ПРИВЕТ, МОЙ ДРУГ!
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Понедельник, 29.04.2024, 15:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [114]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 1-2 по Педагогике. «Генезис научной педагогики и школы в Западной Европе»
[ Скачать с сервера (22.9 Kb) ] 13.01.2014, 22:03

Урок 1-2. «Генезис научной педагогики и школы в Западной Европе»

Цель занятия: ознакомиться и освоить на уровне понимания особенности развития образования и педагогической мысли в странах Запада, заложить умение анализировать, сопоставлять, сравнивать основные этапы развития зарубежной педагогики.
 
Тип урока: комбинированный урок
 
Методы урока: лекция с элементами беседы, практический.
 
Ход урока
 
1.     Организационный момент.
 
- Добрый день, товарищи студенты! Для плодотворной работы на уроке нам сегодня понадобится хорошее настроение. Так улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
 
2.     Изучение нового материала.
 
ПЛАН УРОКА:
 
1.  История образования и педагогики в эпоху Античности.
2. Развитие педагогических традиций Западной цивилизации в период Средних веков (V-XVI вв.).
3. Философско-педагогическая мысль Нового времени в Западной Европе. (XVII-нач. XX вв.).
4. Зарубежная педагогика и школа в Западной Европе в XX- нач. XXI в.
 
