Урок 1-2. «Генезис научной
педагогики и школы в Западной Европе»
Цель занятия:
ознакомиться и освоить на уровне понимания особенности развития образования и
педагогической мысли в странах Запада, заложить умение анализировать,
сопоставлять, сравнивать основные этапы развития зарубежной педагогики. Тип урока:
комбинированный урок Методы урока:
лекция с элементами беседы, практический. Ход
урока 1.Организационный
момент. - Добрый день, товарищи студенты! Для
плодотворной работы на уроке нам сегодня понадобится хорошее настроение. Так
улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. 2.Изучение
нового материала. ПЛАН
УРОКА: 1.
История образования и педагогики в эпоху Античности. 2. Развитие педагогических традиций
Западной цивилизации в период Средних веков (V-XVI вв.). 3. Философско-педагогическая мысль
Нового времени в Западной Европе. (XVII-нач. XX вв.). 4. Зарубежная педагогика и школа в Западной
Европе в XX- нач. XXI в.
(1). В рамках цивилизационного подхода к
истории развития образования и педагогической мысли в странах Запада можно
выделить четыре этапа: цивилизации Древнего мира (IV в. до н.э. – 476 г. н.э.), средневековые
цивилизации (конец V – XVI вв.), цивилизации Нового времени (XVII – XIX вв.),
цивилизации Новейшего времени (XX – начало XXI вв.).
Важнейшим этапом развития школы и
педагогической мысли стала эпоха Античности. Педагогические учения и система
воспитательных институтов достигли высокого уровня в Древней Греции к IV в. до
н.э. и в Риме к концу I в. до н.э. Именно в Античности сложились педагогические
идеалы, послужившие образцом для последующих эпох.
Существенными характерными,
отличительными свойствами образования периода Античности являлись: философское
объяснение организации обучения и воспитания, классовый подход в образовании
(учебные заведения были предназначены для свободных и преимущественно
состоятельных граждан), сильное влияние религии на образование. Они определяли
изменения в структуре, организации, дидактических принципах образования и
средствах обучения.
В Греции особо выделялись
республиканские Афины и авторитарная Спарта. В этих полисах использовались
схожие методы преподавания. В качестве основного выступал метод подражания
образцам (мифическим героям, богам и персонажам поэм античных авторов). Там
практиковались некоторые общие педагогические факторы, например религия,
гимнастика, музыка, природа. Но они применялись с разными целями, резко
отличными способами, следовательно, и результаты были разными. Спартанская
система воспитания, несмотря на то, что в ней было много интересного и
разумного, представляла собой лишь тень афинской, как бы подчеркивала ее
достоинства и превосходство. Например, характерной чертой афинской системы была
свобода, привлекательность, полнота и разносторонность, а в Спарте основной
упор делался на гимнастические упражнения, длительные походы, закаливания,
исходя из цели воспитания – подготовка воина, там не почитались наука и
искусство.
Первые античные системы воспитания были
предназначены для рабовладельцев. Уделом рабов был тяжелый физический труд,
считавшийся недостойным свободного человека.
Греческая образовательная система
оказала существенное воздействие на становление обучения и воспитания в Древнем
Риме. Одной из главных сторон образования в Риме было внимание к грамматике,
литературе, риторике. Педагогическая цель заключалась в подготовке
верноподданного чиновника.
Древнегреческая и римская цивилизации
дали миру немало превосходных философов и ораторов, в концепции которых
вплетены бесценные мысли о воспитании (Демокрит, Сократ, Платон, Антисфен,
Аристотель, Цицерон, Плутарх, Катон Старший, М.Ф. Квинтилиан и др.). Их многое
объединяет в идеях образования: помещение свободной личности в центр мироздания
(человек – сам творец своей судьбы), явно выраженный рациональный взгляд на
человека, трактовка многобожия как модели земной жизни (до провозглашения
императором Константином христианства официальной религией в Римской империи в 313 г.), приверженность
семейной педагогике.
