить самостоятельно. Я вооружаю инструментом анализа художественного произведения. Пусть наслаждаются искусством, а не рассматривают кирпичики от литературы. Когда они читают учебник литературы, автор давит их, парализует мысль. – Ваши доводы не убедили меня, – не соглашалась Н.С., – так можно пойти по пути отказа от всех учебников. Я боюсь, что ваши ученики не будут знать литературы. – Наталья Сергеевна, приходите ко мне на уроки. Ведь важен результат…  А какой точки зрения придерживаетесь вы?  Можно ли отказаться от учебников по другим учебным предметам (физике, биологии, истории)? Если нет, то почему?
 
3.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
 
Многие преподаватели в своей повседневной педагогической работе испытывают значительные затруднения и допускают просчеты. Почему это происходит? Прежде всего – это связано с неумением и (или) нежеланием использовать в соответствии социальной ситуацией развития адекватных методов организации познавательной деятельности. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим проблему методов обучения.
 
4. Изучение нового материала.
 
Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к ожидаемому результату. Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.[1]
Единой классификации методов обучения не существует; в то же время рассмотрение различных подходов к разделению методов обучения на группы является основани­ем для их систематизации как дидактического инструментария.
По источнику передачи знаний выделяют следующие методы:
словесные: рассказ, объяснение, беседа, дискус­сия, лекция; работа с учебником;
наглядные: методы иллюстрации или показа (с помощью использования плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), демонстрации (опытов, телепередач, видео-, CD- фильмов, компьютерных программ);
 практические: упражнение  (устное,  письменное,  тренировочное, учебно-трудовое), лабораторная работа, практическая работа, дидактическая игра.
Рассмотрим особенности применения методов обучения. Первая группа – словесные методы обучения. Среди них выделяется рассказ. Он предусматривает монологическое изложение учебного материала педагогом. Эффективность рассказа как метода обучения зависит: а) от его ораторских способностей; б) от знания педагогом содержания учебного материала; в) от его педагогического авторитета. 1. Рассказ целесообразно применять для объяснения нового материала. Рекомендации: по объему рассказ не должен превышать 15-20 % от общего объема учебного времени. В процессе рассказа учащимся трудно удерживать во внимании общую логику изложения. По времени урока или занятия рассказ не должен превышать 7-10 минут. 2. Беседа. Предусматривает диалог с обучающимися. Обычно она проводится в вопросно-ответной форме и потому она подходит для опроса и контроля за знаниями учащихся. Опрос может быть для закрепления знаний. Опрос развивает речь и мышление учащихся. Опрос вносит в обучение элементы соревновательности (кто лучше ответит). Среди словесных методов есть и продуктивные. 1. Дискуссия – обсуждение какого-то спорного вопроса без предварительного доклада. Но более эффективным методом является диспут. Он также проводится по спорному вопросу, но вначале обязательно делается доклад или несколько докладов, на котором обосновывается только одна точка зрения. Диспут можно проводить только с весьма подготовленными учащимися. Диспут и дискуссия развивают самостоятельность мышления, речь, но нельзя злоупотреблять диспутами и дискуссиями, т.к. они снижают темпы изучения нового материала и нередко отвлекают обучающихся от учебных проблем и переводят их внимание в сторону социальных и политических проблем. Таким образом, диспуты и дискуссии целесообразно проводить не чаще одного раза в месяц и подготовка к ним тоже должна быть в пределах одного месяца. Высшая форма словесных методов обучения – лекция. 2. Лекция – монологическое изложение какой-либо теории или концепции, которая обладает внутренней логикой. В процессе лекции педагог обязательно выражает свою позицию, обосновывает свои убеждения. Лекция наиболее затруднительна для восприятия. Обучающиеся, имеющие пробелы в знаниях, с трудом воспринимают единую логику лекций. В системе НПО лекции нецелесообразны. В системе СПО на лекции целесообразно расходовать не более не более 10% учебного времени. В системе ВПО на лекции может приходится до 50% учебного времени. Все вместе взятые словесные методы обладают одним существенным недостатком – они способствуют только лишь распредмечиванию учебного материала, а частичное опредмечивание возможно только в процессе беседы, диспута или дискуссии.
Третья группа – это практические методы. В основном они нацелены на опредмечивание знаний, т.е. на перевод знаний в деятельность. 1. Показ – применение каких-то статичных предметов. 2. Демонстрация – воспроизведение динамичных объектов. Показ и демонстрация базируются на принципе наглядности обучения. Здесь минимально опредмечивание.
 
На второй половине пары я предлагаю студентам практическую работу «Классификация методов обучения».
 
Приложение. Раздаточный материал.
 
5. Закрепление.
 