(1). В рамках цивилизационного подхода к истории развития образования и педагогической мысли в странах Запада можно выделить четыре этапа: цивилизации Древнего мира (IV в. до н.э. – 476 г. н.э.), средневековые цивилизации (конец V – XVI вв.), цивилизации Нового времени (XVII – XIX вв.), цивилизации Новейшего времени (XX – начало XXI вв.).
Важнейшим этапом развития школы и педагогической мысли стала эпоха Античности. Педагогические учения и система воспитательных институтов достигли высокого уровня в Древней Греции к IV в. до н.э. и в Риме к концу I в. до н.э. Именно в Античности сложились педагогические идеалы, послужившие образцом для последующих эпох.
Существенными характерными, отличительными свойствами образования периода Античности являлись: философское объяснение организации обучения и воспитания, классовый подход в образовании (учебные заведения были предназначены для свободных и преимущественно состоятельных граждан), сильное влияние религии на образование. Они определяли изменения в структуре, организации, дидактических принципах образования и средствах обучения.
В Греции особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. В этих полисах использовались схожие методы преподавания. В качестве основного выступал метод подражания образцам (мифическим героям, богам и персонажам поэм античных авторов). Там практиковались некоторые общие педагогические факторы, например религия, гимнастика, музыка, природа. Но они применялись с разными целями, резко отличными способами, следовательно, и результаты были разными. Спартанская система воспитания, несмотря на то, что в ней было много интересного и разумного, представляла собой лишь тень афинской, как бы подчеркивала ее достоинства и превосходство. Например, характерной чертой афинской системы была свобода, привлекательность, полнота и разносторонность, а в Спарте основной упор делался на гимнастические упражнения, длительные походы, закаливания, исходя из цели воспитания – подготовка воина, там не почитались наука и искусство.
Первые античные системы воспитания были предназначены для рабовладельцев. Уделом рабов был тяжелый физический труд, считавшийся недостойным свободного человека.
Греческая образовательная система оказала существенное воздействие на становление обучения и воспитания в Древнем Риме. Одной из главных сторон образования в Риме было внимание к грамматике, литературе, риторике. Педагогическая цель заключалась в подготовке верноподданного чиновника.
Древнегреческая и римская цивилизации дали миру немало превосходных философов и ораторов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании (Демокрит, Сократ, Платон, Антисфен, Аристотель, Цицерон, Плутарх, Катон Старший, М.Ф. Квинтилиан и др.). Их многое объединяет в идеях образования: помещение свободной личности в центр мироздания (человек – сам творец своей судьбы), явно выраженный рациональный взгляд на человека, трактовка многобожия как модели земной жизни (до провозглашения императором Константином христианства официальной религией в Римской империи в 313 г.), приверженность семейной педагогике.
 (2). В 476 г. под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Это дата – точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в XVI в. Огромную роль в организации школьного дела и своеобразии педагогической мысли в средневековых цивилизациях сыграли следующие особенности: переплетение варварских культурно-воспитательных традиций с античной культурой и христианством по римскому образцу (католицизм), влияние сословности на образование (у каждого сословия должны быть свои учебно-воспитательные учреждения), слабая государственная регламентация в сфере образования (осуществление государством функций по контролю и надзору в этой сфере), почти полная зависимость от церкви практики и теории воспитания.  Эти особенности определяли типы школ, методы преподавания, программы обучения, содержание учебной литературы.
Перечень учебных предметов в школе был составлен церковью – «семь свободных искусств», которые объединялись в «тривиум» и «квадривиум» (грамматика, риторика, диалектика + арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Матерью всех наук считалась грамматика. Обучение велось на латинском языке, овладение которым начиналось с механического заучивания текстов. Книги были дорогими и, как правило, на школу приходился один учебник (Псалтырь).
В период Средневековья в Европе сложилось несколько типов церковных школ (монастырские, приходские, соборные). Христианская церковь сохраняла лишь выборочные остатки древней образованности (латынь), продолжающие культурные традиции и связывающие разные эпохи.
Важную роль в культуре, науке, образовании сыграла схоластика – религиозная философия. Она объединила в себе богословие, философию, с юридическими, естественными, медицинскими и др. знаниями, входившими в «тривиум» и «квадривиум». Схоластика ускорила создание первых университетов, важнейших символов высшего образования. Первые университеты появились в Солерно и Болонье в XI в., затем в Париже (1208). В них учились те, кто овладел «квадривиумом» и хотел высших знаний. По образцу первых (особенно Парижского) в XIII–XV вв. создаются университеты во многих городах Европы: Кембридже (1231), Неаполе (1224), Праге (1348) и др. Деление на факультеты появляется в Парижском университете в XIII в. В нем был низший, подготовительный и три высших факультета: богословский, медицинский, юридический. Обучающийся на подготовительном факультете получал степень бакалавра, а при успешном окончании его – магистра «свободных искусств». После этого ему разрешалось поступать на любой из высших факультетов и стать доктором права, медицины, богословия. В конце XV в. появилось деление на семестры. Сами занятия представляли собой лекции и практикумы. Лекции читались не по курсам наук, а по книгам.
К XII в. относится появление сочинений по вопросам образования и воспитания. Идеологи средневековой педагогики (П. Абеляр, В. де Бове, Ф. Аквинский, Г. Сен-Викторский и др.) отражали особенности коллективного сознания, ограниченные принадлежностью к конфессиям, этносам и сословиям.
Представители культурно-идейных течений Возрождения и Реформации (Т. Мор, Т. Кампанелла, М. Лютер, Х. Л. Вивес, В. да Фельтре, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, М. Монтень и др.) предложили педагогические учения, направленные на освобождение человека от жестких социкультурных нормативов. Они осуждали суровость традиционного воспитания, критиковали состояние связей воспитания с внешним миром, преподаванием научного знания, с сарказмом говорили о схоластических штудиях и учебниках.
 (3). В XVII в. школа и педагогика в Западной Европе вступает в новый исторический этап – Новое время. Для западной цивилизации XVII–XIX вв. характерны следующие отличительные черты: генезис национальных государственных систем образования, переход к всеобщему начальному образованию, секуляризация образования (освобождение от религии), отсутствие преемственности (связь этапов образования) между начальным и средним уровнем обучения, господство сословности в образовании, рост числа светских учебных заведений, усложнение программ обучения. Эти особенности объективировали цели, принципы, направления, результаты воспитания и обучения.
В XVII–XVIII вв. экономические и социальные условия жизни вступали в противоречие с изживавшими себя феодальными устоями. Выразители педагогической мысли Нового времени (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Вольтер, Д. Дидро, Ж.А.Н. Кондорсе, Л.М. Лепелетье и др.) в своих трактатах выражали стремление сделать личность свободной, посредством воспитания и обучения обновить духовную природу ребенка, превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса.
В XIX столетии общественно-педагогической мыслью Запада (И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Ф.А.В. Дистервег и др.) была по-новому осознана самоценность, неповторимость человеческой личности, чему немало способствовало приращение знаний, заимствованных из философии и других наук о человеке и его воспитании. Пристально изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса, зарождались современные теории социального воспитания.
 (4). В период Новейшего времени в педагогике произошли существенные сдвиги. Незыблемые прежде педагогические теории, направленные главным образом на формирование культуры мышления, предусматривавшие жесткое управление педагогическим процессом, оказались в начале XX в. под вопросом.
В начале XX столетия в зарубежной педагогике прослеживаются два основных течения: педагогический традиционализм и реформаторская педагогика, или новое воспитание.
С конца 1970-х гг. по оценкам экспертов практически во всех странах Запада стало снижаться качество образования. Вследствие этого в них начинается реформирование систем образования. В 1980-х гг. за основу реформ была взята следующая идея: образование должно не только отражать современный уровень развития науки, техники, производства, общественных отношений, но и соответствовать планируемому уровню научно-технического развития начала XXI в.
В настоящее время школьная система большинства европейских стран имеет следующую структуру: начальная школа – неполная средняя школа – полная средняя школа. По завершении начального и неполного среднего образования учащиеся распределяются по трем основным учебным потокам: полная общеобразовательная школа академического уровня, которая ориентирует школьников на поступление в университет; средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом вузе; профессиональные учебные заведения. Широкое распространение получило дистанционное образование, развитие которого считается реальным проявлением демократизации высшего образования.
Среди основных тенденций в развитии школьного образования на рубеже XX–XXI вв. исследователи выделяют расширение дифференциации обучения и воспитания, ориентацию на многопрофильность и вариативность образования (способность образования соответствовать мотивам и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных обучающихся), увеличение возможностей выбора моделей образования, модернизацию всех ступеней образовательной системы в связи с изменяющимися требованиями общества и др.
Итак, историю зарубежного образования и педагогической мысли необходимо рассматривать как неповторимое культурно-историческое явление, в котором процесс гуманизации нарастал по мере демократизации общества, ускорения формирования критериев образования на основе познания закономерностей природы и общества.
 