(2).
В 476 г.
под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Это дата –
точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в XVI в. Огромную
роль в организации школьного дела и своеобразии педагогической мысли в средневековых
цивилизациях сыграли следующие особенности: переплетение варварских
культурно-воспитательных традиций с античной культурой и христианством по
римскому образцу (католицизм), влияние сословности на образование (у каждого
сословия должны быть свои учебно-воспитательные учреждения), слабая
государственная регламентация в сфере образования (осуществление государством
функций по контролю и надзору в этой сфере), почти полная зависимость от церкви
практики и теории воспитания. Эти
особенности определяли типы школ, методы преподавания, программы обучения,
содержание учебной литературы.
Перечень учебных предметов в школе был
составлен церковью – «семь свободных искусств», которые объединялись в
«тривиум» и «квадривиум» (грамматика, риторика, диалектика + арифметика,
геометрия, астрономия и музыка). Матерью всех наук считалась грамматика.
Обучение велось на латинском языке, овладение которым начиналось с
механического заучивания текстов. Книги были дорогими и, как правило, на школу
приходился один учебник (Псалтырь).
В период Средневековья в Европе
сложилось несколько типов церковных школ (монастырские, приходские, соборные).
Христианская церковь сохраняла лишь выборочные остатки древней образованности
(латынь), продолжающие культурные традиции и связывающие разные эпохи.
Важную роль в культуре, науке,
образовании сыграла схоластика – религиозная философия. Она объединила в себе
богословие, философию, с юридическими, естественными, медицинскими и др.
знаниями, входившими в «тривиум» и «квадривиум». Схоластика ускорила создание
первых университетов, важнейших символов высшего образования. Первые
университеты появились в Солерно и Болонье в XI в., затем в Париже (1208). В
них учились те, кто овладел «квадривиумом» и хотел высших знаний. По образцу
первых (особенно Парижского) в XIII–XV вв. создаются университеты во многих
городах Европы: Кембридже (1231), Неаполе (1224), Праге (1348) и др. Деление на
факультеты появляется в Парижском университете в XIII в. В нем был низший,
подготовительный и три высших факультета: богословский, медицинский,
юридический. Обучающийся на подготовительном факультете получал степень
бакалавра, а при успешном окончании его – магистра «свободных искусств». После
этого ему разрешалось поступать на любой из высших факультетов и стать доктором
права, медицины, богословия. В конце XV в. появилось деление на семестры. Сами
занятия представляли собой лекции и практикумы. Лекции читались не по курсам
наук, а по книгам.
К XII в. относится появление сочинений
по вопросам образования и воспитания. Идеологи средневековой педагогики (П.
Абеляр, В. де Бове, Ф. Аквинский, Г. Сен-Викторский и др.) отражали особенности
коллективного сознания, ограниченные принадлежностью к конфессиям, этносам и
сословиям.
Представители культурно-идейных течений
Возрождения и Реформации (Т. Мор, Т. Кампанелла, М. Лютер, Х. Л. Вивес, В. да
Фельтре, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, М. Монтень и др.) предложили
педагогические учения, направленные на освобождение человека от жестких
социкультурных нормативов. Они осуждали суровость традиционного воспитания,
критиковали состояние связей воспитания с внешним миром, преподаванием научного
знания, с сарказмом говорили о схоластических штудиях и учебниках.
(3).
В XVII в. школа и педагогика в Западной Европе вступает в новый исторический
этап – Новое время. Для западной цивилизации XVII–XIX вв. характерны следующие
отличительные черты:
генезис национальных государственных систем образования, переход к всеобщему
начальному образованию, секуляризация образования (освобождение от религии),
отсутствие преемственности (связь этапов образования) между начальным и средним
уровнем обучения, господство сословности в образовании, рост числа светских
учебных заведений, усложнение программ обучения. Эти особенности
объективировали цели, принципы, направления, результаты воспитания и обучения.
