Урок 27-28. Содержание образования - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 11.12.2016, 16:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 27-28. Содержание образования
[ Скачать с сервера (19.6Kb) ] 13.02.2014, 10:08

Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя.
 Г. Галилей.
 
Урок 27-28. Содержание образования
 
Цель занятия: охарактеризовать понятия «содержание образования», «содержание обучения»; сформировать представление о концепциях отбора содержания образования; развитие умения аргументировано доказывать свою точку зрения.  
 
Методы урока: опрос, лекция с элементами беседы, эвристический.
 
                      Ход урока
 
1. Организационный момент.
 
 - Здравствуйте, ребята! ...
 
2. Проверка домашнего задания.
 
Преподаватель предлагает вспомнить материал предыдущего урока «Дидактические принципы». В вопросно-ответной форме систематизируются и обобщаются знания. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
А). 1). Что понимается под дидактическими принципами?
2). Охарактеризуйте дидактические принципы.
Б). На выбор: составьте содержание одного из принципов обучения (по своему выбору), т.е. дайте письменное описание правил реализации выбранного принципа.
 
3.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
 
Мы хорошо поработали на предыдущих темах, но не усвоили еще один важный аспект в педагогике – это содержание образование. Оно является одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры.
 
4. Изучение нового материала.
 
    Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностностного отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие. [1]
    Содержание обучения – общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно – исторического опыта, воспроизведение, овладение той или иной конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.
Объем мозга у человека не меняется, зато меняется содержание социального опыта. Сегодняшний шестиклассник поразил бы своими математическими знаниями профессора средневекового университета. И в то же время в середине XIX века никого не удивляло, что ровесник этого шестиклассника, растущий в русской образованной дворянской семье, или другой его ровесник из хорошего парижского пансиона того же времени знал, и очень неплохо, три, четыре, пять иностранных языков. Скажем, латынь, древнегреческий, английский, немецкий, французский. Выбор приоритетов зависит от выбора той или иной концепции содержания образования.
        Истории известны следующие важнейшие концепции отбора содержания образования.
Теория материального образования (дидактический материализм) – XVIII – XIX вв. – содержание образования – это обширные, точные знания; воспитание энциклопедистов. Основы этой теории заложил Я.А. Коменский в XVII в.
Теория формального образования (дидактический формализм) – XVIII – XIX вв. – основоположник И.Г. Песталоцци – «многознание уму не научит», нужно развивать познавательные процессы, в частности мышление. В результате такого обучения человек сможет самостоятельно осваивать новые знания в любой области. Для решения этих задач не нужна «многопредметность», достаточно организовать изучение небольшого набора «развивающих наук»: в первую очередь, математики, грамматики древних языков.
Дидактический утилитаризм – содержание образования – жизненно важные ЗУНы, основной принцип отбора содержания образования – практическая польза. Такой подход популярен в американской школе (прагматическая педагогическая система Дж. Дьюи).
     Современные концепции новых типов содержания образования.
     Наиболее признанной в современной отечественной дидактике является социокультурная теория содержания обучения (В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Содержание обучения в таком контексте рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по своей структуре самой человеческой культуре. Оформилась также компетентностная теория содержания образования (В.А. Болотов, О.Е.Лебедев, А.А. Пинский, В.В. Сериков, И.Д. Фрумин, Д.Б. Эльконин). Одна из главных проблем, которую пытается решить компетентностная теория содержания обучения, – определить ключевые общеобразовательные компетентности.
     Компетентность – это целостный опыт личности в решении жизненных проблем, освоенные способы выполнения ключевых функций, относящихся ко многим социальным сферам и социальным ролям.
         На второй половине пары я предлагаю студентам практическую работу «Содержание образования».
 
Приложение. Раздаточный материал.
 
Заключительное слово преподавателя
 
С древнейших времен любой учитель вставал перед вопросом: «Чему учить?», а теоретическая педагогика вела разработки проблемы содержания обучения.
     Содержание – достаточно «подвижный» компонент процесса обучения. Он неизбежно меняется в связи с прогрессом наук, с социокультурными преобразованиями в обществе, а также с развитием педагогической теории, в частности, дидактики. В содержание обучения входят следующие компоненты: научные знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; опыт осуществления способов деятельности, включающих в себя наряду со знаниями интеллектуальные и практические умения и навыки; опыт творческой, поисковой деятельности. Все компоненты обучения связаны между собой, поскольку опыт личности, ее базисные компоненты всегда находятся в единстве.
 
