Урок 25-26. Принципы обучения, их разнообразие - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Вторник, 06.12.2016, 20:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 25-26. Принципы обучения, их разнообразие
[ Скачать с сервера (19.3Kb) ] 07.02.2014, 15:54

Урок 25-26. Принципы обучения, их разнообразие
 
Цель занятия: рассмотреть различные аспекты понятия «принципы», а также познакомить с основными принципами обучения.
 
Тип урока: традиционный (сдвоенный) урок освоения нового материала.
 
Методы урока: опрос, лекция с элементами беседы, эвристический.
 
Ход урока
 
1. Организационный момент.
 
Приветствие, определение отсутствующих, проверка внешнего состояния кабинета. Проверка подготовленности группы на урок, организация внимания.
 
2. Проверка домашнего задания.
 
А). Устный или письменный опрос: Какое значение для педагогической теории и практики имеет четкое определение целей воспитания?
На выбор: А). Прокомментируйте высказывания выдающегося мыслителя, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий данное высказывание. Выскажите свою собственную позицию (согласие, либо несогласие с мнением автора) и обоснуйте ее:
1) «Просвещение имеет своей целью воспитание характера» (Г. Спенсер);
2) «Великая цель образования – это не знания, а действия» (Г. Спенсер).
Б). Опираясь на следующие примеры формулировки образовательных целей: «Описать полученные с помощью наблюдения сведения о кристаллах сахара» (физика); «Выявить и изобразить логическую структуру понятия «человек»» (философия); «Построить классификацию культурных традиций русского народа» (история), приведите примеры подобных формулировок целей для другого учебного предмета. 
 
3.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
 
Принципы (от лат. principium – начало, основа) – основополагающие идеи, которые определяют пути реализации чего-либо. Каждому педагогу необходимо знать принципы обучения, чтобы на практике правильно построить учебный процесс, выбрать наиболее подходящий метод обучения и сделать нужный акцент на содержание обучающего материала.
 
4. Изучение нового материала.
 
Система дидактических принципов, реализуемых в процессе обучения, определяет его эффективность и конечный результат.
А.Ф. Дистервег рассматривал принципы и правила как требования к содержанию обучения, учителю и учащимся.
1. Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я.А. Коменский.
2. Принцип сознательности. На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор пока его не усвоишь, не поймешь. 
3. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе.
4. Принцип последовательности. Закон требует начинать любое обучение с того, что близко, интересно и важно человеку. Иногда полезно, наоборот, столкнуть человека с чем-то экзотическим, непривычным, совсем чужим, абсолютно новым. И это может вызвать сильную мотивацию, учение может вызвать интерес. Но человек даже не заметит этого нового, если в его опыте нет ничего, что позволило бы ему сравнить новое со старым. Мы не можем объяснить, что такое вигвам, если не опираемся на уже имеющееся понятие шалаша как попыткой укрыться от непогоды.
Все, что есть в обучении, должно опереться на предшествующий опыт. И лучше всего, если в этом опыте будет то, что близко, важно и нужно данному человеку.
5. Посильности (доступности) в обучении. Материал должен преподноситься так, чтобы дети в соответственном возрасте могли его усвоить, т.е. необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности детей.
6. Прочности. Не начинать изучение нового пока не закреплен пройденный материал.
7. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности (сознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения).
8. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук.[1]
9. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учащихся использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.
 
 
На второй половине пары я предлагаю вам практическую работу «Дидактические принципы».
 
Приложение. Раздаточный материал.
 
 
 
Заключительное слово преподавателя
 
На основе дидактических принципов проектируется образовательный процесс с определенными характери­стиками, разрабатываются обучающие системы.
 
5. Закрепление.

