ПРИВЕТ, МОЙ ДРУГ!
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Среда, 15.05.2024, 06:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [110]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 23-24. Образовательная цель
[ Скачать с сервера (21.8 Kb) ] 07.02.2014, 15:48

 

Учение без размышления бесполезно,
но и размышление без учения опасно
Конфуций.
 
Урок 23-24. Образовательная цель
 
Цель занятия: познакомиться с основами методики педагогического целеполагания.
 

Методы урока: опрос, лекция с элементами беседы, эвристический.

 

 

                      Ход урока

 

 
1. Организационный момент.
 
 Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Вы готовы начать урок?
 
2. Проверка домашнего задания.
 
Преподаватель предлагает вспомнить материал предыдущего урока «Система образования РФ». В вопросно-ответной форме систематизируются и обобщаются знания. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
А).
1. Что следует понимать под системой образования?
2. Перечислите принципы построения системы образования в России.
3. Назовите образовательные программы РФ.
Б).
2). Впишите в свободных строках типы учебно-воспитательных учреждений, которые в РФ осуществляют…1 …дошкольное образование __________________________________ _____ _________ ___________________________________________________________ …общее среднее образование _____________________________________ ___________________________________________________ _________________ …внешкольное обучение и воспитание __________________________ ___ ________________________________ ____________________________________ …начальное профессиональное образование ______________________ _ ___________________ _________________________________________________ …среднее профессиональное образование ________________ _______________ ________ ____________________________________________________________  …высшее образование _________ __________________________________ _______________ _____________________________________________________ …повышение квалификации и переподготовку кадров ___________ _____ ___________ _________________________________________________________ …подготовку научных и научно-педагогических кадров ____ __________ _______________________________________ _____________________________  
 
На выбор: 1). Сделайте сравнительный анализ дореволюционных и современных средних профессиональных заведений. 
2). Философ Луций Сенека сказал: «Молодые не знают необходимого, потому что учились бесполезному». Относится ли это к вашему образованию? Учили ли вас бесполезному?

3). Каковы глобальные проблемы российского образования?

 

 
3.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
 
 Мотивационная беседа.
   Образованный человек – наивысшая цель воспитания, идеал к которому должно стремиться обучение. Рождена эта цель верой в могущество образования и признанием несовершенства человеческой природы. Цель общества состоит в том, чтобы обеспечить всесторонне развитие всех людей. Это соответствует природе человека как общественного существа, стремящегося к самоутверждению, проявлению всех своих природных задатков и способностей, ибо призвание, назначение всякого человека, пришедшего в этот мир, – всесторонне развивать свои способности.
Есть ли разумная альтернатива этой цели? Что можно противопоставить этому идеалу?  При каких условиях может быть поставлена эта цель? Ответы на эти и другие вопросы мы должны получить на сегодняшнем уроке.
 
4. Изучение нового материала.
 
Цель педагогического процесса – мысленное, заранее определяемое представление о его результате. Образование понимается как процесс движения к определенной цели. 

 

Любая цель имеет определенную структуру. Она состоит из целевого объекта, целевого предмета и целевого действия.
·                    Целевой объект – человек, взятый с определенной стороны его развития.
·                    Целевой предмет – то качество в человеке, которое мы хотим изменить.

·                    Целевые действия – конкретные действия педагога по изменению целевого предмета.

 

Например, мы хотим, чтобы все ученики 8 класса (целевой объект) знали строение и функции клетки (целевой предмет)  тогда мы намечаем шаги обучения – рассказ учителя, демонстрация плаката-схемы, запись в тетрадях и т.д.). Затем оценка  проверка, по итогам которой мы можем внести коррективы в обучающие (целевые) действия.

 

 
Результатом этого движения является уровень образованности личности.
Образованность личности – это характеристика, показатель определенного уровня освоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, ценностных ориентаций и отношений.
Поскольку цель образования состоит в передаче культуры в виде социального опыта одного поколения другому, то на индивидуально-личностном уровне результат достижения этой цели будет представлен уровнем и характером освоения человеком определенных нравственных образцов, формирования своего нравственного облика.
Результаты образовательной деятельности невозможно получить после какой-либо педагогической меры, воздействия или взаимодействия.  Но тем не менее их можно прогнозировать, диагностировать и фиксировать.
Фиксации с большей или меньшей степенью точности поддаются такие результаты образования, как знания, умения, навыки, показатели личностного развития.
Главным результатом образовательного процесса в современном мире признается готовность и способность выпускников образовательных учреждений нести личную ответственность за себя, за свое ближайшее социальное окружение и за общество в целом.
В этой связи В.В. Краевский предлагает основным результатом деятельности учебного заведения сделать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Различают следующие виды компетентностей:
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности – выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя;
компетентность в сфере социально-трудовой деятельности, в т.ч. умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыков самоорганизации;
компетентность в бытовой сфере, включая заботу о собственном здоровье, умение устроить жизнь в семье и т.д.;
компетентность в сфере досуга, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащать личность.
Такой подход соответствует опыту тех стран, в которых в последние десятилетия произошла переориентация целей и содержания образования на освоение ключевых компетенций (это практически все развитые страны). Вместе с тем этот подход соответствует традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность).
 
На второй половине пары я предлагаю вам практическую работу «Образовательное целеполагание».
 
Приложение. Раздаточный материал.
 
 
 
5. Запись домашнего задания.
 