В XVII–XVIII вв. экономические и
социальные условия жизни вступали в противоречие с изживавшими себя феодальными
устоями. Выразители педагогической мысли Нового времени (Я.А. Коменский, Дж.
Локк, Ж-Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Вольтер, Д. Дидро, Ж.А.Н. Кондорсе, Л.М.
Лепелетье и др.) в своих трактатах выражали стремление сделать личность
свободной, посредством воспитания и обучения обновить духовную природу ребенка,
превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы
педагогического процесса.
В XIX столетии
общественно-педагогической мыслью Запада (И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Ф.А.В.
Дистервег и др.) была по-новому осознана самоценность, неповторимость
человеческой личности, чему немало способствовало приращение знаний,
заимствованных из философии и других наук о человеке и его воспитании.
Пристально изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания,
методология педагогической науки. Наметился поворот к психологическому
обоснованию учебно-воспитательного процесса, зарождались современные теории
социального воспитания.
(4).
В период Новейшего времени в педагогике произошли существенные сдвиги.
Незыблемые прежде педагогические теории, направленные главным образом на
формирование культуры мышления, предусматривавшие жесткое управление
педагогическим процессом, оказались в начале XX в. под вопросом.
В начале XX столетия в зарубежной
педагогике прослеживаются два основных течения: педагогический традиционализм и
реформаторская педагогика, или новое воспитание.
С конца 1970-х гг. по оценкам экспертов
практически во всех странах Запада стало снижаться качество образования.
Вследствие этого в них начинается реформирование систем образования. В 1980-х
гг. за основу реформ была взята следующая идея: образование должно не только
отражать современный уровень развития науки, техники, производства,
общественных отношений, но и соответствовать планируемому уровню
научно-технического развития начала XXI в.
В настоящее время школьная система
большинства европейских стран имеет следующую структуру: начальная школа –
неполная средняя школа – полная средняя школа. По завершении начального и
неполного среднего образования учащиеся распределяются по трем основным учебным
потокам: полная общеобразовательная школа академического уровня, которая
ориентирует школьников на поступление в университет; средняя школа с упором на
подготовку к обучению в техническом вузе; профессиональные учебные заведения.
Широкое распространение получило дистанционное образование, развитие которого
считается реальным проявлением демократизации высшего образования.
Среди основных тенденций в развитии школьного
образования на рубеже XX–XXI вв. исследователи выделяют расширение
дифференциации обучения и воспитания, ориентацию на многопрофильность и
вариативность образования (способность образования соответствовать мотивам и
возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных
обучающихся), увеличение возможностей выбора моделей образования, модернизацию
всех ступеней образовательной системы в связи с изменяющимися требованиями
общества и др.
Итак, историю зарубежного образования и
педагогической мысли необходимо рассматривать как неповторимое
культурно-историческое явление, в котором процесс гуманизации нарастал по мере
демократизации общества, ускорения формирования критериев образования на основе
познания закономерностей природы и общества.
3.Закрепление. На второй половине пары я предлагаю вам
практическую работу «Новая школа С. Френе». Приложение. Раздаточный материал. 4.Запись
домашнего задания. Дайте общую оценку особенностей и
результатов развития школы, и педагогики в Западной Европе. Выполните свой прогноз развития
образования на ближайшие 100 лет. Перечислите возможные открытия, которые могут
быть сделаны в этой области. 5. Итог урока. Использованная литература,
источники 1. Джуринский А.М. Педагогика: история
педагогических идей: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России,
2000. – 352 с. 2. Джуринский А.Н. Педагогическое
образование: вопросы преподавания истории педагогики // Педагогика. – 2006. №
9. – С. 67–72. 3. Джуринский А.М. Размышления над
историей педагогики // Педагогика. – 2001. – №6 – С. 72–79. 4. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д.
