Учение без размышления бесполезно,
но и размышление без учения опасно
Конфуций.
Урок 23-24. Образовательная цель
Цель занятия: познакомиться с основами методики педагогического целеполагания.
Методы урока: опрос, лекция с элементами беседы, эвристический.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Вы готовы начать урок?
2. Проверка домашнего задания.
Преподаватель предлагает вспомнить материал предыдущего урока «Система образования РФ». В вопросно-ответной форме систематизируются и обобщаются знания. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
А).
1. Что следует понимать под системой образования?
2. Перечислите принципы построения системы образования в России.
3. Назовите образовательные программы РФ.
Б).
2). Впишите в свободных строках типы учебно-воспитательных учреждений, которые в РФ осуществляют…1 …дошкольное образование __________________________________ _____ _________ ___________________________________________________________ …общее среднее образование _____________________________________ ___________________________________________________ _________________ …внешкольное обучение и воспитание __________________________ ___ ________________________________ ____________________________________ …начальное профессиональное образование ______________________ _ ___________________ _________________________________________________ …среднее профессиональное образование ________________ _______________ ________ ____________________________________________________________ …высшее образование _________ __________________________________ _______________ _____________________________________________________ …повышение квалификации и переподготовку кадров ___________ _____ ___________ _________________________________________________________ …подготовку научных и научно-педагогических кадров ____ __________ _______________________________________ _____________________________
На выбор: 1). Сделайте сравнительный анализ дореволюционных и современных средних профессиональных заведений.
2). Философ Луций Сенека сказал: «Молодые не знают необходимого, потому что учились бесполезному». Относится ли это к вашему образованию? Учили ли вас бесполезному?
3). Каковы глобальные проблемы российского образования?
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Мотивационная беседа.
Образованный человек – наивысшая цель воспитания, идеал к которому должно стремиться обучение. Рождена эта цель верой в могущество образования и признанием несовершенства человеческой природы. Цель общества состоит в том, чтобы обеспечить всесторонне развитие всех людей. Это соответствует природе человека как общественного существа, стремящегося к самоутверждению, проявлению всех своих природных задатков и способностей, ибо призвание, назначение всякого человека, пришедшего в этот мир, – всесторонне развивать свои способности.
Есть ли разумная альтернатива этой цели? Что можно противопоставить этому идеалу? При каких условиях может быть поставлена эта цель? Ответы на эти и другие вопросы мы должны получить на сегодняшнем уроке.
4. Изучение нового материала.
Цель педагогического процесса – мысленное, заранее определяемое представление о его результате. Образование понимается как процесс движения к определенной цели.
Любая цель имеет определенную структуру. Она состоит из целевого объекта, целевого предмета и целевого действия.
· Целевой объект – человек, взятый с определенной стороны его развития.
· Целевой предмет – то качество в человеке, которое мы хотим изменить.
· Целевые действия – конкретные действия педагога по изменению целевого предмета.
Например, мы хотим, чтобы все ученики 8 класса (целевой объект) знали строение и функции клетки (целевой предмет) – тогда мы намечаем шаги обучения – рассказ учителя, демонстрация плаката-схемы, запись в тетрадях и т.д.). Затем оценка – проверка, по итогам которой мы можем внести коррективы в обучающие (целевые) действия.
Результатом этого движения является уровень образованности личности.
Образованность личности – это характеристика, показатель определенного уровня освоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, ценностных ориентаций и отношений.
Поскольку цель образования состоит в передаче культуры в виде социального опыта одного поколения другому, то на индивидуально-личностном уровне результат достижения этой цели будет представлен уровнем и характером освоения человеком определенных нравственных образцов, формирования своего нравственного облика.
Результаты образовательной деятельности невозможно получить после какой-либо педагогической меры, воздействия или взаимодействия. Но тем не менее их можно прогнозировать, диагностировать и фиксировать.
Фиксации с большей или меньшей степенью точности поддаются такие результаты образования, как знания, умения, навыки, показатели личностного развития.
Главным результатом образовательного процесса в современном мире признается готовность и способность выпускников образовательных учреждений нести личную ответственность за себя, за свое ближайшее социальное окружение и за общество в целом.
В этой связи В.В. Краевский предлагает основным результатом деятельности учебного заведения сделать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Различают следующие виды компетентностей:
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности – выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя;
компетентность в сфере социально-трудовой деятельности, в т.ч. умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыков самоорганизации;
компетентность в бытовой сфере, включая заботу о собственном здоровье, умение устроить жизнь в семье и т.д.;
компетентность в сфере досуга, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащать личность.
Такой подход соответствует опыту тех стран, в которых в последние десятилетия произошла переориентация целей и содержания образования на освоение ключевых компетенций (это практически все развитые страны). Вместе с тем этот подход соответствует традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность).
На второй половине пары я предлагаю вам практическую работу «Образовательное целеполагание».
Приложение. Раздаточный материал.
5. Запись домашнего задания.
Обязательное: повторить конспект.
