Урок 21-22. Система образования РФ. Пессимистическая версия - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Пятница, 02.12.2016, 22:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 21-22. Система образования РФ. Пессимистическая версия
[ Скачать с сервера (21.8Kb) ] 03.02.2014, 12:09

 

Завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни.
Н.А.Бердяев, философ первой пол. XX в.

 
 

 

Урок 21-22. Система образования РФ

 

 

 

Цель занятия: охарактеризовать российскую образовательную систему.

 

 

Тип урока: традиционный (сдвоенный) урок освоения нового материала.

 

 

Методы урока: лекция с элементами беседы.

 

 
Ход урока
 
1. Организационный момент.
 
Приветствие, определение отсутствующих, проверка внешнего состояния кабинета. Проверка подготовленности группы на урок, организация внимания.
 
2. Проверка домашнего задания.
 
1. Что понимается под педагогическим процессом?
2. Дайте характеристику основных компонентов педагогической системы. Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:
 
Компонент
Характеристика компонента
1. Цель
1.
2…
2.
3. Содержание
3.
4…
4.
5…
5.
6…
6.
 
3.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
 
1. Какие ассоциации вызывает у вас слово «система образования»?
2. Что Вам известно о российской системе образования?
 
4. Изучение нового материала.
 
ПЛАН УРОКА:
 
1. Понятие система образования, характеристика российской системы образования.
2. Принципы построения системы образования в России.
2. Образовательные программы РФ.
 
(1). Система образования – совокупность государственных образовательных программ; сети образовательных учреждений; органов управления образованием. (С.А. Смирнов).
В настоящее время российская система образования находится в кризисном состоянии. Так, профессор из Института философии РАН, доктор философских наук В.М. Розин утверждает, что перестройка и реформы, движения педагогов-новаторов создали совершенно новую ситуацию, на которую педагогическая наука и система образования реагируют слабо. Следствием отсутствия ясных альтернатив общественного образования стало то, что «педагоги перестали понимать, кого и для кого и для какой жизни они должны готовить…»[1].

Философ О.В. Долженко констатировал: "Созданную в нашей стране систему образования перестроить нельзя; это уникальное образование может занять почётное место в музеях деградации человеческой культуры и только[2].

 

По-прежнему актуальны слова советского учителя с совестью: "Кому необходимо всеобщее обязательное образование в таком виде, в каком оно сейчас даётся? Ведь если честно, то мы в своей школе только тем и занимаемся, что формально переводим учеников из одного класса в другой. "Ни одного отстающего рядом!” - это в журнале. А на деле? Директор школы считает: "Из-за чего расстраиваться? Из-за полнейшей фактической необразованности детей? Не стоит. Переводить и выпускать - вот наш долг перед государством. Оставлять на второй год? Ни-ни. Всё равно до академиков не выучим. А хорошими рабочими ребята будут. Так что выписывайте им свидетельства - и до свидания”. Пытался задать встречный вопрос: "А зачем тогда вообще учить?” Получил в ответ неодобрительные взгляды”[3].
И дальше: "Вот и стал делать как другие. Областные контрольные за учеников писал. На экзамене в восьмом классе задачи тоже решал, потом ученикам списывать давал, тройки ставил за красивые глазки. И жил бы чудесно, да не могу и не хочу! Ужас охватывает, когда представлю, как же я самолично детские души уродую, какими негодяями их в жизнь выпускаю. И что обидно. Когда липовые журналы оформлял (по заочной школе), когда контрольные за учеников делал, когда выписывал липовые свидетельства - слыл хорошим учителем. Даже на районной конференции моё имя среди лучших упомянули. А как воспротивился всей этой гадости и лжи - оказался врагом школы”[4].
Бывший министр образования панически констатировал: "На первом месте стоит не образование, а здоровье детей. Мы загнали их на абсолютно недопустимый уровень состояния здоровья. Чистые цифры и факты: 85-90% детей, заканчивающих школу, уже нездоровы... Вот о чём надо кричать. Это перегрузка в учебных программах. Это недопустимо! 7,5 миллионов детей из 21 миллиона имеют психоневрологические отклонения...”[5]. Министру вторил его зам.: "В России два миллиона детей, которые бросили школу. Это страшная проблема!!! Ведь трудоустроить такое количество полуграмотных людей в нашей стране через несколько лет будет невозможно. А значит, они пойдут грабить, убивать, обманывать. Об этом надо кричать, принимать чрезвычайные меры! Иначе скоро страна превратится в концлагерь”[6].
Современная социально-культурная ситуация в России (рыночные отношения, глобализация, информатизация и др.) определяет специфику подготовки человека и специалиста к взрослой жизни, т.е. осуществления общего и профессионального образования. Приобретение человеческого образа (образование) лежит через постижение принципов познания и способов познавательных действий. Только они обладают истинно развивающей силой, обеспечивают перенос приобретенных умений умственной и трудовой, материально-практической, социальной и нравственной деятельности во все новые, непредвиденные подчас ситуации.
В каждом из кругов знания (кругозоров, энциклопедий) наличествуют основные и обязательные конструкты, обеспечивающие понимание человека, общества, мира, в котором мы живем, и их познания. Они и ориентируют, и вооружают принципом действования.
Эти великие идеи (представления, понятия, суждения, взгляды) составляют словарь любого образованного человека. В этих категориях мы осмысливаем мир и разговариваем о нем друг с другом. Без них невозможна достойная человека жизнь. Например, идея добра (счастья), красоты, истины, преступления и наказания... К числу великих идей нельзя не причислить также категории знания, справедливости, свободы, веры, чести, бессмертия, долга, мужества...
 (2). Принципы построения системы образования в России следующие:
1. Связь образования с конкретными условиями и целями гос. политики в условиях перехода к рыночным отношениям (условия финансирования, права и гарантии граждан на получение образования).