3.     Закрепление.
 
На второй половине пары я предлагаю вам практическую работу «Новая школа С. Френе».
Приложение. Раздаточный материал.
 
4.     Запись домашнего задания.
 
Дайте общую оценку особенностей и результатов развития школы, и педагогики в Западной Европе.
Выполните свой прогноз развития образования на ближайшие 100 лет. Перечислите возможные открытия, которые могут быть сделаны в этой области.
5. Итог урока.
 
Использованная литература, источники
 
1. Джуринский А.М. Педагогика: история педагогических идей: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 352 с.
2. Джуринский А.Н. Педагогическое образование: вопросы преподавания истории педагогики // Педагогика. – 2006. № 9. – С. 67–72.
3. Джуринский А.М. Размышления над историей педагогики // Педагогика. – 2001. – №6 – С. 72–79.
4. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 480 с.
5. История педагогики. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVIII в. / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. Ч. 2. – 304 с.
6. Капранова В.А. История педагогики: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – 240 с.
7. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. 2-е изд., перераб., доп. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1994. – 368 с.
6. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004. - 541 с. 
 
 
 
 
 
Приложение. Раздаточный материал.
Новая школа С. Френе.
Французский педагог Селестен Френе (1896-1966) разработал 30 педагогических инвариантов, выполняющих роль принципов школь­ной системы, например:
Инвариант 1. Природа ребенка такая же, как и природа взрослого.
Инвариант 7. Любой человек предпочитает сам выбирать себе рабо­ту, даже если этот выбор ему невыгоден.
Инвариант 13. Знания добываются опытным путем, а не изучением правил и законов, как иногда думают. Браться в первую очередь за правила и законы — все равно что ставить повозку впереди лошади.
Инвариант 19. Выставление отметок успеваемости и классифика­ция учеников в принципе ошибочны.
Инвариант 20. Учителю нужно как можно меньше говорить.
Основой учебного процесса в школе Френе является создание уче­никами свободных текстов на выбранную учебную тему. Тиражиро­вание ученических текстов происходит в школьной типографии. Вместо учебников — система карточек, содержащих математические задачи, грамматические упражнения, рассказы, иные тексты и задания по раз­личным наукам и дисциплинам.
В соответствии с месячным планом учителя каждый ученик состав­ляет свой индивидуальный недельный план занятий, в котором отража­ются основные его виды деятельности: указывается, сколько свобод­ных текстов он составит и на какие темы, отмечаются номера карточек, задания из которые будут выполнены, определяются виды трудовой деятельности (работа в мастерской, в саду, на скотном дворе и т. п.).
На основе принципа природосообразности Френе разработал есте­ственный метод обучения языку. Сначала учитель организует творче­ство детей, предлагает им нарисовать происходящее. Затем выслуши­вает рассказы детей и записывает их на доске, иллюстрируя рисунки, ученики соотносят устные слова с их письменным отображением. Ре­бенок говорит, затем видит, как его речь фиксируется на доске в новой для него форме, сравнивает эту форму со сказанным. Когда дети на­чинают интересоваться письменными обозначениями букв, учитель предлагает им просто перерисовывать написанный и значимый для них текст. Ребенок пишет буквы, еще не зная их. Затем он может сам превратить этот рукописный текст в печатную страницу (с помощью типографии) и послать ее друзьям.
Естественный процесс овладения языком в школе Френе предпола­гает следующую последовательность: от устной речи к письму и да­лее — к чтению. Каковы должны быть аналогичные подходы к есте­ственному обучению другим предметам?
Принцип «познания на ощупь» предполагает, что узнавание и по­нимание учеником происходят параллельно. Как данный принцип должен сочетаться с другими дидактическими принципами?
Каким образом предупредить возможное отсутствие последова­тельности в рассмотрении материала учениками, которые сами выби­рают себе темы для изучения?
1.      Выскажите свое отношение к инвариантам и принципам органи­зации обучения в школе Френе с точки зрения их личностной ориентации.
2.      Инвариант 11 Селестена Френе гласит: «Наиболее эффективный путь усвоения знаний — не наблюдение, не объяснение и не демон­страция, составляющие основные приемы традиционной школы, а экспериментальное нащупывание — естественный и универ­сальный метод познания». Может ли «экспериментальное нащупывание» включать в себя наблюдение, объяснение, демонстрацию?
3.      Приведите примеры своих инвариантов, которые, на ваш взгляд, могут быть присущи школе С. Френе.
4.      Существуют ли границы применимости в современной школе метода свободных текстов? Есть ли учебные предметы или темы, в которых он неприменим?
5.      Как с помощью современной компьютерной техники заменить громоздкую типографию и оперативно выполнять те творческие задачи, которые на нее возлагаются в школе Френе?

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 1299 | Загрузок: 41
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Интернет урок
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Фед. ин-т пед. изм-ний
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Глобус
    Наш опрос
    Любимая пора года?
    Всего ответов: 170
    АФОРИЗМЫ
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2024