На выбор: А). Прокомментируйте высказывания выдающегося мыслителя, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий данное высказывание. Выскажите свою собственную позицию (согласие, либо несогласие с мнением автора) и обоснуйте ее:
1) «Просвещение имеет своей целью воспитание характера» (Г. Спенсер);
2) «Великая цель образования – это не знания, а действия» (Г. Спенсер).
Б). Опираясь на следующие примеры формулировки образовательных целей: «Описать полученные с помощью наблюдения сведения о кристаллах сахара» (физика); «Выявить и изобразить логическую структуру понятия «человек»» (философия); «Построить классификацию культурных традиций русского народа» (история), приведите примеры подобных формулировок целей для другого учебного предмета.
6. Итог урока.
Преподаватель подводит итог работы студентов на уроке, оценки.
Спасибо за работу!
Используемая литература, источники
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 299 с.
2. Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Ред. П.И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с.
3. Педагогика: Теория обучения: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Л.Д.Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. 223 с.
4. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. - 2-е изд., доп. - М. : Юрайт : Высшее образование, 2010. - 574 с.
5.Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. В 3 кн. Кн. 3: Теория и технологии воспитания. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Владос, 2007. – 463 c.
6. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с.
7. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.
Приложение.
Практическая работа «Образовательное целеполагание».
Способность постановки целей своей деятельности – врожденное качество человека, «рефлекс цели» (И. П. Павлов). Степень личностной ориентации обучения определяется возможностью ученика и учителя ставить и достигать свои цели.
В зависимости от образовательной парадигмы образовательные цели могут быть следующие: усвоение знаний, умений и навыков, развитие способностей, формирование отношений, творческая самореализация и самоопределение, профориентация учеников и др. Существуют формальные цели – сдать экзамен, поступить в вуз, и содержательные – изучить природное или социальное явление, изготовить поделку, написать сочинение.
В классификации целей можно выделить: государственные нормативные, общественные, национально-региональные, индивидуальные цели учителей, учеников, их родителей.
Цель – предвосхищаемый результат деятельности. Целеполагание в обучении – установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах, необходимое для проектирования образовательных действий.
Задача – часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели. Существуют таксономии целей обучения – систематизированные банки подцелей (задач), соответствующих определенным образовательным областям или конкретному учебному курсу. Сформулированные в терминах научения и расположенные по порядку достижения, подцели помогают учителю достигать общие цели курса. Например, наиболее известная таксономия Д. Блума построена по разделам: знания, понимание, синтез, оценка.
В личностно-ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности учащихся, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Особое место занимает методика обучения обучающихся целеполаганию.
Чтобы образовательные цели, формулируемые учителем, были обеспечены условиями достижения, необходим учет ученических целей. Организация целеполагания включает деятельность ученика, деятельность учителя и их совместную деятельность.
Процедура образовательного целеполагания: диагностика целей учеников, анализ и систематизация полученных данных, конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.
С помощью образовательных целей задается разный уровень сложности обучения. Например, сложность действий ученика будет различна при достижении следующих целей по биологии: «Определить, чем отличается ель от сосны» или «Выяснить, чем обусловлены отличия ели и сосны».
Организация целеполагания включает три взаимосвязанных вида деятельности: деятельность ученика, учителя и их совместную деятельность. Каждый вид деятельности может происходить на разном уровне (табл. 1).
Таблица 1 Уровни деятельности
Деятельность ученика
|
Деятельность учителя
|
Совместная деятельность учеников и учителя
|
Отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение
|
Составление набора целей изучения темы для выбора и дополнения их учениками
|
Разработка, корректировка и уточнение коллективных целей обучения
|
Обозначение своих целей, знакомство с целями других учеников
|
Анализ отобранного набора целей, классификация ученических целей, определение мотивов учеников
|
Демонстрация индивидуальных целей, их обсуждение, корректировка и дополнение
|
Самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей
|
Определение приоритетных целей изучения темы. Конструирование системы учебных занятий по теме
|
Сопоставление индивидуальных образовательных программ учеников и общей образовательной программы
|
Составление индивидуальных учебных программ своих занятий по теме
|
Разработка технологической карты занятий по теме. Компоновка содержания материала, подбор средств обучения
|
Составление программы занятий с общим и индивидуальными компонентами обучения
|
Ключевые проблемы
Основные проблемы, связанные с образовательным целеполаганием: задание целей в форме, допускающей их проверку; соответствие целей содержанию, средствам и результатам обучения; согласование целей различных субъектов образования – ученика, учителя, школы, региона, государства. Отдельная проблема – обучение детей навыкам постановки целей.
Вопросы
1. Чем цели отличаются от норм и правил?
2. Какие требования должны предъявляться к образовательным целям учителя и ученика, чтобы они могли быть достигнуты?
3. Должны ли отличаться цели, которые формулируются в начале изучения крупного раздела, от целей в середине его изучения и в конце?
4. Каким образом можно обеспечить постановку целей учеником, у которого нет желания учиться? Всегда ли указываемые учеником цели совпадают с его намерениями?
5. Как учитывать цели ученика и степень их достижения при оценке его общеобразовательной подготовки?
|