1. Покажите, что методы обучения не тождественны принципам обучения.
2. Возможно ли построение единой классификации методов обучения? Почему?
3.  Какие методы обучения существуют в педагогике?
 
Заключительное слово преподавателя
 
Метод обучения – понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. Проблема состоит в многогранности этого понятия.
В переводе с греческого methodos означает «путь исследования, теория», иначе – способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. Поскольку ученые еще не пришли к единому пониманию самого понятия «метод», вполне естественно, что нет и единой классификации.
 
Обязательное: повторить конспект.
 
 Домашнее задание каждый для себя выберет сам:
1. Попробуйте придумать и описать какой-либо свой метод обучения, например «метод прыжка», «метод близнецов» и т.п. Докажите, что ваш метод не сводится ни к одному другому неизвестному методу обучения.
2. Какие методы обучения используют в своей работе педагоги-новаторы? Что, по Вашему мнению, в их опыте заслуживает изучения и распространения? Что является достоянием индивидуальности педагога, а что представляется неубедительным?
3. Как отражается в методах обучения проблема активизации по­знавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом? Раскройте этот вопрос на конкретных примерах.
 
7. Итог урока.
 
Преподаватель подводит итог работы студентов на уроке, оценки.
 
Спасибо за работу!
 
Используемая литература, источники
 
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. - 299 с.
2. Задания и методические указания к выполнению практических работ и подготовке студентов к семинарским занятиям по дисциплине «Педагогика» для студентов всех форм обучения направления подготовки 034700.62 Документоведение и архивоведение. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 15 с. Автор: ст. преподаватель каф. ППД Д. В. Потепалов.
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
4. Филинкова А.Н. Практикум по педагогике. Тулун, 2007. 55 с.
5. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.
6. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – М.: 2004.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение.
 

Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение ими образовательных це­лей. Метод представляет собой систему алгоритмизированных дей­ствий. Составной частью метода является прием.
Классификации методов обучения создаются на разных основани­ях, например:
    методы учителя, ученика, их совместной работы;
    словесные, наглядные, практические методы;
    объяснительно-иллюстрированные, репродуктивные, проблем­ного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследо­вательские методы (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин);
    методы стимулирования и мотивации учения, методы организа­ции и осуществления учебных действий, методы контроля и са­моконтроля (Ю. К. Бабанский);
    коммуникативные, познавательные, преобразовательные, систе­матизирующие, контрольные методы (В. А. Онищук);
    когнитивные, креативные, оргдеятельностные методы обучения (А. В. Хуторской).
Особое место занимают эвристические методы обучения, с помо­щью которых учащиеся создают образовательную продукцию как в изучаемых курсах, так и в организации своего образования. Примеры таких методов: эмпатия, смысловое, образное и символическое виде­ние, эвристические вопросы, конструирование понятий, правил, тео­рий, прогнозирование ошибок, образная картина, гиперболизация, инверсия, ученическое целеполагание, рефлексия.
Выбор методов обучения определяется: смысловыми целями обра­зования, особенностями учебного курса, целью урока, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения и временем, пред­почтениями учителя, особенностями используемой им дидактической системы.
В личностно-ориентированном обучении основным фактором вы­бора методов обучения служит задача организации продуктивной де­ятельности учеников. Подбор методов обучения определяется отве­том на вопрос: что именно, какой образовательный продукт будет создан учениками на занятии? Этот продукт должен относиться к изу­чаемой теме, быть посилен и интересен ученикам, соотнесен с их ин­дивидуальными возможностями и интересами.
Можно ли считать количество методов обучения бесконечным? Почему нет единой классификации методов обучения? Например, В. К. Дьяченко считает, что существует только один метод обучения, «метод обучения – организационная структура учебного процес­са в действии».
 «Если мы поняли, что метод обучения в школах и других учебных заведениях один и тот же, является единым и всеобщим, универсаль­ным (а только таким он может быть – и есть!), то все разговоры о мно­гообразии методов обучения, об их классификации, о том, что клас­сификация методов никак не получается (и не может получиться), являются результатом глубокого и всеобщего заблуждения».
Автор полагает, что при едином методе обучения (например, коллективно-группо-парно-индивидуальном) могут быть лишь различ­ные приемы, действия, формы обучения.


1. Назовите классификации методов обучения, в чем их специфика?
2.Составьте перечень или классификацию коммуникативных ме­тодов обучения.
3.Возможно ли построение единой классификации методов обу­чения?
4. Каковы критерии выбора методов обучения?

[1] Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Ред. П.И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с. С. 235.
 

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 1698 | Загрузок: 40
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Основная роль школы заключается в:
    Всего ответов: 95
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016