1. К какому принципу относится правило: «В конце раздела, курса обязательно проводите обобщение и систематизацию изученного»?
А. Воспитывающего обучения. Б. Последовательности. В. Научности. Г. Связи теории с практикой. 
2. К какому принципу относится правило: «Организуйте и поощряйте самостоятельное повторение учащимися пройденного материала»?
 А. Прочности результатов обучения.  Б. Связи обучения с жизнью. В. Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы. Г. Наглядности. 
3. На уроке литературы в IV классе изучается тема «Русские народные сказки». –Ребята! Кто из вас любит сказки? – спрашивает учительница. Поднимается лес рук. – О, вы все любите сказки. Назовите ваши любимые сказки. Дети называют сказки. Некоторые готовы пересказать их. – Теперь, ребята, я буду показывать вам картинки, а вы попробуйте узнать, события каких сказок на них отображены. Дети с интересом рассматривают репродукции картин В. Васнецова «Иван – царевич на сером волке», «Ковер – самолет», «Витязь на распутье» и др. – Ребята, как вы думаете, давно появились сказки? Кто их создавал? А почему мы говорим «создавали сказку», а не «написали сказку»? Ученики высказывают свои суждения. Они в основном верные. Учительница обобщает высказывания детей, подводит их к определению устного народного творчества.  Какие принципы обучения были реализованы на этом уроке?  Какова роль вопросов учительницы в ходе изучения нового материала?
 
 
6. Запись домашнего задания.
 
Обязательное: повторить конспект.
На выбор: Составьте содержание одного из принципов обучения (по своему выбору), т.е. дайте письменное описание правил реализации выбранного принципа.
 
7. Итог урока.
 
Преподаватель подводит итог работы студентов на уроке, оценки.
 
Спасибо за работу!
 
 
Используемая литература
 
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. - 299 с.
2. Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Ред. П.И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с.
3. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение.
 
 
«Дидактические принципы».
 
Принципы обучения – руководящие идеи, нормативные требо­вания к организации и осуществлению образовательного процесса.
Я. А. Коменский считал главным принцип природосообразности, ос­тальные принципы в его дидактике согласовывались с данным прин­ципом.
К. Д. Ушинский к дидактическим принципам относил: сознатель­ность и активность обучения; наглядность; последовательность; проч­ность знаний и навыков.
Русский философ В. В. Розанов (1856-1919) называл три главных принципа школьного образования.
Принцип индивидуальности. «Необходимо обучать не ученика вообще, а каждую конкретную личность в соответствии с ее особенностями».
Принцип целости. «Он требует, чтобы всякое входящее в душу впе­чатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось, не окончило своего взаимодействия с нею, потому что лишь успокоенный в себе, незанятый ум может начать воспринимать плодотворно новые серии впечатлений»
Принцип единства типа. «Он состоит в требовании, чтобы все обра­зующие впечатления, падающие на данную единичную душу, или, что то же, исходящие из данной единичной школы, были непременно од­ного типа, а не разнородные или не противоположные».
В традиционной дидактике общепризнанными считаются следу­ющие классические принципы: наглядности; доступности; сознательно­сти и активности; систематичности и последовательности; прочности; научности; связи теории с практикой.
Существуют также принципы образовательного процесса:
1.         Принцип личностного целеполагания ученика: образование каж­дого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учеб­ных целей.
2.         Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории: ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, це­лей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содер­жания образования, системы контроля и оценки результатов.
3.         Принцип метапредметных основ образовательного процесса: основу содержания образовательного процесса составляют фун­даментальные метапредметные объекты, обеспечивающие воз­можность субъективного личностного познания их учениками.
4.         Принцип продуктивности обучения: главным ориентиром обу­чения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.
5.         Принцип первичности образовательной продукции учащегося: создаваемое учеником личностное содержание образования опе­режает изучение образовательных стандартов и общепризнан­ных достижений в изучаемой области.
6.         Принцип ситуативности обучения: образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и поиск их решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.
7. Принцип образовательной рефлексии: образовательный про­цесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.
 
 
1.         Проанализируйте три главных принципа школьного образова­ния, которые предложил В. В. Розанов. Выскажите свои аргумен­тированные суждения по их содержанию.
2.         Прочитайте принцип образовательной рефлексии. Возможен ли в обучении «эффект сороконожки», когда внимание к происхо­дящему процессу может полностью остановить его?
 
 

[1] Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Ред. П.И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с. С. 202-204.
 
 

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 1385 | Загрузок: 32
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Любимый день недели?
    Всего ответов: 156
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016