     5. Закрепление.
 
1. Какова сущность содержания образования?
2. Знания, умения и навыки выступают для обучающихся в качестве:
а) продуктов усвоения;                                             в) средств обогащения;
б) продуктов потребления;                             г) источника получения оценки?
 
6. Запись домашнего задания.
 
Обязательное: повторить конспект.
 
7. Итог урока.
 
Преподаватель подводит итог работы студентов на уроке, оценки.
 
Спасибо за работу!
 
Используемая литература, источники

1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. - 299 с.
2. Педагогика: Теория обучения: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Л.Д.Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. 223 с.
3. Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Ред. П.И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с.
4. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с.
 
 
    
 
Приложение.
 
 
 
Практическая работа «Содержание образования»

Основные теории содержания образования:
Дидактический формализм (Гераклит, Цицерон, Локк, Песталоцци, Гербарт, Дистервег) опирается на философию рационализма, утверждающую, что источником знаний является разум, поэтому необходимо, прежде всего, развивать ум, память и другие способности человека.
Дидактический материализм (Я. А. Коменский, Г. Спенсер, Дж. Мильтон) основной целью школы определяет передачу учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки, энциклопедическую ориентацию обучения.
|Дидактический прагматизм (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер). Образование есть непрерывный процесс реконструкции опыта. Источник содержания образования – не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Содержание образования представляется в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учеников коллективных усилий по решению поставленных проблем, практических действий, игровых форм занятий, индивидуальной самостоятельности.
Понятие содержание образования трактуется в дидактике по-разному. В знаниево-ориентированном понимании содержания образования передача знаний или опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, считается главной социальной функцией образования. Эта функция доминирует над функцией личностной самореализации. Содержание образования в данном случае представляет собой специально отобранный для усвоения учениками учебный материал. Считается, что глубина понимания учениками определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала.
В личностно-ориентированном понимании содержания образования зоной первичного внимания является деятельность самого ученика, обеспечивающая приращение и развитие его внутреннего содержания. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько образовывание, проявление его в самом себе, формирование себя. Внешнее содержание образования в этом случае воспринимается учеником как среда для внутренних образовательных изменений. Личностные новообразования ученика получают функцию внутреннего содержания образования.
Наиболее яркие различия между противоположными пониманиями содержания образования обнаруживаются в ответе на вопрос – «Относится ли к содержанию образования образовательный процесс! или нет?» Если не относится, то содержание образования является отчужденным от учащихся материалом, который «передается» им с помощью «преподавателя». В этом случае говорят, что образование можно «дать» или «получить». Если же образовательный процесс входит в содержание образования, то возникает особое понятие – «деятельностное содержание образования», – которое нуждается в отдельном рассмотрении.

Ключевые проблемы

Наиболее острые противоречия в вопросах проектирования образования относятся к проблеме его содержания. Что именно должно содержаться в школьном образовании? Каковы принципы отбора этого содержания? Как содержание образования должно соотноситься с деятельностью учеников и их индивидуальностью? Возможна ли личностная ориентация содержания общего среднего образования? Каким образом содержание образования должно быть представлено в федеральных образовательных стандартах, программах и учебниках?
Педагогическая, социальная и личностная значимость решения этих вопросов огромна. От заложенной в основе образовательных стандартов концепции содержания образования зависит не только создаваемое учебно-методическое обеспечение – учебные программы, учебники, средства обучения и т. п., но и смысл общеобразовательного процесса, конкретные результаты обучения российских детей, их будущее и будущее страны в целом.

Вопросы 

1. Можно ли «дать» образование? Аргументируйте свой ответ. Что именно имеется в виду, когда говорится о передаче опыта как содержания образования? Что в действительности передается? Что «принимается» учеником?
2.       Является ли отраженный в содержании образования образовательный процесс проектом предстоящей деятельности преподавателя и учащихся или это и есть тот реальный и всегда уникальный процесс обучения, который они осуществляют?
3.       Каковы причины наличия различных подходов к пониманию содержания образования?
4.       Зависит ли перегрузка учащихся от применяемого подхода к содержанию образования?
 
 
 
 
 
 
 
 
 

[1] Олешков М.Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования \\ Педагогика. 2004. № 6. 31-38 с., с. 31.
 

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 824 | Загрузок: 23
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Любимая пора года?
    Всего ответов: 144
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016