Обязательное: повторить конспект.
На выбор: А). Прокомментируйте высказывания выдающегося мыслителя, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий данное высказывание. Выскажите свою собственную позицию (согласие, либо несогласие с мнением автора) и обоснуйте ее:

1) «Просвещение имеет своей целью воспитание характера» (Г. Спенсер);

 

2) «Великая цель образования – это не знания, а действия» (Г. Спенсер).
Б). Опираясь на следующие примеры формулировки образовательных целей: «Описать полученные с помощью наблюдения сведения о кристаллах сахара» (физика); «Выявить и изобразить логическую структуру понятия «человек»» (философия); «Построить классификацию культурных традиций русского народа» (история), приведите примеры подобных формулировок целей для другого учебного предмета. 
 
6. Итог урока.
 

Преподаватель подводит итог работы студентов на уроке, оценки.

 

 
Спасибо за работу!
 
Используемая литература, источники
 
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008.  – 299 с.
2. Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Ред. П.И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с.
3. Педагогика: Теория обучения: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Л.Д.Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. 223 с.
4. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. - 2-е изд., доп. - М. : Юрайт : Высшее образование, 2010. - 574 с.
5.Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. В 3 кн. Кн. 3: Теория и технологии воспитания. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Владос, 2007. – 463 c.
6. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с.
7. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.
 
Приложение.
 
Практическая работа «Образовательное целеполагание».
 
Способность постановки целей своей деятельности – врожденное качество человека, «рефлекс цели» (И. П. Павлов). Степень личностной ориентации обучения определяется возможностью ученика и учи­теля ставить и достигать свои цели.
В зависимости от образовательной парадигмы образовательные цели могут быть следующие: усвоение знаний, умений и навыков, разви­тие способностей, формирование отношений, творческая самореали­зация и самоопределение, профориентация учеников и др. Существуют формальные цели – сдать экзамен, поступить в вуз, и содержатель­ные – изучить природное или социальное явление, изготовить подел­ку, написать сочинение.
В классификации целей можно выделить: государственные норма­тивные, общественные, национально-региональные, индивидуальные цели учителей, учеников, их родителей.
Цель – предвосхищаемый результат деятельности. Целеполагание в обучении – установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах, необходимое для проектирова­ния образовательных действий.
Задача – часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели. Существуют таксономии целей обучения – си­стематизированные банки подцелей (задач), соответствующих опреде­ленным образовательным областям или конкретному учебному кур­су. Сформулированные в терминах научения и расположенные по порядку достижения, подцели помогают учителю достигать общие цели курса. Например, наиболее известная таксономия Д. Блума построена по разделам: знания, понимание, синтез, оценка.
В личностно-ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности учащихся, структурной стабилизации учебного процес­са, диагностики результатов обучения. Особое место занимает мето­дика обучения обучающихся целеполаганию.
Чтобы образовательные цели, формулируемые учителем, были обес­печены условиями достижения, необходим учет ученических целей. Организация целеполагания включает деятельность ученика, дея­тельность учителя и их совместную деятельность.
Процедура образовательного целеполагания: диагностика целей уче­ников, анализ и систематизация полученных данных, конструирова­ние индивидуальных технологических линий обучения учеников и об­щей технологической линии педагога.
С помощью образовательных целей задается разный уровень слож­ности обучения. Например, сложность действий ученика будет раз­лична при достижении следующих целей по биологии: «Определить, чем отличается ель от сосны» или «Выяснить, чем обусловлены отли­чия ели и сосны».
Организация целеполагания включает три взаимосвязанных вида деятельности: деятельность ученика, учителя и их совместную дея­тельность. Каждый вид деятельности может происходить на разном уровне (табл. 1).

 
Таблица 1 Уровни деятельности

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Совместная деятельность учеников и учителя

Отбор целей обучения из предложенного учи­телем набора, их допол­нение

Составление набора це­лей изучения темы для выбора и дополнения их учениками

Разработка, корректиров­ка и уточнение коллек­тивных целей обучения

Обозначение своих це­лей, знакомство с целя­ми других учеников

Анализ отобранного на­бора целей, классифика­ция ученических целей, определение мотивов уче­ников

Демонстрация индиви­дуальных целей, их об­суждение, корректиров­ка и дополнение

Самоопределение учени­ков в общем многообра­зии целей, уточнение и переопределение собст­венных целей

Определение приоритет­ных целей изучения те­мы. Конструирование системы учебных заня­тий по теме

Сопоставление индиви­дуальных образователь­ных программ учеников и общей образовательной программы

Составление индивиду­альных учебных про­грамм своих занятий по теме

Разработка технологи­ческой карты занятий по теме. Компоновка содер­жания материала, под­бор средств обучения

Составление программы занятий с общим и инди­видуальными компонен­тами обучения

Ключевые проблемы
Основные проблемы, связанные с образовательным целеполаганием: задание целей в форме, допускающей их проверку; соответствие целей содержанию, средствам и результатам обучения; согласование целей различных субъектов образования – ученика, учителя, школы, региона, государства. Отдельная проблема – обучение детей навыкам постановки целей.

Вопросы 

 
1.    Чем цели отличаются от норм и правил?
2.    Какие требования должны предъявляться к образовательным це­лям учителя и ученика, чтобы они могли быть достигнуты?
3.    Должны ли отличаться цели, которые формулируются в начале изучения крупного раздела, от целей в середине его изучения и в конце?
4.    Каким образом можно обеспечить постановку целей учеником, у которого нет желания учиться? Всегда ли указываемые учени­ком цели совпадают с его намерениями?
5.    Как учитывать цели ученика и степень их достижения при оцен­ке его общеобразовательной подготовки?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 2470 | Загрузок: 32
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Интернет урок
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Фед. ин-т пед. изм-ний
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Глобус
    Наш опрос
    Основная роль школы заключается в:
    Всего ответов: 123
    АФОРИЗМЫ
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2024