История зарубежной педагогики и философия образования. Ростов н/Д: Феникс,
2000. – 480 с. 5. История педагогики. От зарождения
воспитания в первобытном обществе до середины XVIII в. / Под ред. А.И.
Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. Ч. 2. – 304 с. 6. Капранова В.А. История педагогики:
учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – 240 с. 7. Лушников А.М. История педагогики:
Учеб. пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. 2-е изд.,
перераб., доп. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1994. – 368 с. 6. Хуторской А.В. Практикум по дидактике
и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004. - 541 с. Приложение. Раздаточный материал.
Французский педагог Селестен Френе
(1896-1966) разработал 30 педагогических инвариантов, выполняющих роль
принципов школьной системы, например:
Инвариант 1. Природа ребенка такая же,
как и природа взрослого.
Инвариант 7. Любой человек предпочитает
сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.
Инвариант 13. Знания добываются опытным
путем, а не изучением правил и законов, как иногда думают. Браться в первую
очередь за правила и законы — все равно что ставить повозку впереди лошади.
Инвариант 19. Выставление отметок
успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.
Инвариант 20. Учителю нужно как можно
меньше говорить.
Основой учебного процесса в школе Френе
является создание учениками свободных текстов на выбранную учебную тему.
Тиражирование ученических текстов происходит в школьной типографии. Вместо
учебников — система карточек, содержащих математические задачи, грамматические
упражнения, рассказы, иные тексты и задания по различным наукам и дисциплинам.
В соответствии с месячным планом учителя
каждый ученик составляет свой индивидуальный недельный план занятий, в котором
отражаются основные его виды деятельности: указывается, сколько свободных
текстов он составит и на какие темы, отмечаются номера карточек, задания из
которые будут выполнены, определяются виды трудовой деятельности (работа в
мастерской, в саду, на скотном дворе и т. п.).
На основе принципа природосообразности
Френе разработал естественный метод обучения языку. Сначала учитель организует
творчество детей, предлагает им нарисовать происходящее. Затем выслушивает
рассказы детей и записывает их на доске, иллюстрируя рисунки, ученики соотносят
устные слова с их письменным отображением. Ребенок говорит, затем видит, как
его речь фиксируется на доске в новой для него форме, сравнивает эту форму со
сказанным. Когда дети начинают интересоваться письменными обозначениями букв,
учитель предлагает им просто перерисовывать написанный и значимый для них
текст. Ребенок пишет буквы, еще не зная их. Затем он может сам превратить этот
рукописный текст в печатную страницу (с помощью типографии) и послать ее
друзьям.
Естественный процесс овладения языком в
школе Френе предполагает следующую последовательность: от устной речи к письму
и далее — к чтению. Каковы должны быть аналогичные подходы к естественному
обучению другим предметам?
Принцип «познания на ощупь»
предполагает, что узнавание и понимание учеником происходят параллельно. Как
данный принцип должен сочетаться с другими дидактическими принципами?
Каким образом предупредить возможное
отсутствие последовательности в рассмотрении материала учениками, которые сами
выбирают себе темы для изучения?
1. Выскажите
свое отношение к инвариантам и принципам организации обучения в школе Френе с
точки зрения их личностной ориентации.
2. Инвариант
11 Селестена Френе гласит: «Наиболее эффективный путь усвоения знаний — не
наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные приемы
традиционной школы, а экспериментальное нащупывание — естественный и универсальный
метод познания». Может ли «экспериментальное нащупывание» включать в себя
наблюдение, объяснение, демонстрацию?
3. Приведите
примеры своих инвариантов, которые, на ваш взгляд, могут быть присущи школе С.
Френе.
4. Существуют
ли границы применимости в современной школе метода свободных текстов? Есть ли
учебные предметы или темы, в которых он неприменим?
5. Как
с помощью современной компьютерной техники заменить громоздкую типографию и
оперативно выполнять те творческие задачи, которые на нее возлагаются в школе
Френе?