2. Сохранение основных положений, сложившихся в Российской школе: приоритетность образования, ее светский характер, совместное обучение девочек и мальчиков, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм обр. процесса.

 

3. Проф. самоопределение молодежи с учетом соц. потребностей, национальных традиций народов России, способностей детей.
4. Многотипность обр. учреждений, многообразность форм получения образования в гос. и негос. обр. учреждениях
5. Демокр. характер системы образования, выбор обучающимися типа обр. учреждения и обр. программы в соответствии с их потребностями и соц. интересами.
(3). Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптации к жизни и в обществе, создания основы к выбору и освоению профессии.
К общеобразовательным относятся следующие программы:

-дошкольного образования;

 

-начального общего образования (I-IV кл.);
-основного общего образования (V-IX кл.);
-среднего (полного) образования (X-XI кл.);
Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций. К профессиональным программам относят следующие: 
-начального профессионального образования (ПУ, П. лицеи);
-среднего профессионального образования (колледжи);
-высшего профессионального образования (университеты, академии);
-послевузовского профессионального образования (аспирантура, докторантура).
 
5. Закрепление.
 
1. Что следует понимать под системой образования?
2. Перечислите принципы построения системы образования в России.
3. Назовите образовательные программы РФ.
 
6. Запись домашнего задания.
 
Обязательное: 1). Повторить конспект.
2). Впишите в свободных строках типы учебно-воспитательных учреждений, которые в РФ осуществляют…1 …дошкольное образование __________________________________ _____ _________ ___________________________________________________________ …общее среднее образование _____________________________________ ___________________________________________________ _________________ …внешкольное обучение и воспитание __________________________ ___ ________________________________ ____________________________________ …начальное профессиональное образование ______________________ _ ___________________ _________________________________________________ …среднее профессиональное образование ________________ _______________ ________ ____________________________________________________________  …высшее образование _________ __________________________________ _______________ _____________________________________________________ …повышение квалификации и переподготовку кадров ___________ _____ ___________ _________________________________________________________ …подготовку научных и научно-педагогических кадров ____ __________ _______________________________________ _____________________________  

 

 

На выбор: 1). Сделайте сравнительный анализ дореволюционных и современных средних профессиональных заведений. 
2). Философ Луций Сенека сказал: «Молодые не знают необходимого, потому что учились бесполезному». Относится ли это к вашему образованию? Учили ли вас бесполезному?

3). Каковы глобальные проблемы российского образования?

 

 
 
7. Итог урока.
 

Преподаватель подводит итог работы студентов на уроке, оценки.

 

 
Спасибо за работу!
 
Используемая литература
 
1. Бим-Бад Б. М. Образование как преступление.
2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008.  – 299 с.
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
4. Смирнов А.А. и др. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М., 2003. – 512 с.

[1] Розин В. Виды научных работ и критерии их оценки \\ Alma mater: Вестник высшей школы. 2002. № 5. С. 36.
[2]  Долженко О.В. Бесполезные мысли или ещё раз об образовании // Философия образования для XXI века. - М., 1992. - С. 160.
[3]  См.: Если честно // Учительская газет. - 1987. 3 сентября.
[4] См.: Там же.
[5]  Ткаченко Е. Школа радости и здоровья // Педагогический вестник. - 1995. № 2.
[6]  См.: Черданцева Елена. Просто Мария // Педагогический калейдоскоп. - 1995. № 25-26.

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 322 | Загрузок: 40
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Основная роль школы заключается в:
    Всего ответов: 95
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016